СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прием сравнения на уроке кубановедения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у учащихся умение сравнивать, вырабатывать единый подход к различным явлениям.

Рассмотрение технологии применения сравнения на уроке кубановедения

Просмотр содержимого документа
«"Прием сравнения на уроке кубановедения"»

Применение приёма сравнения на уроках кубановедения.

Выполнила:

Кравченко Олеся Ивановна

Учитель кубановедения

МБОУ СОШ 31 им. В. В. Толкуновой

п. Родники. МО Белореченский район.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез, соотнесение.   В  процессе обучения кубановедению мной часто используются данные приёмы  умственных действий, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала, но хотелось бы более подробно остановиться на приёме сравнения. 

Что же такое сравнение? В педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение данному термину:

Сравнение – одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними.

С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.

Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.

Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений. Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, в самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.

Объектом сравнения в курсе кубановедения средней школы могут быть: исторические события и явления, исторические эпохи, историческое время, отдельные личности, географическое положение, культура, традиции и обычаи.

В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы, диаграммы. Широко применяются исторические документы. видеозаписи. 

Приёму сравнения на уроках кубановедения я начинаю обучать в начале 5 класса. Поподробнее остановимся на практических примерах.

5 класс. Тема: «Появление человека современного облика»

Сводная таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Ранний палеолит

Линия сравнения

Поздний палеолит

пещера

Место жительства

Ухоженная пещера

Человеческое стадо

Общественная огранизация

Родовая община

Камень (рубило, режущие осколки)

Орудия труда

Камень + кость (гарпун, кинжал, копьеметалка)


6 класс. Тема: «Ногайцы на Кубани». Если в 5 классе использовалась собственно таблица, в 6 классе используем новую графу «сходства и различия»


Линия сравнения

Адыги

Ногайцы


Различия

Образ жизни

Оседлый

Кочевой

Занятость населения

Земледелие, скотоводство,

бортничество

Кочевое скотоводство


Сходства

Общественный строй

Феодальный

Религия

Ислам


Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

  •  Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы

  •  Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий

  •  Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)

5 класс. Тема: «Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры»


Майкопская

Дольменная

Катакомбная

Ямная

Занятия племен

Скотоводство, земледелие

Скотоводство, земледелие

Скотоводство

Скотоводство

С чем связано название

Географическое положение

Обряд захоронения

Обряд захоронения

Обряд захоронения

Период

4-3 тыс. до н. э.

2700-1400г.

до н. э.

3-2 тыс.

до н. э.

3 тыс. до н. э.

Обряд захоронения

курган

дольмены

катакомбы

яма


Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся отличительные признаки объектов, позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: информацию; развитие монологической речи; выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать.

Прием сравнения хорошо применять, используя различные таблицы, как уже готовые (взятые в рабочих тетрадях), так и составленные обучающимися на уроке. Вопросы для сравнения могут предлагаться как учителем, так и самими учащимися в ходе работы.

Таблица проецируется на экран с помощью проектора. При его отсутствии может быть нарисована на доске, или на плакате.

Очень удобно рассматривать сравнение через диаграмму.

9 класс. Тема: «Особенности географического положения Краснодарского края» в виде самостоятельной работы сравнить площадь 3х самых крупных районов, рассчитать их плотность населения и представить это в виде диаграммы. Ответить на вопрос: «Почему крупные по площади районы имеют малую численность населения?»

Работа с диаграммой формирует у учащихся умение видеть за статистическим материалом развитие общественных явлений, определять внутренние связи между ними. Диаграммы используются и для сравнения или сопоставления изучаемых явлений, процессов, ограниченных во времени. Диаграммы дают возможность лаконично выразить сложные процессы. Опыт свидетельствует, что учащиеся слабо разбираются в данных статистики, не всегда понимают язык цифр, не связывают цифровой материал с социально- экономическими процессами, не могут установить тенденцию развития. Часто они привлекают цифровые данные только для иллюстрации отдельных положений.

 Очень плодотворно использовать приём сравнения при работе с историческим документом. Работа с документом учит ребят применять методы исследовательского характера, изучать, анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять общие черты и различия, давать собственную оценку.   Исходя из данного примера видно, что используя приём сравнения, школьники учатся чётко определять линии сравнения, находить в документах общие черты и различия. Затем, проанализировав таблицу, в ходе дискуссии, учащиеся делают выводы. Таким образом, формирование приёма сравнения у учащихся на уроках и обучение их обобщению на основе этого приёма способствует развитию у детей наблюдательности, вырабатывает умение логически мыслить, делать выводы, ведёт к сознательному усвоению материала и подготавливает к самостоятельному обобщению знаний. В заключении нужно сказать, что оформление своих записей в виде таблиц помогает им более наглядно представлять то, что они записывают как вывод или как основные положения того или иного вопроса. Это приучает их лучше анализировать события и явления, развивает логику мышления и особенно логику сравнения и сопоставления. Анализ передового педагогического опыта позволяет констатировать, что рационально организованная технология сопоставления способствует овладению глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!