СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прямолинейное и криволинейное движение тел

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого урока в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Прямолинейное и криволинейное движение тел»

Открытый урок на тему: «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности»

Тема урока: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

Дата: 16.10.2019

Предмет: физика

Учитель: Коломина М.В

Класс: 9 Б

Учебник: Физика. 9 класс: учебник/ А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

- создать условия для формирования у учащихся представления о криволинейном движении, величинах, его характеризующих;

- способствовать развитию наблюдательности, логического мышления;

- способствовать формированию научного мировоззрения и интереса к физике.

Задачи урока:

- приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно и криволинейно; вычислять модуль центростремительного ускорения; изображать на рисунках векторы скорости и центростремительного ускорения при движении тела по окружности; объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении по окружности (предметный результат);

- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о движении тела по окружности; применять эвристические методы при решении вопроса о причине возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении по окружности; овладеть регулятивными УУД при решении расчетных и качественных задач; развивать монологическую и диалогическую речь (метапредметный результат);

-сформировать познавательный интерес к видам механического движения; развивать творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на равномерное движение точки по окружности; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий (личностный результат).

Средства обучения: учебник, сборник задач; компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Прямолинейное и криволинейное движение»; наклонный жёлоб, шарик, шарик на нити.


  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Личностные: внимание, уважение к окружающим

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: саморегуляция

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Организует взаимопроверку домашнего задания и беседу по контрольным вопросам

1. Сформулировать закон всемирного тяготения. Записать формулу.

2. Верно ли, что притяжение к Земле является одним из примеров всемирного тяготения?

3. Как меняется сила тяжести, действующая на тело, при его удаления от Земли?

4. Что вы знаете об ускорении свободного падения на Луне?


Мы знаем, что все тела притягиваются друг к другу. В частности, Луна, например, притягивается к Земле. Но возникает вопрос: если Луна притягивается к Земле, почему она вращается вокруг нее, а не падает на Землю?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть виды движения тел.

- Какие виды движений мы изучили?

- Какое движение называется равномерным?

- Какое движение называется равноускоренным?

- Что такое ускорение тела?

- Что такое перемещение? Что такое траектория?

Отвечают на вопросы

Познавательные: логические умозаключения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой; уточнение и дополнение высказываний обучающихся

IIӀ. Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Постановка проблемы.

Демонстрация опыта: вращение шарика на нити, скатывание шарика по металлическому желобу

-Как можно охарактеризовать это движение?

На доске изображены траектории прямолинейного и криволинейного движения, движения тела по окружности

Значит, наша задача на сегодняшнем уроке ввести понятие прямолинейного и криволинейного движения. Движения тела по окружности.

- Какие цели к нашей теме поставим?

Высказывают предположение

Записывают тему урока, формулируют цели

Регулятивные: регуляция учебной деятельности; умение слушать в соответствие с целевой установкой

Личностные: готовность и способность к саморазвитию.

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о криволинейном движении, величинах, его характеризующих

Объяснение нового материала с показом презентации, демонстрацией опытов, организацией самостоятельной работы учащихся с учебником, работа в парах, индивидуальная работа

Демонстрация: скатывание шарика по желобу, вращение шарика на нити.

- Чем отличаются движения предложенных тел? 
Попробуйте сами дать определения криволинейного и прямолинейного движений. 
– прямолинейное движение – движение по прямой траектории
– криволинейное движение – движение по непрямой траектории.

Задание 1. Выявить основные признаки прямолинейного и криволинейного движения

1. Опираясь на рис. 34 стр. 70 запишите в тетради признаки, которыми обладает тело, движущееся:

а) прямолинейно (1 б)

б) криволинейно (1 б)

Задание для детей с ОВЗ: Прочитать п 18 учебника, ответить на вопросы № (письменно)

Сделайте вывод от чего зависит вид траектории движения.

Действие на тело силы в одних случаях может привести только к изменению модуля вектора скорости этого тела, а в других – к изменению направления скорости.

Рассмотреть два примера криволинейного движения: по ломаной линии и по кривой. Демонстрация слайдов

-Чем отличаются эти траектории?







Задание 2. Представить движение из школы домой, описать движение (рисунок на листах)


Задание 3. Установить, как направлен вектор линейной скорости при движении по окружности.


Скорость – векторная величина. А раз меняется вектор скорости, значит, есть ускорение. Поэтому криволинейное движение – это всегда движение с ускорением, даже если по модулю скорость постоянная. 


Задание 4. Изучить понятие центростремительного ускорения.

Ускорение тела, равномерно движущегося по окружности, в любой точке  центростремительное, т.е. направлено по радиусу окружности к ее центру. В любой точке вектор ускорения перпендикулярен вектору скорости.  
Модуль центростремительного ускорения: ац = V2/R где V – линейная скорость тела, а R – радиус окружности. 

Из формулы видно, что при одной и той же скорости чем меньше радиус окружности, тем больше центростремительная сила.

По II закону Ньютона ускорение всегда сонаправлено с силой, в результате действия которой оно возникает. Это справедливо и для центростремительного ускорения.

Центростремительная сила зависит от линейной скорости: с увеличением скорости она увеличивается. Это хорошо известно всем конькобежцам, лыжникам и велосипедистам: чем с большей скоростью движешься, тем труднее сделать поворот. Шофёры очень хорошо знают, как опасно круто поворачивать автомобиль на большой скорости

Отвечают на вопрос: в первом случае траекторию можно разбить на прямолинейные участки и рассмотреть каждый участок отдельно. Во втором случае можно разбить кривую на дуги окружностей и прямолинейные участки

Приводят примеры

Познавательные: выделение существенной информации; логические умозаключения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; умение формулировать вопросы; анализ содержания параграфа.

Коммуникативные: слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой; планировать свои действия; уточнение и дополнение высказываний обучающихся


V. Первичная проверка понимания

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Решение задач

1. Решение качественных задач

№ 1624-1629(П)

2. Решение расчетных задач

№ 1630

Участвуют в коллективном обсуждении решения задачи

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару.

Личностные: учатся формулировать собственное мнение

Физминутка

Упражнения для глаз

VΙΙ. Первичное закрепление

Цель этапа: выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

1. Установите соответствие между физической величиной и расчетной формулой:

1.   1.

2. R 2. υ2R

3. υ 3. 

4. F 4. 

5. 

6.   

2. Тест (работа в парах)

Выполняют задания

Познавательные: анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция

Личностные: самоопределение с целью получения наивысшего результата

VӀΙΙ. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Предлагаю вернуться к целям и задачам урока, проанализировать их выполнение

- Чему научились?

- Я не знал…

- Теперь я знаю…

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока

Познавательные: умение делать выводы.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и самооценку; адекватно воспринимать оценку учителя

ΙХ. Домашнее задание

Цель: дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

§17,18; ответить на вопросы к параграфам


Учащиеся записывают домашнее задание, получают консультацию

Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности.

Личностные: оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!