Интегрированный курс по географии и литературе
«География в литературных произведениях»
Пояснительная записка
Программа интегрированного курса «География-кладовая вдохновения» составлена с учётом концепций преподавания литературы и географии. Она призвана сделать получение знаний более осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходимы для решения многих проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются такие непересекающиеся на первый взгляд учебные предметы как география и литература. Тем не менее, комплексное обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы каждой из учебных дисциплин, но и увидеть неразрывную связь между ними. Так, например, в соответствии с концепциями преподавания оба предмета призваны не только вооружить учащихся специальными знаниями, но и обеспечить формирование таких важных понятий как гражданственность, патриотизм, внимание к национальным истокам. Интеграция усилий учителей литературы и географии будет способствовать реализации этих задач и в конечном итоге - воспитанию всесторонне развитой личности с широким кругозором и развитой речью.
Важно отметить, что интеграции географии с литературой позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в художественных произведениях, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников.
В творчестве и судьбе многих писателей несложно выявить естественнонаучный аспект, многие из них обладают обширными познаниями в области географии. Особенностью их творчества является подлинное географическое мышление, универсальность, энциклопедичность познаний. Наблюдая и изучая окружающий мир, писатели делают обобщения о жизни людей, о связи их судьбы с особенностями окружающей их природы. На примере их произведений важно учить детей воспринимать человека и природу в их единстве, учить видеть в природе образец для качественно новых человеческих взаимоотношений, основанных на гармонии. Важно показать ученикам, что именно окружающий мир, природа изначально были основными источниками вдохновения мастеров художественного слова.
Говоря о процессе познания, философ Б. Раушенбах писал: «Мир следует постигать мыслью и сердцем». Художники слова этим методом , бесспорно, владеют в совершенстве. Задача учителя – взрастить это умение в своих учениках. Интегрируя занятия по географии и литературе, учитель, на наш взгляд, во многом способствует достижению этой важной педагогической цели.
Из вышеизложенного следует, что межпредметные связи позволяют качественно поднять уровень знаний и умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи между явлениями природы и жизнью человека.
Планируемы результаты
Личностные:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;
–эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
- развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.
-формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Метапредметные:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-умение определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков,переводить информацию из одного вида в другой.
Предметные:
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
-понимание ключевых проблем изученных произведений ; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения информации.
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Дата проведения |
план | факт |
1. | Гидросфера в литературных произведениях | Творческая лаборатория Круговорот воды в природе (стихи) | | |
2. | Моря, реки и озера в литературе Море-озеро-река как метафоры. | Творческая лаборатория | | |
3. | Атмосфера в литературных произведениях | Творческая лаборатория | | |
4. | Образ неба в литературе Составление буриме. Устное сочинение «Когда я гляжу в небо, то…» | Творческая лаборатория | | |
5. | Ветер, его образ и смысловая нагрузка в художественном произведении. | Творческая лаборатория | | |
6. | Литосфера в литературных произведениях | Творческая лаборатория | | |
7. | ДИВНОГОРЬЕ - чудо Воронежского края | Творческая лаборатория (путевые заметки «В окрестностях Нижнедевицка») | | |
8. | Биосфера в литературных произведениях | Творческая лаборатория | | |
9. | Леса и степи Воронежского края в художественной литературе | Творческая лаборатория. Сочинение-миниатюра (пейзажная зарисовка) | | |
10-11 | Заключительное занятие : «Творческий калейдоскоп» | | | |