Причины возникновения травматизма во время занятий физической культурой :
Основными причинами травматизма на уроке физической культуры могут
ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПО ВИНЕ УЧЕНИКОВ
НЕИСПРАВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАНИЯ
Причины травматизма на уроках физической культуры за 2013 – 2014 учебный год.
Причины возникновения травм во время занятий физической культурой:
- Внутренние:
- недостаточная подготовленность к выполнению заданных физических нагрузок (например, в связи с длительным перерывом в занятиях либо недавно перенесённым заболеванием, которые привели к снижению функционального состояния организма);
- Состояние усталости (как следствие – нарушение координации), ухудшение защитных реакций и снижение внимания, смена возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата (что приводит к ухудшению техники выполнения движений и в некоторых случаях может привести к травме);
Причины травматизма на уроках физической культуры по вине учеников
- Несоблюдение правил техники безопасности самим учеником.
- Несоблюдение правил техники безопасности другими учениками, которые выполняют упражнение.
- Несоблюдение правил поведения учениками, которые временно освобождены от урока.
- Выполнение упражнений, которые не задавал учитель.
- Нарушение техники выполнения упражнений.
- Занятие на уроке не в спортивной форме.
- Недобросовестное выполнение разминки.
- Неорганизованный уход из спортивного зала
Для профилактики травматизма необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Общие требования:
- Иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный
костюм, трико, чистую обувь – кеды, кроссовки), соответствующую погодным
условиям и теме проведения занятия;
- Выполнять требования учителя с первого раза:
- Выходить из раздевалки до звонка.
- Подготовить спортивную площадку и зал к проведению урока;
- После болезни предоставить учителю справку от врача;
- Присутствовать на уроке в спортивной форме в случае освобождения врачом от занятий после болезни;
- Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению.
- Иметь коротко остриженные ногти.
- Знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.
Учащимся нельзя:
- резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет,
- заходить в зал без разрешения учителя;
- находиться в зале на перемене без присутствия учителя;
- вставлять в розетки посторонние предметы;
- пользоваться мобильным телефоном на уроке;
- пить холодную воду до и после урока;
- заниматься на непросохшей площадке, скользком грунте.
- приносить на урок предметы питания, жевательные резинки, предметы, которые не относятся к проведению урока .
II. Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийся должен:
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
- под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
- с разрешения учителя выходить на место проведения занятия;
- по команде учителя встать в строй для общего построения;
III. Требования безопасности во время занятий.
Учащийся должен:
- внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;
- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию,
- выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.
- переходить от снаряда к снаряду по разрешению учителя;
- временно освобождённый от занятий приходит в спортивной форме и обуви,
- он должен оказывать помощь в подготовке зала и площадки к проведению урока, изучать теоретический материал;
Учащимся нельзя:
- покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
- толкаться, ставить подножки в строю и движении;
- залезать на баскетбольные столбы, виснуть на кольцах;
- жевать жевательную резинку;
- мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
- выполнять упражнения с влажными ладонями;
- резко изменять направление своего движения.
- освобождённым учащимся ходить по залу и площадке без разрешения учителя .
IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях .
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- сообщить про неисправность спортивного оборудования.
V. Требования безопасности по окончании занятий .
Учащийся должен :
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
- привести зал и площадку в порядок;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.
Самостраховка
- Это способность учащегося своевременно принять решение и самостоятельно выйти из опасной ситуации, которая может возникнуть во время выполнения упражнения.
Пути выхода из опасного положения
Своевременное прекращение
выполнения упражнений
(если это возможно)
Видоизменение упражнения
с целью предотвращения травмы
или облегчения силы падения
- Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем быстрее учащийся овладеет приёмами самостраховки.
- Правила поведения на спортивной площадке :
- перед началом каждого урока осматривать поверхность беговой дорожки, сектора для метаний, прыжковую яму;
- определить достаточные интервал и дистанцию для бега, прыжков, метания, общеразвивающих упражнений;
- если на уроке будут выполняться прыжки в длину, то место приземления в прыжковой яме должно быть перекопано;
- не оставлять в прыжковой яме инвентарь (лопату, грабли, рулетку);
- во время метаний не допускать нахождения учащихся справа(слева) от метающего, не находиться в зоне броска;
- не выполнять метание без разрешения (сигнала) учителя;
- не передавать снаряд для метания друг другу броском;
- использовать снаряды для метания сухими и чистыми;
- не брать спортивный инвентарь без разрешения учителя;
- не перебегать сектор для метания, беговые дорожки;
- при возвращении на свое место после выполнения учебного задания следить не двигаться по направлению выполнения упражнения;
- следить за самочувствием;
Рекомендации по профилактике травматизма во время раздела «Лёгкая атлетика»
- учитель должен не допускать к занятию учащихся без установленной формы (спортивный костюм и спортивная обувь с нескользкой подошвой); Учащийся должен:
- Учащийся должен бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
- быть внимательным при перемещениях по площадке;
- знать и выполнять настоящую инструкцию.
- за несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс
II. Требования безопасности перед началом занятий.
Учащийся должен:
- - переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;
- организованно выйти с учителем через центральный или запасный выход здания на место проведения занятий;
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;
- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;
III . Требования безопасности во время проведения занятий .
- БЕГ
- Учащийся должен:
- при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;
- во время бега смотреть на свою дорожку;
- после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15м., чтобы учащийся, бегущий сзади, имел возможность закончить упражнение;
- возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;
- в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;
- при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;
- выполнять разминочный бег
МЕТАНИЕ
- Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.
- Учащийся должен:
- - перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;
- - осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;
- - при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;
- - в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;
- - находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;
- - после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний; - при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;
- - не передавать снаряд друг другу броском;
- - не метать снаряд в необорудованных для этого местах.
Инструкция №__3__ по технике безопасности во время проведения подвижных игр
Учащийся должен:
- - иметь коротко остриженные ногти;
- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
- - внимательно слушать объяснение правил игры и запоминать их;
- - соблюдать правила игры и не нарушать их;
- - начинать игру по сигналу учителя;
- - знать и выполнять настоящую инструкцию.
- Водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать их в спину, не ставить подножек.
- Пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти из игры согласно правилам, должны осторожно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.
III . Требования безопасности во время проведения занятий.
- Убегающие должны:
- - смотреть в направлении своего движения;
- - исключать резких стопорящих остановок;
- - во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться;
- - помнить, что нельзя толкать в спину впереди бегущих, забегать на скамейки;
- Пойманные у стены игроки, но оставшиеся в игре, согласно правилам, должны отойти от неё на один – два метра.
- - при остановки не касаться стены руками. Останавливаться за два метра до стены
Игры с перебежками
Учащийся должен:
- - пропустить вперёд бегущих быстрее вас;
- - не изменять резко направление своего движения;
- - не выбегать за пределы игровой площадки;
- - заблаговременно замедлять бег при пересечении линии «дома»;
- - не останавливать себя, упираясь руками или ногой в стену.
Игры с мячом
- Учащийся должен:
- - не бросать мяч в голову играющим;
- - соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;
- - следить за перемещением игроков и мяча на площадке, не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;
- - не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;
- - не падать и не ложиться на пол, когда хочет увернуться от мяча;
- - ловить мяч захватом двумя руками снизу.
Предупреждение травматизма во время эстафет
Учащийся должен:
- - не начинать эстафету без сигнала учителя;
- - выполнять эстафету по своей дорожке. Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнять задание;
- - не выбегать преждевременно из строя, пока стоящий перед вами игрок не закончил выполнять задание и не передал вам эстафету касанием руки;
- - после передачи эстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты не выходить из своего строя, не садиться и не ложиться на полы
При занятиях спортивными играми
- Характерными являются следующие травмы: разрывы и надрывы мышц, сухожилий и связок, растяжения, вывихи, переломы. Они возникают во время столкновений, падений, ударов мяча.
- Профилактика травматизма заключается в соответствующей разминке, которая обеспечит разогрев мышц и обеспечит их эластичность, совершенствование техники и общей физической подготовки учащихся, выполнении гигиенических требований к месту занятия.
- Во время занятий в помещении игроки находятся в достаточно тесном контакте, поэтому повышается опасность распространения инфекций по воздуху. Поэтому не допустимо на поле пребывание больного игрока, чтобы не заразились другие учащиеся.
- Одежда футболистов предусматривает специальные защитные средства для предупреждения травм (щитки, прокладки, каски, маски у вратарей и др.).
- В баскетболе, волейболе, гандболе используют наколенники, которые защищают коленные суставы от травм.
НАКАЗОМ МОН УКРАЇНИ
ВІД 05.05.2008 № 371 ЗАТВЕРДЖЕНО КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ НАВЧАЛЬНИХ ДОСЯГНЕНЬ УЧНІВ У СИСТЕМІ ЗАГАЛЬНОЇ СЕРЕДНЬОЇ ОСВІТИ
При оцінюванні навчальних досягнень учнів основної групи за показником навчального нормативу визначають рівень навчальних досягнень (низький, середній, достатній, високий), а потім за технічними показниками виконання рухової дії та теоретичними знаннями виставляють оцінку в балах
КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ НАВЧАЛЬНИХ ДОСЯГНЕНЬ УЧНІВ З ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ
Критерії
оцінювання навчальних досягнень учнів
Пок азник
н авч . норм .
Учень (учениця) має фрагментарні уявлення з предмета; розрізняє та виконує відповідно до вимог лише елементи фізичних вправ
Бали
Низький
1
Середній
4
Достатній
7
Високий
Учень (учениця) виявляє розуміння основних положень навчального матеріалу, наводить приклади; техніка виконання фізичних вправ має незначні відхилення від встановлених вимог, які аналізуються та виправляються з допомогою вчителя
10
Низький
Середній
2
5
Достатній
8
Високий
Учень (учениця) володіє узагальненими, міцними знаннями з предмета; має достатню тактичну підготовку для виконання навчальних завдань; має системні навички техніки виконання фізичних вправ, що відповідають встановленим вимогам
11
Низький
3
Середній
6
Достатній
9
Високий
12
КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ НАВЧАЛЬНИХ ДОСЯГНЕНЬ УЧНІВ З ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ
Критерії
оцінювання навчальних досягнень учнів
Низькі бали кожного з рівнів (1, 4, 7, 10)
Учень (учениця) має фрагментарні уявлення з предмета; розрізняє та виконує відповідно до вимог лише елементи фізичних вправ
Середні бали кожного з рівнів (2, 5, 8, 11)
Учень (учениця) виявляє розуміння основних положень навчального матеріалу, наводить приклади; техніка виконання фізичних вправ має незначні відхилення від встановлених вимог, які аналізуються та виправляються з допомогою вчителя
Високі бали кожного з рівнів (3, 6, 9, 12)
Учень (учениця) володіє узагальненими, міцними знаннями з предмета; має достатню тактичну підготовку для виконання навчальних завдань; має системні навички техніки виконання фізичних вправ, що відповідають встановленим вимогам
Проаналізувавши нові підходи в оцінюванні навчальних досягнень учнів, враховуючи побажання батьківської громади, з метою формування позитивного ставлення учнів до занять фізичною культурою та підвищення рівня їх рухової активності, Міністерство рекомендує паралельно з оцінюванням навчальних досягнень з фізичної культури за навчальними нормативами здійснювати оцінювання в особистісно-зорієнтованому аспекті.
В основу особистісно-зорієнтованого оцінювання з фізичної культури покладаються:
- особисті досягнення школярів протягом навчального року;
- активна робота учнів на уроках фізичної культури;
- залучення учнів до занять фізичною культурою в позаурочний час;
- участь у змаганнях всіх рівнів тощо.
- І. т. і.
На основі вищезазначених показників вчителі самостійно розробляють різноманітні системи нарахування «бонусних» балів.
Розроблені системи корекції оцінювання мають погоджуватися педагогічною радою школи.
Проаналізувавши нові підходи в оцінюванні навчальних досягнень учнів, враховуючи побажання батьківської громади, з метою формування позитивного ставлення учнів до занять фізичною культурою та підвищення рівня їх рухової активності, Міністерство рекомендує паралельно з оцінюванням навчальних досягнень з фізичної культури за навчальними нормативами здійснювати оцінювання в особистісно-зорієнтованому аспекті.
Оцінювання навчальних досягнень учнів.
- Оцінювання навчальних досягнень учнів на уроках фізичної культури може здійснюватися за такими компонентами:
- Засвоєння техніки виконання вправи, рухової дії.
- Виконання навчального нормативу.
- Виконання завдань вчителя під час проведення уроку.
- При цьому оцінка за виконання нормативу не є домінуючою при здійсненні тематичного, семестрового чи річного оцінювання.
- Для оцінювання гармонійного розвитку фізичних якостей використовуються контрольні навчальні нормативи, які розроблено для кожного класу.
- Контрольні навчальні нормативи є орієнтовними. Порядок їх проведення визначає вчитель відповідно до календарно-тематичного планування.
- Таблица.
- Самостоятельная работа