СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины школьных трудностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Сегодня значительная интенсификация учебного процесса, внедрение в педагогическую практику альтернативных форм обучения и более раннее начало систематического обучения, увеличило число детей, не справляющихся со всё возрастающими учебными нагрузками, не способных без особого напряжения адаптироваться к новым школьным условиям.

Просмотр содержимого документа
«Причины школьных трудностей.»

Причины школьных трудностей

Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования в своей книге «Трудности обучения в начальной школе» раскрывает причины неуспеваемости в обучении детей начальной школы. К сожалению, количество таких детей возрастает, считаю, что каждый учитель обязан знать эти причины и работать в системе по их устранению.


Эндогенные и экзогенные причины школьных трудностей.


Проблема трудностей в обучении детей существует, вероятно, с того момента, когда началось собственно обучение. Не все дети одинаково активны, не все одинаково быстро могут работать, у них разные интересы, возможности, особенности развития.

Сегодня значительная интенсификация учебного процесса, внедрение в педагогическую практику альтернативных форм обучения и более раннее начало систематического обучения, увеличило число детей, не справляющихся со всё возрастающими учебными нагрузками, не способных без особого напряжения адаптироваться к новым школьным условиям. По данным института возрастной физиологии РАО, количество детей со школьными проблемами в начальных классах колеблется от 20 до 60%. Это зависит от большого числа факторов. Причины школьных трудностей можно свести в систему, разделив их на две группы – экзогенные (внешние по отношению к ребёнку) и эндогенные (внутренние), непосредственно связанные со здоровьем и функциональным развитием ребёнка.

К числу экзогенных причин можно отнести:

- социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок. Эти условия и условия семейного воспитания определяют его социальное и эмоциональное благополучие, личностное развитие;

- комплекс школьных факторов риска, включающий стрессовую тактику педагогических воздействий, интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональную организацию учебного процесса;

- экологические условия, в которых живёт и развивается ребенок. Но это факторы не прямого действия. Неблагоприятные экологические условия оказывают влияние на течение беременности и родов у матери, на развитие и здоровье ребенка. Кроме того, экологические условия учитель изменить не в силах, хотя может их учесть, анализируя ситуацию развития ребенка.

К числу эндогенных причин можно отнести:

- генетические факторы (отягощенность генетическими расстройствами);

- состояние физического и психического здоровья во многом определяемое благополучием течения беременности и родов у матери, раннего периода развития ребенка;

- психофизиологическое развитие (развитие комплекса познавательных школьно-значимых функций).

Эндогенные и экзогенные причины, как правило, в жизни не разделены, действуют комплексно и системно. Например, жизнь в экологически неблагоприятном регионе создаёт проблемы со здоровьем у матери, беременности роды которой осложнены. Ребёнок рождается с отклонениями в состоянии здоровья. Нарушения здоровья сказываются на росте и развитии ребёнка (особенно в тех случаях, когда социокультурные условия жизни неблагоприятны). В результате у ребёнка перед школой может быть достаточно сформирован комплекс познавательных функций, и если дополнительно ребёнок оказывается под действием школьных факторов риска, ему не избежать школьных проблем.

Анализируя всё многообразие проявлений школьных трудностей, имеющий комплексные причины, можно выделить два типа школьных трудностей.

Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения или несформированность школьнозначимых познавательных функций (моторики, зрительно-моторных координаций, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.). Коррекция этих трудностей невозможна без организации специфической помощи, специальной системы занятий наряду с учётом особенностей развития ребёнка в процессе обучения.

Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, эмоциональной напряжённостью. Коррекция этих трудностей требует, как правило, изменения условий обучения, тактики общения с учителем, родителями, сверстниками, правильной организации режима, индивидуального подхода к ребёнку, но не требует специфических мер коррекции.

Подобное разделение достаточно условно, так как на практике специфические и неспецифические трудности не просто существуют где-то рядом, но переплетаются друг с другом, создавая сложную комплексную картину школьных трудностей. И всё же есть определённая целесообразность в подобном разделении. Оно позволяет определить некие общие меры неспецифической помощи ребёнку вне зависимости от того, испытывает он трудности при обучении письму, чтению или математике. Или подобрать конкретные и специфические меры коррекции определённого вида трудностей при обучении только письму, только чтению или только математике.

Подобное разделение позволяет найти единую специфическую причину, выделить её различные проявления при обучении и работать в системе по её устранению.


Литература.


1.Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. ООО «Издательство Астрель», 2004г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!