СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление звука в памяти компьютера. Дискретизация звука.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление звука в памяти компьютера. Дискретизация звука.

Цели урока:

1. Систематизировать знания о звуковой информации, дать понятие о процессе дискретизации звука, познакомить учащихся со способами кодирования звуковой информации в компьютере, дать представление об основных звуковых форматах и способах создания звуковых файлов с помощью компьютера.

2. Продолжить работу над развитием логического мышления, умения анализировать и обобщать через актуализацию знаний и тестовые задания

3. Воспитывать самооценку.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения:комбинированный урок.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки – задания.

План урока:

1. Орг момент. Мотивация урока

2. актуализация знаний

3. изучение нового материала

4. тренировочные упражнения

5. итог урока

Ход урока

1. Организационный этап. Мотивация к уроку. (Сообщение цели и задач урока)

• Какие виды информации Вы знаете? (числовую, текстовую, графическую, звуковую, электромагнитную.)

• Какие действия можно совершать с информацией?

• Какие виды информации мы с вами уже изучили? (числовую, текстовую, графическую)

• Как вы думаете, о каком виде информации речь пойдет на этом уроке?(Звуковой.)

Молодцы. Конечно, речь пойдет о звуковой информации. Давайте поставим цели нашей с вами работы сегодня (ребята предлагают цели урока).

2. Актуализация знаний

Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы. Давайте вспомним основные положения.

А) Вопросы: 1) Что такое информация? 2) Что значит закодировать информацию? 3) Наименьшая единица информации. 4) Чему равно количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза? 5) Какие системы счисления вы знаете? 6) Назовите основания известных вам систем счисления. 7) Что называют мощностью алфавита? 8) Какое количество информации несет один символ алфавита мощность которого 256 символа? По какой формуле вы рассчитали? 9) Из каких символов состоит машинный (компьютерный) алфавит? 10) Что такое “информационный вес символа”? 11) Что такое мультимедиа? Назовите области применения мультимедиа. 12) Что надо сделать, чтобы закодировать графическую информацию?

3. Изучение нового материала

13) Что надо сделать, чтобы закодировать звуковую информацию? Учитель. Итак, нам предстоит сегодня на уроке узнать ответ на этот вопрос. Тема нашего урока: Представление звука в памяти компьютера. Дискретизация звука.

Вы знаете, что знание физики необходимо при изучении такой науки, как информатика. И сегодня мы почерпнем сведения из физики.

Презентация Представление звуковой информации в компьютере. С начала 9О-х годов персональные компьютеры получили возможность работать со звуковой информацией. Каждый компьютер, имеющий звуковую плату, микрофон и колонки, может записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию. С помощью специальных программных средств (редакторов звукозаписей) открываются широкие возможности по созданию, редактированию и прослушиванию звуковых файлов. Создаются программы распознавания речи и, в результате, появляется возможность управления компьютером при помощи голоса. А что же такое звук? Упругие волны в воздухе с частотой от 16 до 20000 Гц вызывают у человека звуковые ощущения. Волны с частотой меньше 16 Гц называют инфразвуковыми, а с частотой больше 20000 Гц - ультразвуковыми. Скорость распространения звука зависит от упругих свойств среды, ее плотности и температуры. Скорость звука не зависит от частоты. По принятой классификации звук подразделяют на музыкальные звуки (тоны) и шумы. Музыкальный звук это сложное колебание. Любое сложное колебание можно разложить на ряд гармонических колебаний, частоты которых в целое число раз больше частоты основного тона. Акустическим спектром называется разложение сложного звука на гармонические колебания с учетом их амплитуды и частоты. Акустический спектр музыкального звука является линейчатым. Шумы вызываются апериодическими колебаниями. Их спектр сплошной. Физически высоту тона определяет частота. Чем она больше, тем выше тон. Тембр зависит от формы сложного колебания и его гармонического спектра. Громкость есть функция двух переменных: силы звука и чувствительности уха. Сила звука это интенсивность, измеряемая в Вт/м2. Звук представляет собой звуковую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда сигнала, тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон. Для того чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть превращен в последовательность электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, причем для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды. Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени А(t) заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность “ступенек”.

Каждой “ступеньке” присваивается значение уровня громкости звука, его код (1, 2, 3 и т.д.). Уровни громкости звука можно рассматривать как набор возможных состояний, соответственно, чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирование звука. Количество различных уровней сигнала или состояний при данном кодировании можно рассчитать по формуле N=2I =216=65536 Таким образом, современные звуковые карты могут обеспечить кодирование 65536 уровней сигнала. Каждому значению амплитуды звукового сигнала присваивается 16-битный код. При двоичном кодировании непрерывного звукового сигнала он заменяется последовательностью дискретных уровней сигнала. Качество кодирования зависит от количества измерений уровня сигнала в единицу времени, т.е. частоты дискретизации. Чем большее количество измерений производится за 1 секунду (чем больше частота дискретизации), тем точнее процедура двоичного кодирования. Качество звукового сигнала определяется “глубиной” и частотой дискретизации. Количество изменений в секунду может лежать в диапазоне от 8000 до 48000, т.е. частота дискретизации аналогово звукового сигнала может принимать значения от 8 до 48 кГц. Можно оценить информационный объем стереоаудиофайла длительностью 1 секунда при высоком качестве звука 16 бит, 48 кГц. Для этого количество бит на одну выборку необходимо умножить на количество выборок в 1 с и умножить на 2. 16 бит*48000 Гц*2=1536000 бит=192000 байт=187,5 кбайт. Записать: Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации Глубина кодирования – количество бит, отводимых для кодирования уровня громкости (амплитуды) звукового сигнала Частота дискретизации - количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей