Девятнадцатое сентября.
КЛАССНАЯ РАБОТА.
?
Лексическая работа
- Ледяной – ледовый
- Упоминание – воспоминание
- Отряхнешь - стряхнешь
Орфографическая работа.
- Ш…пот, ч…лка, неч…тный, сгущ…нка, щ…нок, кош…лёк, беч…вка, деш…вый, подж…г дома, он подж…г дом, ш…рты, ш…рох, крыж…вник, за рубеж…м, чуж…е, морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, ситц…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка.
КАКАЯ?
Что делает?
Какая? Падающая
Что сделали?
Какая? Сломанная
Что сделали?
Какая? Разобранная
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ (КАКАЯ?)
- Падающая
- Сломанная
- Разобранная
Постоянный Непостоянный ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ
C равните слова:
Жёлтый (лист) - желтеет (лист)
желтеющий (лист)
Причастие
Причастие - это особая форма глагола, которая
обозначает признак предмета по действию, отвечает
на вопрос какой? что делающий? что сделавший? ,
объединяет в себе свойства имени прилагательного
и глагола.
В предложении причастия бывают определением
или входят в состав сказуемого.
Морфологические признаки причастия
Причастие совмещает в себе свойства
прилагательного со свойствами глагола.
Причастие
Свойства прилагательного
Свойства глагола
1. Обозначает признак предмета
(Какой?) засохший (лист)
1. Сохраняет в признаке предмета значение действия
(Что делающий? Что сделавший?)
2. Изменяемость по
родам – горящая (свеча), числам – падающие (звёзды)
падежам – лежащего (кота).
засыхающий – засохший (лист)
2. Изменяемость по
видам – зеленеющий (сад)
и временам – зазеленевший (сад)
3. Способность согласования с существительным:
освещающему (лучу) - м. р.,
3. Способность управлять существительным:
(мальчик) пишущий (что?)
упражнение (В. п.)
ед. ч., Д. п.
4. Возвратность:
готовящийся ( к выступлению артист)
Образование причастий
Причастие легко узнаётся благодаря яркому морфемному признаку - суффиксам: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-,
-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-.
-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-,
-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-.
глагол +
причастие
-ящ-
сидеть +
сид-ящ-ий
выполнивший
выполнить +
-вш-
- Синий 1. Зеленоватый
- Синеет 2. Зеленеет
- Синеющий 3. Зелёный
- Синеватый 4. Зеленевший
- Синея 5. Зеленея
II . Найдите в предложениях причастия.
1. Внимание охотников привлёк растущий на
опушке леса дуб.
2. Догоравший костёр ещё дымился.
3. Прочитанная книга лежала на полке.
4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток
и полетели в сторону озера, сверкающего
зеркальной гладью.
III . Подберите к словосочетаниям
«прич. + сущ.» однокоренные словосочетания «прил.+ сущ.».
Шумящий поток -
На потемневшем небосводе -
Желтеющую кувшинку -
Колющийся шиповник -
Белеющим туманом -
Спеющая малина -
шумный поток
на темном небосводе
желтую кувшинку
колкий шиповник
белым туманом
спелая малина
Причастия
Действительные -
обозначают признак, который
возник в результате действия
самого предмета
Страдательные -
обозначают признак, который
возник у предмета под
действием другого предмета
Рассказанная (история) – та, которая кем-то рассказана
Рассказавший –
тот, кто сам рассказал
Высушенные листья
Зацветающая рожь
Попробуем образовать причастия
- Мальчик, который читает,…
- Листья, которые опали,…
- Птицы, которые поют,…
- Рабочий, который устал,…
- Колосья, которые созрели,…
- Малыш, который играет,…
- Девочка, которая рисует,…
- Аппарат, который работает,…
Причастие обозначает признак предмета по действию. Этот предмет может сам производить действие, обозначенное причастием:
ученик, пишущий диктант
сам пишет
действительное
причастие
Предмет может испытывать действие со стороны другого предмета:
пирог, испечённый кондитерами
кем-то
страдательное причастие
Подумаем вместе
1.Девочка, одевающая куклу.
2.Кукла, одеваемая девочкой.
выброшенный мусор
кем-то
страдательное причастие
Д.
Рабочий, который сам построил дом.
Рабочий, построивший дом.
Дом, построенный рабочими.
Дом, который КЕМ-ТО строился.
С.
Д
Солнце, освещающее поляну
Солнце, которое само освещает поляну
С
Поляна, освещаемая солнцем.
НЕ САМА себя освещает
Определи вид причастия
- засеянное крестьянами поле
- освещаемое лампой помещение
- задержанный нарушитель
- выращенный урожай
- разлитое молоко
- видавший виды «Москвич»
- задремавшая птица
- зацветающая рожь
- опавшие листья
Как различить действительные и страдательные причастия?
1. Определим смысловое значение причастия:
Предмет действует сам
на предмет действуют другие
2. Переведем причастие в глагол:
Кто? Что это делает?
Сам, само, сами
выросшие цветы-цветы выросли сами
Кем? Что с ним сделали?
2. Выделим суффикс причастия:
выращенные цветы- кто вырастил цветы. Кем они выращены
Ущ, ющ, ащ, ящ (наст.в)
им, ом, ем
Вш, ш (прош.вр)
НН, енн, т.
действительные причастия
Страдательные причастия