Марина Ивановна Цветаева
8 октября (26 сентября – по ст.стилю) 1892 г. –
31 августа 1941г.
Германова Тамара Петровна,
учитель русского языка и литературы
ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС» г. Кемерово
Марина Ивановна Цветаева (1892 -1941)
Русская поэтесса, прозаик, пере-водчик, один из крупнейших рус-ских поэтов XX века, творчеству которой, как написано в Большом Энциклопедическом словаре, при-сущи «романтический максима-лизм, мотивы одиночества, траги-ческая обреченность любви, не-приятие повседневного бытия, ин-тонационно-ритмическая экспрес-сивность, парадоксальная метафо-ричность», человек сложной и тра-гической судьбы, она оставила свой яркий след в поэзии.
Родилась Марина Цветаева 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в семье Иван Вла-димировича, профессора Московского университета, филолога и искусствоведа, будущего директора Румян-цевского музея и основателя Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обру-севшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Красною кистью…
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.
Так получилось, что Марина с мамой часто жила за грани-цей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда ма-ленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лек-ций по старофранцузской литературе в парижской Сорбон-не, но обучение там не окончила.
Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.
- Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Все исчезаете вы,
- Точно дворцы ледяные По мановенью жезла. Где потолки расписные, До потолков зеркала?
- Где клавесина аккорды, Темные шторы в цветах, Великолепные морды На вековых воротах,
- Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О деревянный забор!
- Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды, — Грузные, в шесть этажей.
- Домовладельцы — их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,
— Цари на каждом бранном поле
И на балу …
С тех пор прекрасные стихи стали судьбой Марины Цветае-вой. Их рождению во многом способствовало знакомство с такими творческими личнос-тями, как Максимилиан Воло-шин и Сергей Эфрон. С пер-вым её связывали дружеские отношения, второй в 912 г. стал её мужем. Восхищаясь рыцар-скими качествами своего из-бранника, М. Цветаева по-святила ему многие лири-ческие строки. Среди них и знаменитое стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913), впоследствии прозвучавшее прекрасным романсом:
Я с вызовом ношу его кольцо
Да, в вечности жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге…
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови
… В его лице я рыцарству верна,
Всем тем, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы- и идут на плаху.
3 июня 19 14
Сергей Эфрон и Марина Цветаева
1912 год оказался богат событиями, знамена-тельными для судьбы поэтессы. В январе она вышла замуж за Сергея Эфрона.
Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год
18 (5) сентября 1912 года родилась первая дочь Марины – Ариадна, домашние звали ее Аля.
13 апреля 1917 года у Эфронов родилась дочь Ирина. Осенью 1917 года молодая чета уехала на отдых в Крым, но 25 ноября Цветаева вернулась в Москву за детьми. Выбраться обратно к мужу ей не удалось. В январе 1918 года Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию Корнилова. Начиналась Гражданская война.
Самым страшным ударом стала смерть от голода в 1920 г. младшей дочери — двухлетней Ирины. Едва удалось спасти Ариадну. Вот как о роковых изменениях в жизни поэтессы пишет П. Е. Фокин: «Биография Цветаевой разрублена тяжёлым топором русской революции на две половины. Они зеркально отражаются друг в друге. До революции жизнь шла естественным чередом, со своими радостями и заботами, удачами и потерями — “в руце Бо-жией”. После — всё перевернулось вверх дном, начался сплошной “дьяволов водевиль”.
Казалось, всё вокруг рушится, но в этом аду не рушился мир поэзии Цветаевой. К ней, как и в прежние времена, приходят стихи:
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
(14 августа 1918 г.)
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги.
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
Мур (Георгий Сергеевич Эфрон),
сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е.
М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.
В 1925 году после рождения сына Георгия семья переез-жает в Париж. Цветаева относилась к сыну так, что Мур (так она называла своего сына) рос в ощущении, что он - центр мирозданья. Посторонним он часто казался несносным , но она этого не понимала и не хотела понять.
Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, не мог прокормить семью; только сама Цветаева литературным трудом могла зарабатывать на жизнь. Однако в ведущих парижских периодических издани-ях Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантской ли-тературной среде были чужды стихи Цветаевой.
Позднее Цветаева пишет об этом :
«Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево).
М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину
Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв
Возвращение в Россию не было радостным после долгих годов эмиграции. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пят-надцати лет репрессий реабили-тирована в 1955 году.
Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей)
В этот период Цветаева практи-
чески не писала стихов, занимаясь переводами.
С 1939 по 1941 Цветаева живет сначала в подмосковном Болшево, в Галицино, в Елабуге, в 1941г. собирается в эвакуацию .
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить
(«эвакуированным», Асеевым
и сыну).
Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева
Посмертная записка сыну
Россия, ты своим поэтам
Жестокой мачехой была.
Пусть бог простит тебя за это.
Я не простила.
Не смогла.
Тематика творчества
* Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный)
* Тема высокого назначения Поэзии
* Тема любви как дарованного судь-бой счастья
* Тема обречённой жертвенности («Ле-бединый стан»)
* Тема детства (период всесторон-него обогащения лич-ности)
* Тема природы (колыбель человека)
* Тема дома и без-домья (обиталище души)
* Тема конфликта бы-та и бытия
* Тема России (Моск-ва, историческая судьба)
Сборники М.Цветаевой
«Вечерний альбом» 1910г.
«Волшебный фонарь» 1912г.
« Из двух книг» 1913г.
«Версты» 1922г.
«Царь – девица»
«Стихи к Блоку»
«Разлука»
« Психея»
«Ремесло» 1922-1923г.
«После России» 1928г.
Спасибо за внимание