СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа интегрированного курса "География в литературных произведениях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Говоря о процессе познания, философ Б. Раушенбах писал: «Мир следует постигать мыслью и сердцем». Художники слова  этим методом , бесспорно, владеют в совершенстве. Задача учителя – взрастить это умение в своих учениках. Интегрируя занятия по географии и литературе, учитель, на наш взгляд, во многом способствует достижению этой важной педагогической цели.

Просмотр содержимого документа
«Программа интегрированного курса "География в литературных произведениях"»

Интегрированный курс по географии и литературе

«География в литературных произведениях»


Пояснительная записка


Программа интегрированного курса «География-кладовая вдохновения» составлена с учётом концепций преподавания литературы и географии. Она призвана сделать получение знаний более осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходимы для решения многих проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются такие непересекающиеся на первый взгляд учебные предметы как география и литература. Тем не менее, комплексное обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы каждой из учебных дисциплин, но и увидеть неразрывную связь между ними. Так, например, в соответствии с концепциями преподавания оба предмета призваны не только вооружить учащихся специальными знаниями, но и обеспечить формирование таких важных понятий как гражданственность, патриотизм, внимание к национальным истокам. Интеграция усилий учителей литературы и географии будет способствовать реализации этих задач и в конечном итоге - воспитанию всесторонне развитой личности с широким кругозором и развитой речью.

Важно отметить, что интеграции географии с литературой позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в художественных произведениях, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников.

В творчестве и судьбе многих писателей несложно выявить естественнонаучный аспект, многие из них обладают обширными познаниями в области географии. Особенностью их творчества является подлинное географическое мышление, универсальность, энциклопедичность познаний. Наблюдая и изучая окружающий мир, писатели делают обобщения о жизни людей, о связи их судьбы с особенностями окружающей их природы. На примере их произведений важно учить детей воспринимать человека и природу в их единстве, учить видеть в природе образец для качественно новых человеческих взаимоотношений, основанных на гармонии. Важно показать ученикам, что именно окружающий мир, природа изначально были основными источниками вдохновения мастеров художественного слова.

Говоря о процессе познания, философ Б. Раушенбах писал: «Мир следует постигать мыслью и сердцем». Художники слова этим методом , бесспорно, владеют в совершенстве. Задача учителя – взрастить это умение в своих учениках. Интегрируя занятия по географии и литературе, учитель, на наш взгляд, во многом способствует достижению этой важной педагогической цели.

Из вышеизложенного следует, что межпредметные связи позволяют качественно поднять уровень знаний и умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи между явлениями природы и жизнью человека.



Планируемы результаты

Личностные:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

–эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

- развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.

-формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.


Метапредметные:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-умение определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков,переводить информацию из одного вида в другой.



Предметные:

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

-понимание ключевых проблем изученных произведений ; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения информации.



















Тематическое планирование занятий

п/п

Тема занятия

Форма занятия

Дата проведения

план

факт

1.

Гидросфера в литературных произведениях

Творческая лаборатория Круговорот воды в природе (стихи)



2.

Моря, реки и озера в литературе

Море-озеро-река как метафоры.


Творческая лаборатория



3.

Атмосфера в литературных произведениях

Творческая лаборатория



4.

Образ неба в литературе Составление буриме. Устное сочинение «Когда я гляжу в небо, то…»

Творческая лаборатория



5.

Ветер, его образ и смысловая нагрузка в художественном произведении.

Творческая лаборатория



6.

Литосфера в литературных произведениях

Творческая лаборатория



7.

ДИВНОГОРЬЕ - чудо Воронежского края


Творческая лаборатория (путевые заметки «В окрестностях Нижнедевицка»)



8.

Биосфера в литературных произведениях

Творческая лаборатория



9.

Леса и степи Воронежского края в художественной литературе


Творческая лаборатория. Сочинение-миниатюра (пейзажная зарисовка)



10-11

Заключительное занятие : «Творческий калейдоскоп»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!