СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Златоустовские гравюры на стали: технология, история"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся со Златоустовской гравюрой. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Златоустовские гравюры на стали: технология, история"»

Златоустовские гравюры на стали: технология, история   Учитель Кайгородова Наталья Евгеньевна

Златоустовские гравюры на стали: технология, история

Учитель Кайгородова Наталья Евгеньевна

Златоустовская гравюра на стали относится к русским народным художественным промыслам и заключается в украшении гравировкой стальных изделий. Гравюры, в основе которых лежат характеристики металла, представляют собой самобытный вид искусства. Для оформления декоративного изделия применяется специальная обработка, используются золото, серебро и никель.

Златоустовская гравюра на стали относится к русским народным художественным промыслам и заключается в украшении гравировкой стальных изделий. Гравюры, в основе которых лежат характеристики металла, представляют собой самобытный вид искусства. Для оформления декоративного изделия применяется специальная обработка, используются золото, серебро и никель.

Возникновение промысла В 1754 году на Урале, в долине реки Ай, Высочайшим Указом Его Императорского Величества было велено простроить железоделательную фабрику. Городок, выросший рядом, назвали в честь святого Иоанна Златоуста. Для организации производства в 1815 году из Германии, с завода Золингена, были приглашены хорошие гравёры - отец и сын Шафы, и уже через три года Государь Император смог увидеть плоды их деятельности - первая партия из девятнадцати клинков была доставлена в столицу. Работа понравилась и получила высочайшее одобрение.

Возникновение промысла

В 1754 году на Урале, в долине реки Ай, Высочайшим Указом Его Императорского Величества было велено простроить железоделательную фабрику. Городок, выросший рядом, назвали в честь святого Иоанна Златоуста. Для организации производства в 1815 году из Германии, с завода Золингена, были приглашены хорошие гравёры - отец и сын Шафы, и уже через три года Государь Император смог увидеть плоды их деятельности - первая партия из девятнадцати клинков была доставлена в столицу. Работа понравилась и получила высочайшее одобрение.

Златоустовские гравюры того времени легко распознать на предмет авторства. Рисунок размещён на ножнах и рукояти. Линии тонки, изящны, рисунок мелкий, большой акцент на прорисовке деталей.

Златоустовские гравюры того времени легко распознать на предмет авторства. Рисунок размещён на ножнах и рукояти. Линии тонки, изящны, рисунок мелкий, большой акцент на прорисовке деталей.

Особенности русского стиля Ученики, кроме тех рисунков, которым научились у Шафов, стали изображать сцены из военного и мирного быта родного отечества, мифологические сюжеты - они не боялись проявлять фантазию и при выборе гравёрной техники. Родная природа и животный мир Урала также нашли воплощение в их рисунках. Русские мастера превзошли своих учителей по многим показателям.

Особенности русского стиля

Ученики, кроме тех рисунков, которым научились у Шафов, стали изображать сцены из военного и мирного быта родного отечества, мифологические сюжеты - они не боялись проявлять фантазию и при выборе гравёрной техники. Родная природа и животный мир Урала также нашли воплощение в их рисунках. Русские мастера превзошли своих учителей по многим показателям.

Они научились использовать травление для получения различных цветов и оттенков. Меняя состав кислоты и продолжительность химической реакции, они добивались удивительных результатов. В их руках златоустовские ножи превращались в уникальные произведения высокого искусства, которые не стыдно подносить в дар даже царям.

Они научились использовать травление для получения различных цветов и оттенков. Меняя состав кислоты и продолжительность химической реакции, они добивались удивительных результатов. В их руках златоустовские ножи превращались в уникальные произведения высокого искусства, которые не стыдно подносить в дар даже царям.

Иванко-крылатко Возникновение уникального художественного стиля принято связывать с именем Ивана Бушуева. Он вырос в семье потомственных оружейников. Учился рисованию у земляков. На Урале сталеварением занимались издавна. На демидовских заводах плавили руду, варили собственную булатную сталь, делали оружие. К моменту возникновения златоустовского завода традиции работы с металлом были вполне сформированы. Строительство Златоустовского завода. Художник Г.М. Берсенёв

Иванко-крылатко

Возникновение уникального художественного стиля принято связывать с именем Ивана Бушуева. Он вырос в семье потомственных оружейников. Учился рисованию у земляков. На Урале сталеварением занимались издавна. На демидовских заводах плавили руду, варили собственную булатную сталь, делали оружие. К моменту возникновения златоустовского завода традиции работы с металлом были вполне сформированы.

Строительство Златоустовского завода. Художник Г.М. Берсенёв

Иван Бушуев – самое известное в Златоусте имя. Он был невероятно талантлив и трудолюбив. Уральский мастер соединил знания и умения, усвоенные от земляков, с немецкой манерой гравировки. Он был гением по части украшения. Сам ковал клинки и наносил на них рисунки. Его работы хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Павел Бажов увековечил имя мастера в сказе «Иванко-крылатко». Знаменитый крылатый конь, символ Златоуста, - дань памяти и уважения. Памятник легендарному мастеру-граверу Ивану Николаевичу Бушуеву. Открыт в 1988 г.

Иван Бушуев – самое известное в Златоусте имя. Он был невероятно талантлив и трудолюбив. Уральский мастер соединил знания и умения, усвоенные от земляков, с немецкой манерой гравировки. Он был гением по части украшения. Сам ковал клинки и наносил на них рисунки. Его работы хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Павел Бажов увековечил имя мастера в сказе «Иванко-крылатко». Знаменитый крылатый конь, символ Златоуста, - дань памяти и уважения.

Памятник легендарному мастеру-граверу Ивану Николаевичу Бушуеву. Открыт в 1988 г.

Огненное золочение Иван Бушуев имел очень тонкое чувство меры, идеально соблюдал пропорции. Его манера абсолютно узнаваема. Бушуевские персонажи не статичны, как у немцев. В его людях, зверях – жизнь, движение. Не случайно герб Златоуста – стремительно несущийся навстречу ветру золотой крылатый конь. На гравюрах Ивана Бушуева часто присутствуют лошади. По повороту головы, положению корпуса, ног, хвоста, даже ушей легко определить, что чувствует животное, изображённое художником. На создание гравюры Иван Бушуев не жалел ни времени, ни сил. Он даже изобрёл свой метод украшения изделий золотом. Мастер знал технологию и умел делать клинки на всех этапах Герб Златоуста

Огненное золочение

Иван Бушуев имел очень тонкое чувство меры, идеально соблюдал пропорции. Его манера абсолютно узнаваема. Бушуевские персонажи не статичны, как у немцев. В его людях, зверях – жизнь, движение. Не случайно герб Златоуста – стремительно несущийся навстречу ветру золотой крылатый конь. На гравюрах Ивана Бушуева часто присутствуют лошади. По повороту головы, положению корпуса, ног, хвоста, даже ушей легко определить, что чувствует животное, изображённое художником. На создание гравюры Иван Бушуев не жалел ни времени, ни сил. Он даже изобрёл свой метод украшения изделий золотом. Мастер знал технологию и умел делать клинки на всех этапах

Герб Златоуста

 Технология златоустовской гравюры   Создание златоустовской гравюры на стали — это сложный многоэтапный процесс. Его основные операции: разработка эскиза будущего изображения; подготовка листа стали: вырезание, шлифовка; нанесение тонкого контурного рисунка специальной иглой; нанесение кистью битумного лака для защиты металла в процессе травления и нанесения декоративных покрытий; травление не защищенной лаком поверхности химическим способом; резьба рисунка и фона при помощи штихеля; декоративная отделка: нанесение в несколько слоев покрытий гальваническим методом; чеканка выступающих элементов. .

Технология златоустовской гравюры

  • Создание златоустовской гравюры на стали — это сложный многоэтапный процесс. Его основные операции:
  • разработка эскиза будущего изображения;
  • подготовка листа стали: вырезание, шлифовка;
  • нанесение тонкого контурного рисунка специальной иглой;
  • нанесение кистью битумного лака для защиты металла в процессе травления и нанесения декоративных покрытий;
  • травление не защищенной лаком поверхности химическим способом;
  • резьба рисунка и фона при помощи штихеля;
  • декоративная отделка: нанесение в несколько слоев покрытий гальваническим методом;
  • чеканка выступающих элементов.

.

Пары ртути, выделяющиеся во время нагревания, очень вредны для здоровья. Мало кто из гравёров по горячему золоту доживал до сорока лет. Иван Бушуев умер в 1835 году. Ему было 37.

Пары ртути, выделяющиеся во время нагревания, очень вредны для здоровья. Мало кто из гравёров по горячему золоту доживал до сорока лет. Иван Бушуев умер в 1835 году. Ему было 37.

Павел Петрович Аносов Гравюра Златоуста, как национальный народный промысел России, во многом обязана деятельности Павла Петровича Аносова. Талантливый человек из небогатой семьи всего в жизни добился собственным трудом и талантом. Павел Аносов рано осиротел, и его взял на воспитание дедушка, служивший механиком на Ижевском и Воткинском заводах. Именно поэтому, получив хорошее образование в Санкт-Петербургском кадетском корпусе, Павел Петрович поехал в Златоустовский горный округ. Ему шёл 22-й год. Начиная с самой незначительной должности, пройдя все ступени карьерной лестницы, Аносов добрался до должности начальника горных заводов Алтая и губернатора Томской губернии. Умер он в 54 года в чине генерал-губернатора Томска. Он был горным инженером и химиком, исследовал природу Урала и сделал немало открытий относительно расположения подземных месторождений полезных ископаемых. Памятник Павлу Аносову, изобретателю булатной стали

Павел Петрович Аносов

Гравюра Златоуста, как национальный народный промысел России, во многом обязана деятельности Павла Петровича Аносова. Талантливый человек из небогатой семьи всего в жизни добился собственным трудом и талантом. Павел Аносов рано осиротел, и его взял на воспитание дедушка, служивший механиком на Ижевском и Воткинском заводах. Именно поэтому, получив хорошее образование в Санкт-Петербургском кадетском корпусе, Павел Петрович поехал в Златоустовский горный округ. Ему шёл 22-й год. Начиная с самой незначительной должности, пройдя все ступени карьерной лестницы, Аносов добрался до должности начальника горных заводов Алтая и губернатора Томской губернии. Умер он в 54 года в чине генерал-губернатора Томска. Он был горным инженером и химиком, исследовал природу Урала и сделал немало открытий относительно расположения подземных месторождений полезных ископаемых.

Памятник Павлу Аносову, изобретателю булатной стали

Из того, что сделал Павел Петрович, можно вспомнить следующие факты, характеризующие его как прекрасного человека и доброго хозяина. Аносов добился запрета на ртутное золочение, ибо оно очень вредно для здоровья, и заменил его гальваническим Он сам проектировал станки, облегчающие труд рабочих. Во время его руководства рабочим златоустовского завода ежегодно предоставлялось по два оплачиваемых отпуска – один перед Пасхой и второй летом, во время страды. Павел Петрович добился открытия учебных заведений для детей рабочих. Он установил пособия для мальчиков до 12 лет и для девочек – до 18. По его инициативе работа по исследованию свойств металлов стала вестись упорядоченно, с записями результатов исследований и опытов

Из того, что сделал Павел Петрович, можно вспомнить следующие факты, характеризующие его как прекрасного человека и доброго хозяина.

  • Аносов добился запрета на ртутное золочение, ибо оно очень вредно для здоровья, и заменил его гальваническим
  • Он сам проектировал станки, облегчающие труд рабочих.
  • Во время его руководства рабочим златоустовского завода ежегодно предоставлялось по два оплачиваемых отпуска – один перед Пасхой и второй летом, во время страды.
  • Павел Петрович добился открытия учебных заведений для детей рабочих.
  • Он установил пособия для мальчиков до 12 лет и для девочек – до 18.
  • По его инициативе работа по исследованию свойств металлов стала вестись упорядоченно, с записями результатов исследований и опытов
Павел Матвеевич Обухов В середине 60-х на должность управляющего назначили Павла Матвеевича Обухова. Он сумел вывести предприятие из кризиса. Павел Матвеевич был из семьи потомственных горняков. Получил инженерное образование в Санкт-Петербургском горном институте, который окончил с золотой медалью, затем стажировался в Германии и Бельгии, в результате приобрёл хорошие навыки управленца и организатора. В Златоусте он возобновил производственный процесс, привёл в порядок оставленное Аносовым обширное научное наследие и продолжил его опыты по легированию стали.

Павел Матвеевич Обухов

В середине 60-х на должность управляющего назначили Павла Матвеевича Обухова. Он сумел вывести предприятие из кризиса. Павел Матвеевич был из семьи потомственных горняков. Получил инженерное образование в Санкт-Петербургском горном институте, который окончил с золотой медалью, затем стажировался в Германии и Бельгии, в результате приобрёл хорошие навыки управленца и организатора. В Златоусте он возобновил производственный процесс, привёл в порядок оставленное Аносовым обширное научное наследие и продолжил его опыты по легированию стали.

Открытая в 1815 году при заводе Оружейная фабрика стала самостоятельным производственным предприятием и выпускала все виды клинкового оружия. Продукция была представлена: кинжалами из стали; гусарскими саблями; кирасирскими и драгунскими палашами; армейскими и гвардейскими тесаками; охотничьими ножами. Все изделия фабрики были художественно украшены, принималось также множество индивидуальных заказов на выполнение декорированного оружия.

Открытая в 1815 году при заводе Оружейная фабрика стала самостоятельным производственным предприятием и выпускала все виды клинкового оружия. Продукция была представлена:

  • кинжалами из стали;
  • гусарскими саблями;
  • кирасирскими и драгунскими палашами;
  • армейскими и гвардейскими тесаками;
  • охотничьими ножами.
  • Все изделия фабрики были художественно украшены, принималось также множество индивидуальных заказов на выполнение декорированного оружия.
Советский период После 1917 года златоустовский завод продолжал работать. Теперь холодное оружие стали украшать революционными сюжетами и портретами вождей Коммунистической партии. Место утончённого классицизма занял грубоватый модерн. Упор стали делать на выпуск массовой продукции. Авторский стиль практически исчез. Цветная гравюра выросла в размерах и превратилась в панно. Изделиями златоустовских умельцев стали украшать стены государственных учреждений. Художники переносили на них репродукции популярных картин известных авторов. Огромные портреты Ленина и Сталина украшали фасады правительственных учреждений. На некоторое время творческая мысль уступила место механической работе.

Советский период

После 1917 года златоустовский завод продолжал работать. Теперь холодное оружие стали украшать революционными сюжетами и портретами вождей Коммунистической партии. Место утончённого классицизма занял грубоватый модерн. Упор стали делать на выпуск массовой продукции. Авторский стиль практически исчез. Цветная гравюра выросла в размерах и превратилась в панно. Изделиями златоустовских умельцев стали украшать стены государственных учреждений. Художники переносили на них репродукции популярных картин известных авторов. Огромные портреты Ленина и Сталина украшали фасады правительственных учреждений. На некоторое время творческая мысль уступила место механической работе.

В 1960-е вновь возродился интерес к народным промыслам. Начали открываться профессионально-технические и художественные училища. Гравюра Златоуста получила импульс к новому развитию. Молодые выпускники училищ, получив образование художников-гравёров, приходили на завод и в цехах, выпускавших предметы бытового назначения, раскрывали свои таланты. В эти годы зазвучали имена таких прекрасных художников, как Г. Берсенев, А. Богачёв, Н. Лохтачёва, О. Аверкин и др
  • В 1960-е вновь возродился интерес к народным промыслам. Начали открываться профессионально-технические и художественные училища. Гравюра Златоуста получила импульс к новому развитию. Молодые выпускники училищ, получив образование художников-гравёров, приходили на завод и в цехах, выпускавших предметы бытового назначения, раскрывали свои таланты. В эти годы зазвучали имена таких прекрасных художников, как Г. Берсенев, А. Богачёв, Н. Лохтачёва, О. Аверкин и др
За время своего существования  златоустовская гравюра  не утратила красоту и выразительность. К реалистичности изображений и лаконичности форм, присущим этому искусству с начального периода развития, добавились богатые сюжеты, разнообразие применяемых техник. Самыми популярными мотивами изображений можно назвать: мифологические сюжеты гравюр; бытовые сцены военного и мирного времени; природу и животный мир Урала; сложные орнаментальные узоры. По мере развития златоустовское искусство впитывало современные стили и идеи, сохраняя при этом самобытность и уникальность.

За время своего существования  златоустовская гравюра  не утратила красоту и выразительность. К реалистичности изображений и лаконичности форм, присущим этому искусству с начального периода развития, добавились богатые сюжеты, разнообразие применяемых техник. Самыми популярными мотивами изображений можно назвать:

  • мифологические сюжеты гравюр;
  • бытовые сцены военного и мирного времени;
  • природу и животный мир Урала;
  • сложные орнаментальные узоры.
  • По мере развития златоустовское искусство впитывало современные стили и идеи, сохраняя при этом самобытность и уникальность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!