СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Причастие. Причастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок имеет целью  обобщение и систематизацию  знаний о причастии, его разрядах, правописании, синтаксической роли причастия и пунктуации при причастном обороте.

Предусматривает на уроке различные методы работы: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работу с демонстрационным материалом (компьютерная презентация), работу с использованием Интернет-ресурса( сайт learningapps.org)- вносит элемент игры в урок и вызывает интерес к родному языку, использует нестандартный набор упражнений.

Практическая часть урока включает разнообразные задания, выполнение которых служит заявленной цели - обобщению и систематизации знаний по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Причастие. Причастный оборот"»

Тема урока:  «Причастие. Причастный оборот» «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них»   (Л.Успенский)

Тема урока: «Причастие. Причастный оборот»

«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л.Успенский)

Цели урока Повторить понятие о причастии, образование действительных и страдательных   причастий, отличительные формы причастий, знаки препинания при причастном обороте. Образовательные Воспитательная Развивающая Формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку. Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти. 2

Цели урока

Повторить понятие о причастии, образование действительных и страдательных   причастий, отличительные формы причастий, знаки препинания при причастном обороте.

Образовательные

Воспитательная

Развивающая

Формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

2

Причастие. Понятие, постоянные и непостоянные признаки. Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию  и отвечает на вопросы какой? что делающий? что делавший? что сделавший?  2

Причастие. Понятие, постоянные и непостоянные признаки.

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию  и отвечает на вопросы какой? что делающий? что делавший? что сделавший? 

2

Признаки причастия Действительные и страдательные Постоянные  Совершенный и несовершенный вид Признаки причастия Полная и краткая форма  Непостоянные Падеж, число и род

Признаки причастия

Действительные и страдательные

Постоянные

Совершенный и несовершенный вид

Признаки причастия

Полная и краткая форма

Непостоянные

Падеж, число и род

Причастие имеет признаки Морфологические признаки причастия Изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым существительным читающий (м.р.,ед.ч.,им.п.) человек Признаки прилагательного  Некоторые причастия могут иметь полную и краткую формы прочитанный – прочитан Причастия бывают возвратные и невозвратные одевающий – одевающийся Имеют вид того глагола, от которого они образованы играть (несов.вид) – играющий (несов.вид)  Признаки глагола Имеют формы настоящего и прошедшего времени читающий (наст.вр.) – читавший (прош.вр.) Может быть действительным и страдательным ведущий, ведомый

Причастие имеет признаки

Морфологические признаки причастия

Изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым существительным

читающий (м.р.,ед.ч.,им.п.) человек

Признаки прилагательного

Некоторые причастия могут иметь полную и краткую формы

прочитанный – прочитан

Причастия бывают возвратные и невозвратные

одевающий – одевающийся

Имеют вид того глагола, от которого они образованы

играть (несов.вид) – играющий (несов.вид)

Признаки глагола

Имеют формы настоящего и прошедшего времени

читающий (наст.вр.) – читавший (прош.вр.)

Может быть действительным и страдательным

ведущий, ведомый

Действительные и страдательные причастия Действительные причастия - Страдательные причастия - обозначают признак предмета, который сам совершает действие. обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета. Образуются при помощи  следующих суффиксов: Образуются при помощи  следующих суффиксов: . В настоящем  времени: В настоящем  времени: - ом (-ем) – I спр. -ущ (-ющ) –  I спр. -им – II спр. -ащ (-ящ) – II спр. ведомый, читаемый,гонимый несущий, поющий, держащий, смотрящий В прошедшем времени: -ен-, -енн-, -нн-, -т- унесённый, прочитанный, вышитый, открытая В прошедшем времени: -вш-, -ш- прочитавший, нёсший

Действительные и страдательные причастия

Действительные причастия -

Страдательные причастия -

обозначают признак предмета, который сам совершает действие.

обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

Образуются при помощи  следующих суффиксов:

Образуются при помощи  следующих суффиксов:

.

В настоящем  времени:

В настоящем  времени:

- ом (-ем) – I спр.

-ущ (-ющ) –  I спр.

-им – II спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

ведомый, читаемый,гонимый

несущий, поющий, держащий, смотрящий

В прошедшем времени:

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

унесённый, прочитанный, вышитый, открытая

В прошедшем времени:

-вш-, -ш-

прочитавший, нёсший

Действительные причастия Страдательные причастия В настоящем  времени: В настоящем  времени: -ущ (-ющ) –  I спр. - ом (-ем) – I спр. -ащ (-ящ) – II спр. -им – II спр.    В прошедшем времени: В прошедшем времени: -вш-, -ш- -ен-, -енн-, -нн-, -т- 6

Действительные причастия

Страдательные причастия

В настоящем  времени:

В настоящем  времени:

-ущ (-ющ) –  I спр.

- ом (-ем) – I спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

-им – II спр.

  

В прошедшем времени:

В прошедшем времени:

-вш-, -ш-

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

6

Причастия совершенного и несовершенного вида Причастие СВ Причастие НСВ Отвечает на вопрос Отвечает на вопросы ч т о  с д е л а в ш и й? ч т о  д е л а ю щ и й?     ч т о  д е л а в ш и й? написавший, прочитавший    рисующий, рисовавший 6

Причастия совершенного и несовершенного вида

Причастие СВ

Причастие НСВ

Отвечает на вопрос

Отвечает на вопросы

ч т о  с д е л а в ш и й?

ч т о  д е л а ю щ и й?  

 

ч т о  д е л а в ш и й?

написавший, прочитавший 

 

рисующий, рисовавший

6

Полная и краткая форма причастий 6

Полная и краткая форма причастий

6

Падеж, число, род причастий Падеж Число Именительный Единственное число к а к о й? какой? Думающий к а к о в? Родительный Прочитанный , прочитан какого? Думающего Множественное число Дательный к а к и е? какому? Думающему Винительный к а к о в ы? какого? Думающего Прочитанные , прочитаны Творительный каким? Думающим Предложный о каком? О думающем Род Мужской род какой? каков? написанный, написан Женский род какая? какова? написанная, написана Средний род какое? каково? написанное, написано 6

Падеж, число, род причастий

Падеж

Число

Именительный

Единственное число

к а к о й?

какой? Думающий

к а к о в?

Родительный

Прочитанный , прочитан

какого? Думающего

Множественное число

Дательный

к а к и е?

какому? Думающему

Винительный

к а к о в ы?

какого? Думающего

Прочитанные , прочитаны

Творительный

каким? Думающим

Предложный

о каком? О думающем

Род

Мужской род

какой? каков? написанный, написан

Женский род

какая? какова? написанная, написана

Средний род

какое? каково? написанное, написано

6

Синтаксическая роль причастия В предложении причастие может быть определением либо сказуемым (либо частью составного сказуемого) Определение какой? какое? какая?  Люблю дымок (какой?) спалённой жнивы, В степи (какой?) ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету  (каких?) белеющих  берёз. (М.Ю.Лермонтов)   Сказуемое  каков? какова? каково? каковы? был какой? было какое? была  какая?  Волшебной влагою дождя (какова?) напоеназемля. Была (какова?) разукрашена   звёздами ночь. Нивы (каковы?) сжаты. Сад был (каков?) умыт весь весенними ливнями.  6

Синтаксическая роль причастия

В предложении причастие может быть определением либо сказуемым (либо частью составного сказуемого)

Определение

какой? какое? какая?

Люблю дымок (какой?) спалённой жнивы,

В степи (какой?) ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету  (каких?) белеющих 

берёз.

(М.Ю.Лермонтов)

Сказуемое

каков? какова? каково? каковы?

был какой? было какое? была  какая?

Волшебной влагою дождя (какова?) напоеназемля.

Была (какова?) разукрашена

  звёздами ночь.

Нивы (каковы?) сжаты.

Сад был (каков?) умыт весь весенними ливнями.

6

Причастный оборот. Обособление на письме причастного оборота.

Причастие с зависимым словом (или с зависимыми словами) называется причастным оборотом. Например: Тронутые заморозком листья пожелтели (тронутые заморозком – причастный оборот).

если стоит после определяемого слова

  • Тополи (какие?),| покрытые росой |, наполняли воздух свежим ароматом.
  • Тополи (какие?),| покрытые росой |, наполняли воздух свежим ароматом.

в любом случае, если определяемое слово выражено личным местоимением

  • Вечером, | окончательно расстроенная |, ОНА всё же принялась за уборку квартиры. ЕМУ, | пришедшему вечером в гости |, были оказаны все знаки внимания.
  • Вечером, | окончательно расстроенная |, ОНА всё же принялась за уборку квартиры. ЕМУ, | пришедшему вечером в гости |, были оказаны все знаки внимания.

если причастный оборот имеет значение причины (или любое другое обстоятельственное значение), т.е. вопрос к причастному обороту можно задать не только от определяемого слова (какой?), но и от сказуемого (почему?)с

  • | Оглушённый тяжким взрывом |, Тёркин никнет головой. (Тёркин (какой?) оглушённый тяжким взрывом)(никнет головой (почему?), оглушённый тяжким взрывом)
  • | Оглушённый тяжким взрывом |, Тёркин никнет головой. (Тёркин (какой?) оглушённый тяжким взрывом)(никнет головой (почему?), оглушённый тяжким взрывом)

6

Причастный оборот не обособляется, если не выполняется ни одно из трёх этих условий. |Привязанные к дубкам| кони нетерпеливо ожидали седоков. 12

Причастный оборот не обособляется, если не выполняется ни одно из трёх этих условий.

|Привязанные к дубкам| кони нетерпеливо ожидали седоков.

12

Практикум 12

Практикум

12

Работа с заданиями на сайте learningapps.org Перейдите по ссылке, выполните задания 12

Работа с заданиями на сайте learningapps.org

Перейдите по ссылке, выполните задания

12

Упражнение 1  От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.  Думать, жалеть, желать, искать, ненавидеть, плясать, руководить. 12

Упражнение 1 От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.

Думать, жалеть, желать, искать, ненавидеть, плясать, руководить.

12

Упражнение 2  От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш-.  Выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, обвенчать, расстрелять, смочить, ускорить, утратить. 12

Упражнение 2 От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш-.

Выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, обвенчать, расстрелять, смочить, ускорить, утратить.

12

Задание 1 1. Восполните недостающие слова в определении причастия: «Причастие это…, обозначающая… и отвечающая на вопросы…» 2. Найдите ошибку: «Причастия бывают СВ и НСВ, настоящего, прошедшего и будущего времени» 3. Найдите словосочетание, построенное по схеме «прич.+сущ.» А)белый платок    Б)белеющий платок В)шумный поток    В)высочайшие горы 4. В каком случае к причастию необходимо присоединить суффикс –СЯ-? А)человек, интересующий меня  Б)дом, строящий быстро В)мальчик, собирающий в школу Г)ручьи, бегущие с гор 12

Задание 1

1. Восполните недостающие слова в определении причастия: «Причастие это…, обозначающая… и отвечающая на вопросы…»

2. Найдите ошибку: «Причастия бывают СВ и НСВ, настоящего, прошедшего и будущего времени»

3. Найдите словосочетание, построенное по схеме «прич.+сущ.»

А)белый платок Б)белеющий платок

В)шумный поток В)высочайшие горы

4. В каком случае к причастию необходимо присоединить суффикс –СЯ-?

А)человек, интересующий меня Б)дом, строящий быстро

В)мальчик, собирающий в школу Г)ручьи, бегущие с гор

12

Задание 2 Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий. Расставьте знаки препинания, отметьте определяемые слова.  Каждый человек оканчива… школу сталкивается с проблемой выбора своей будущей профессии.  В будущем я хотел бы стать рабочим владе…им всей суммой знаний необходимых квалифицированному специалисту.  Получение любой профессии связано с получением профессионального образования дающего возможность стать конкурентоспособным специалистом.  В любой профессии есть место творческому поиску ведущ…у к вершинам мастерства.  Окончивший наше учебное заведение молодой человек может работать на предприятиях машиностроительного профиля.  Основные области профессиональной деятельности попавшие в сферу желаний учеников: промышленное производство и информационные технологии.  Выпускник школы выбравший профессиональное образование должен иметь глубокие знания по многим дисциплинам: физике, химии, информатике и другим. 12

Задание 2

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий. Расставьте знаки препинания, отметьте определяемые слова.

Каждый человек оканчива… школу сталкивается с проблемой выбора своей будущей профессии.

В будущем я хотел бы стать рабочим владе…им всей суммой знаний необходимых квалифицированному специалисту.

Получение любой профессии связано с получением профессионального образования дающего возможность стать конкурентоспособным специалистом.

В любой профессии есть место творческому поиску ведущ…у к вершинам мастерства.

Окончивший наше учебное заведение молодой человек может работать на предприятиях машиностроительного профиля.

Основные области профессиональной деятельности попавшие в сферу желаний учеников: промышленное производство и информационные технологии.

Выпускник школы выбравший профессиональное образование должен иметь глубокие знания по многим дисциплинам: физике, химии, информатике и другим.

12

Проверь себя: Каждый человек , оканчива ющ ий школу , сталкивается с проблемой выбора своей будущей профессии. В будущем я хотел бы стать рабочим , владе ющ им всей суммой знаний , необход им ых квалифицированному специалисту. Получение любой профессии связано с получением профессионального образования , да ющ его возможность стать конкурентоспособным специалистом. В любой профессии есть место творческому поиску , ведущ ем у к вершинам мастерства. Окончи вш ий наше учебное заведение молодой человек может работать на предприятиях машиностроительного профиля. Основные области профессиональной деятельности , попа вш ие в сферу желаний учеников: промышленное производство и информационные технологии. Выпускник школы , выбра вш ий профессиональное образование , должен иметь глубокие знания по многим дисциплинам: физике, химии, информатике и другим . 12

Проверь себя:

  • Каждый человек , оканчива ющ ий школу , сталкивается с проблемой выбора своей будущей профессии.
  • В будущем я хотел бы стать рабочим , владе ющ им всей суммой знаний , необход им ых квалифицированному специалисту.
  • Получение любой профессии связано с получением профессионального образования , да ющ его возможность стать конкурентоспособным специалистом.
  • В любой профессии есть место творческому поиску , ведущ ем у к вершинам мастерства.
  • Окончи вш ий наше учебное заведение молодой человек может работать на предприятиях машиностроительного профиля.
  • Основные области профессиональной деятельности , попа вш ие в сферу желаний учеников: промышленное производство и информационные технологии.
  • Выпускник школы , выбра вш ий профессиональное образование , должен иметь глубокие знания по многим дисциплинам: физике, химии, информатике и другим .

12

Домашнее задание Составьте тест из 10 вопросов по теме «Причастие. Причастный оборот» Упр. 308, с.196 (учебник В.Ф. Греков, Л.А. Чешко 10-11кл.) $ 52, 54 прочитать (учебник В.Ф. Греков, Л.А. Чешко 10-11кл.) 12

Домашнее задание

  • Составьте тест из 10 вопросов по теме «Причастие. Причастный оборот»
  • Упр. 308, с.196 (учебник В.Ф. Греков, Л.А. Чешко 10-11кл.)
  • $ 52, 54 прочитать (учебник В.Ф. Греков, Л.А. Чешко 10-11кл.)

12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  ХОРОШЕГО ДНЯ И ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ! 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ХОРОШЕГО ДНЯ И ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ!

12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!