СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прекрасный наш язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка внеклассного мероприятия может использоваться учителями русского языка и литературы как для проведения Недели русского языка и литературы, так и для организации праздника День русского языка.

Просмотр содержимого документа
«разработка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Староникольская основная общеобразовательная школа»















Конспект внеклассного мероприятия

«Прекрасный наш язык»









Подготовила

учитель русского языка и литературы

Колпакова Е.С.

















2015 год

Внеклассное мероприятие

«Прекрасный наш язык»


Цель: прививать интерес к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие;

развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить;

воспитывать у учащихся бережное отношения к родному слову, интерес к изучению родного языка и более глубокому его изучению во внеурочное время.


Оборудование: высказывания лингвистов, писателей и поэтов о русском языке, карточки с заданиями для команд,мр3 запись « Песня о русском языке» (Музыка Г. В. Гладкова, слова О. А. Александровой)


Высказывания А.С.Пушкина о русском языке: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности», «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».


Форма проведение: интеллектуальный вечер - конкурс.


Участники : учащиеся 5-9 классов.


Описание применения материала в учебно – воспитательном процессе: увеличение нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес школьников к урокам русского языка и литературы. В общей системе мероприятий по повышению качества знаний учащихся по русскому языку и литературе, приобщения их к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развития художественного восприятия окружающего мира большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Одним из наиболее эффективных способов является проведение внеклассных мероприятий по предмету, тематических недель. Данная разработка внеклассного мероприятия может использоваться учителями русского языка и литературы как для проведения Недели русского языка и литературы, так и для организации праздника День русского языка. Вечер-конкурс «Прекрасный наш язык» включает в себя две части. В первой, теоретической, учащиеся вспомнят высказывания русских и советских писателей и поэтов о русском языке, прочитают стихотворения о русском языке. А вторая, практическая, поможет выявить знатоков русского языка среди учащихся. Важным моментом является то, что интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности, они развивают теоретическое мышление, требуя формулирование понятий, выполнения основных мыслительных операций.








Сценарий мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем вечер-конкурс «Прекрасный наш язык», который включает в себя две части. В первой, теоретической, мы все вместе вспомним высказывания русских и советских писателей и поэтов о русском языке, вы прочитаете стихотворения о русском языке. А во второй, практической, мы выявим знатоков русского языка и литературы среди участников нашей встречи. Итак, начинаем!

Чтец: Наш язык — наша гордость и сила,

Он звучит мелодично, красиво,

В этот день, получив вдохновение,

Мы проявим все дань уважения!

Пусть в домах он звучит, процветает,

Пусть улыбка всегда расцветает,

Мы ведь родину любим —

И важно сохранить наш язык,

Чтобы в каждом слове — любовь зазвучала,

Чтоб Россия — всегда побеждала!

В память русских великих поэтов

Праздник этот с размахом отметим!

Ведущий: А вы знаете, что праздник День русского языка очень молодой. Появился он в международном календаре в 2010 году, когда департамент ООН по связям с общественностью предложил учредить праздники, посвященные шести официальным языкам организации. Соответствующее решение было принято накануне Международного дня родного языка, отмечаемого ежегодно 21 февраля по инициативе ЮНЕСКО.

Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал Иван КЛИМЕНКО на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года. В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира". Но никто в России на это предложение не отреагировал.

Еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А. С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля поздравлял Президент Российской Федерации.

Идею в 2010 году поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка. А через год 6 июня 2011 года соответствующий указ был подписан и президентом Российской Федерации: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина».

Почему А.С.Пушкин? Да все очень просто: А.С. Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. А перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски.

Чтец: Достояние народа — русский сильный наш язык.

Заложил основы слова — Пушкин — грамотности сын!

И культурное наследие мы несем теперь в письме.

Знать правописание важно даже детям во дворе.

Ведь как можно жить без сказки, что написана Творцом.

Разливается чернило чисто русским языком!


Выступление учащихся 5-6 классов

1 ученик

Дата выбрана не зря —

День рожденья языка!

Знает ведь не только русский —

В этот день родился Пушкин.

4 ученик

Поздравляю всех, кто пишет,

Знает, любит, говорит,

Ну, а может, просто слышал,

Про великий наш язык!

2 ученик

Как велик и прекрасен наш русский язык,

Век от века лишь силы набравшись,

В наши жизни с младенческих лет он проник,

С молоком материнским впитавшись.

5 ученик

Выражайтесь аккуратно,

Точно, емко и понятно:

Говорите, что хотите,

Но язык вы свой любите.

3 ученик

Славный, сильный и могучий,

Иногда бываешь жгучий,

Гордость наша на века.

Русский с нами навсегда!

6 ученик

Скажем мы по-русски вам,

Верьте нашим вы словам,

Что могуч, красив, велик

Самый лучший наш язык!


Ведущий: Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. На нём мы общаемся с самыми близкими нам людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, нашими друзьями.

Русский язык — это громада, великий и неповторимый, благозвучный и мелодичный, сложный и неоднозначный. С Днем Русского Языка, пусть его звучание не умолкает никогда, пусть всегда будут те, кто говорит на нем и гордится тем, что является носителем русского языка.

А у нас с вами впереди игра КВН. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Как вы это сделаете? При входе в зал вы получили карточки, они не простые: в каждой из них спрятано высказывание А.С. Пушкина о русском языке. Ваша задача «собрать» фразу. Те, кто будут в одной группе и составят команду.


1 фраза А.С. Пушкина

2 фраза

«Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».


«Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».


Правила игры: в игре три тура, в каждом туре по несколько вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая набольшее количество баллов в трёх турах.

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.



Ход игры.

1 тур «Разминка».

Задание 1.

- Наигравшись во всевозможные компьютерные игры, вы, наверное, и представить себе не можете, как жили ваши предки лет сто или двести назад. Ведь у них же не было компьютера! Во что они вообще могли играть дома? Но вы ошибаетесь. Наши с вами прабабушки и прадедушки еще как умели развлекаться! В какие только игры они не играли, собираясь веселой и дружной компанией!

Одной из самых любимых была игра в «живые шарады». Присутствующие делились на команды и загадывали какое-нибудь слово, составленное из нескольких других. Для того, чтобы хорошо играть в шарады надо иметь не только артистические способности, но и сообразительность, и чувство юмора. Вот почему «живые шарады» любили и взрослые и дети. В эту замечательную веселую игру с большим удовольствием играл и А.С.Пушкин. А один известный академик-физик как-то в сказал, что лучшим своим изобретением считает шараду, которую он однажды изображал с друзьями. Загадано тогда было имя знаменитого голландского ученого и писателя 16-го века Эразма Роттердамского. А изображалось это так: сначала перед зрителями появились несколько ребят и хором (разом) сказали «Э!» (то есть «Э разом», а слышится «Эразм»), а потом один из них подбежал к даме из другой команды и шутливо потер ей рот (получилось «Рот тер дамский»). Но в шарады можно играть и в одиночку, если загаданное слово описать (сначала по частям, а затем и в целом) в кратком стихотворении. Ваша задача отгадать несколько моих шарад:

  1. Суровый оклик часового,

И то, что любят грызть собаки,

А в целом — доблесть рядового

Бойца в походе иль атаке. (стой-кость)



  1. Начало слова — лес,

Конец — стихотворенье,

А целое растет,

Хотя и не растенье. (бор-ода)


  1. Рожденный ползать извивается вначале,

За ним пилот прославленный парит,

А кто меня испытывал, едва ли

Отныне по ночам спокойно спит. (уж-ас)


  1. Корова вам подскажет первый слог,

Смеясь, легко отыщете другой.

Ответ садится нагло на пирог

Иль чешет крылья заднею ногой. (му-ха)


  1. Слог первый ты отыщешь в алфавите,

Второй тебя средь книжек ждет давно,

А целое есть в пухе и в граните,

Хотя его увидеть не дано. (а-том)



6.Вот первый слог, он раньше жил в Иране,

Второй за ним влачился до заката,

А их союз на ручке милой пани

Переливался и сверкал когда-то. (перс-тень)

Задание 2.

- Давайте проведем блицтурнир, вы должны быстро отвечать на мои вопросы. Баллы в этом конкурсе получает команда, которая раньше других ответит на вопрос.

1. Какое женское имя состоит из 30 букв я? (Зоя)

2. Какими частями речи могут быть слова: пила, ожег, простой, гнет.

3. Какой словарь поможет нам узнать значение и происхождение устойчивых словосочетаний? (Фразеологический словарь)

4. Как называются данные пары слов: адресат – адресант, факт –фактор, искусный – искусственный? (Паронимы)

5. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Таня – Ваня, Маша- Даша- Саша)

6. В слове ёж звуков больше или меньше, чем звуков? (Больше)

7. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё)

8. Являются ли однокоренными слова: гимназист, гимн, гимнастерка? (Не являются)

Задание 3.

- Не знаю как другим, а мне всегда нравились гибриды. Но еще больше мне нравятся гибриды словесные. Придумывать их можно разными способами. Можно «склеивать» разные слова, получая новые, а можно конструировать оригинальные стихотворения из классических строчек. Но самое интересное — смешивать всем известные фразы (чаще всего берутся пословицы или поговорки) так, чтобы получилось что-нибудь смешное и неожиданное, а иногда и поучительное.

Например : Не плюй в колодец — пригодится воды напиться и Слово не воробей — вылетит, не поймаешь. Соединяем вместе их и получаем забавный совет: Не плюй в колодец — вылетит, не поймаешь. А теперь вы попробуйте догадаться, из чего составлены следующие фразы.

(Карточки с фразами получают обе команды)

Баба с возу недалеко падает.

Баба с возу недалеко падает.

Сытое брюхо и кошке приятно.

Сытое брюхо и кошке приятно.

У семи нянек кобыле легче.

У семи нянек кобыле легче.

Смотришь в книгу — ума не надо.

Смотришь в книгу — ума не надо.

На чужой каравай отворяй ворота.

На чужой каравай отворяй ворота.


Задание 4.

- Однажды Пушкин гостил у знакомого графа. Уютно устроившись в кресле, поэт читал какую-то книгу. Неподалеку, на диване, возлежал граф, а на полу около него резвились его дети. Очень скоро хозяин заскучал.

— Саша, — обратился граф к Пушкину, — скажи что-нибудь экспромтом.

Пушкин тут же отложил книгу и, не задумываясь, выпалил:

— Детина полоумный лежит на диване.

Граф не на шутку рассердился.

— Что вы себе позволяете, Александр Сергеевич?! — строго произнес он, чуть приподнявшись на диване.

— Ничего особенного, — лучезарно улыбнулся Пушкин. — Просто вы меня не поняли. Я сказал всего лишь: «Дети на полу, умный лежит на диване! »

Забыв обиду, граф расхохотался, а Пушкин, как ни в чем ни бывало, снова уткнулся в книгу…

Вот так развлекалось солнце нашей поэзии в свободное от написания шедевров время. Суть этой забавы в том, чтобы отыскивать такие предложения, в которых одна половинка отличается от другой лишь расстановкой пробелов между словами. Такие словесные диковины называются гетерограммами (другое название равнобуквицы).

Вот несколько забавных примеров, ваша задача прочитать эту фразу, так, чтобы она приобрела другой смысл :

Фразы

ответы

Подними-ка бачки

под ними кабачки

Раз ору — жить хочу

Разоружить хочу.

Или на мушке терпи сто лет

или на, мушкетер, пистолет!

В блин даже

в блиндаже

Не грусти, Рая

негру стирая!

Богач, тут

Бога чтут!

Ты желаешь удачи?

Ты же лаешь у дачи!

В «супере» диск, а

в супе редиска


2 тур «Творчество»

Задание 1

- Держу пари, что вы не раз слышали этот забавный стишок:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Чертили чрезвычайно чисто!


- Буква ч превращает весь стих в маленький веселый паровозик — чу-чу-чу… Вот как много может всего только одна буква, особенно если она стоит в начале слов! Такого рода стихи, рассказы или просто предложения известны в литературе и называются тавтограммами («тежебуквицы»). Стоит только увлечься тавтограммами, и они уже тебя не отпустят. Попробуйте сами! Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву М (1 команда) и на В (2 команда).


Задание 2.

- А сейчас мы посмотрит, также вы искусно владеете карандашами и красками, как словом. Вам нужно «создать» обложку к одной из сказок А.С. Пушкина.


Задание 3.

- Я с детства завидовала математикам. Как у них все четко и ясно устроено! Дважды два четыре, от перестановки слагаемых сумма не меняется и так далее. А вот в нашей речи все гораздо сложнее и запутаннее. И от перестановки слагаемых результат очень меняется. Убедитесь сами: если переставить местами буквы-слагаемые в слове КАРЕТА, то получится слово РАКЕТА. Оказывается, подобных примеров в русском языке очень много! Ну а такие слова, которые получаются из других перестановкой букв, называются анаграммами.

Загадка, спрятанная в анаграмме, всегда привлекала любителей головоломок. Они придумали много разных игр и задачек на перемешивание букв, среди которых есть даже анаграммные кроссворды. Но я хочу рассказать только об одной из них, игре «в бирюльки». Задаются два слова, из букв которых надо «сложить» одно новое слово. Например: краса дам = маскарад. Так что и в словах есть своя таблица сложения! Попробуйте сами разгадать несколько «бирюлек».

кот + лес =?


треть + ад =?

тетрадь

иней + лак =?

линейка

мел + каска =?


сто градусов =?


три ответа =?



3 тур «Презентация»

- Сейчас у нас с вами заключительный конкурс, я назвала его «Презентация». В иллюстрированном толковом словаре современного русского языка читаем «Презентация – официальное представление общественности нового». Сегодня вы будете презентовать произведение А.С. Пушкина. Произведение и форму презентации вы выбираете самостоятельно. На подготовку презентации у вас есть 5 минут.

- Итак, наши команды готовы, им слово.

Выступление команд.

- А сейчас я предлагаю нашему жюри подвести итоги игры. Но болельщики и команды тоже не будут скучать, я предлагаю послушать Песню о русском языке. Она впервые была исполнена на 3-м очном туре Олимпиады в Москве 5 января 2005 г. Музыка Григория Васильевича Гладкова, слова Ольги Анатольевны Александровой, идея Владимира Яковлевича Замского

Прослушивание песни.

Слово жюри. Награждение команд



- К сожалению, наша с вами встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы получили не только максимум положительных эмоций, но и узнали много нового и интересного.

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком


Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.


Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

(Сергея Скачко «Язык»)





Список использованной литературы



  1. Русский язык на «пятерку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты/ И.В. Шустина. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010.

  2. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка/ В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.

  3. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. www.svetozar.ru/moscow/song.htm l (Песня о русском языке (Музыка Григория Васильевича Гладкова, слова Ольги Анатольевны Александровой)

  2. https://uhinovoe.ru/articles/6-viskazivanij-a-s-pushkina-o-russkom-yazike

  3. https://ru.m.wikipedia.org/wiki

  4. www.calend.ru/holidays/0/0/2811/

  5. www.pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-russkogo-yazyka/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!