СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Жизнь и творчество М.И. Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Жизнь и творчество М.И. Цветаевой»

Марина Ивановна Цветаева 8 октября (26 сентября – по ст.стилю) 1892 г. – 31 августа 1941г. Германова Тамара Петровна, учитель русского языка и литературы  ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС» г. Кемерово

Марина Ивановна Цветаева

8 октября (26 сентября – по ст.стилю) 1892 г. –

31 августа 1941г.

Германова Тамара Петровна,

учитель русского языка и литературы

ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС» г. Кемерово

Марина Ивановна Цветаева  (1892 -1941)  Русская поэтесса, прозаик, пере-водчик, один из крупнейших рус-ских поэтов XX века, творчеству которой, как написано в Большом Энциклопедическом словаре, при-сущи «романтический максима-лизм, мотивы одиночества, траги-ческая обреченность любви, не-приятие повседневного бытия, ин-тонационно-ритмическая экспрес-сивность, парадоксальная метафо-ричность», человек сложной и тра-гической судьбы, она оставила свой яркий след в поэзии.

Марина Ивановна Цветаева (1892 -1941)

Русская поэтесса, прозаик, пере-водчик, один из крупнейших рус-ских поэтов XX века, творчеству которой, как написано в Большом Энциклопедическом словаре, при-сущи «романтический максима-лизм, мотивы одиночества, траги-ческая обреченность любви, не-приятие повседневного бытия, ин-тонационно-ритмическая экспрес-сивность, парадоксальная метафо-ричность», человек сложной и тра-гической судьбы, она оставила свой яркий след в поэзии.

 Родилась Марина Цветаева 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в семье Иван Вла-димировича, профессора Московского университета, филолога и искусствоведа, будущего директора Румян-цевского музея и основателя Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обру-севшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца. Красною кистью… Красною кистью  Рябина зажглась.  Падали листья.  Я родилась.

Родилась Марина Цветаева 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в семье Иван Вла-димировича, профессора Московского университета, филолога и искусствоведа, будущего директора Румян-цевского музея и основателя Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обру-севшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.

Красною кистью…

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.

 Так получилось, что Марина с мамой часто жила за грани-цей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда ма-ленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лек-ций по старофранцузской литературе в парижской Сорбон-не, но обучение там не окончила.

Так получилось, что Марина с мамой часто жила за грани-цей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда ма-ленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лек-ций по старофранцузской литературе в парижской Сорбон-не, но обучение там не окончила.

 Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.   Домики старой Москвы Слава прабабушек томных,  Домики старой Москвы,  Из переулочков скромных  Все исчезаете вы, Точно дворцы ледяные  По мановенью жезла.  Где потолки расписные,  До потолков зеркала? Где клавесина аккорды,  Темные шторы в цветах,  Великолепные морды  На вековых воротах, Кудри, склоненные к пяльцам,  Взгляды портретов в упор…  Странно постукивать пальцем  О деревянный забор! Домики с знаком породы,  С видом ее сторожей,  Вас заменили уроды, —  Грузные, в шесть этажей. Домовладельцы — их право!  И погибаете вы,  Томных прабабушек слава,  Домики старой Москвы.

Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.

  • Домики старой Москвы
  • Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Все исчезаете вы,
  • Точно дворцы ледяные По мановенью жезла. Где потолки расписные, До потолков зеркала?
  • Где клавесина аккорды, Темные шторы в цветах, Великолепные морды На вековых воротах,
  • Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О деревянный забор!
  • Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды, — Грузные, в шесть этажей.
  • Домовладельцы — их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы.
Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса. И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след — Очаровательные франты Минувших лет. Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, — Цари на каждом бранном поле И на балу …  С тех пор прекрасные стихи стали судьбой Марины Цветае-вой. Их рождению во многом способствовало знакомство с такими творческими личнос-тями, как Максимилиан Воло-шин и Сергей Эфрон. С пер-вым её связывали дружеские отношения, второй в 912 г. стал её мужем. Восхищаясь рыцар-скими качествами своего из-бранника, М. Цветаева по-святила ему многие лири-ческие строки. Среди них и знаменитое стихотворение «Генералам двенадцатого года»  (1913), впоследствии прозвучавшее прекрасным романсом:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу,

Цари на каждом бранном поле

И на балу

С тех пор прекрасные стихи стали судьбой Марины Цветае-вой. Их рождению во многом способствовало знакомство с такими творческими личнос-тями, как Максимилиан Воло-шин и Сергей Эфрон. С пер-вым её связывали дружеские отношения, второй в 912 г. стал её мужем. Восхищаясь рыцар-скими качествами своего из-бранника, М. Цветаева по-святила ему многие лири-ческие строки. Среди них и знаменитое стихотворение «Генералам двенадцатого года»  (1913), впоследствии прозвучавшее прекрасным романсом:

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге…  Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови  … В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху.  3 июня 19 14 Сергей Эфрон и Марина Цветаева  1912 год оказался богат событиями, знамена-тельными для судьбы поэтессы. В январе она вышла замуж за Сергея Эфрона.

Я с вызовом ношу его кольцо

Да, в вечности жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге…

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови

В его лице я рыцарству верна,

Всем тем, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы- и идут на плаху.

3 июня 19 14

Сергей Эфрон и Марина Цветаева 

1912 год оказался богат событиями, знамена-тельными для судьбы поэтессы. В январе она вышла замуж за Сергея Эфрона.

Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год  18 (5) сентября 1912 года родилась первая дочь Марины – Ариадна, домашние звали ее Аля.  13 апреля 1917 года у Эфронов родилась дочь Ирина. Осенью 1917 года молодая чета уехала на отдых в Крым, но 25 ноября Цветаева вернулась в Москву за детьми. Выбраться обратно к мужу ей не удалось. В январе 1918 года Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию Корнилова. Начиналась Гражданская война.

Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год

18 (5) сентября 1912 года родилась первая дочь Марины – Ариадна, домашние звали ее Аля.

13 апреля 1917 года у Эфронов родилась дочь Ирина. Осенью 1917 года молодая чета уехала на отдых в Крым, но 25 ноября Цветаева вернулась в Москву за детьми. Выбраться обратно к мужу ей не удалось. В январе 1918 года Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию Корнилова. Начиналась Гражданская война.

 Самым страшным ударом стала смерть от голода в 1920 г. младшей дочери — двухлетней Ирины. Едва удалось спасти Ариадну. Вот как о роковых изменениях в жизни поэтессы пишет П. Е. Фокин: «Биография Цветаевой разрублена тяжёлым топором русской революции на две половины. Они зеркально отражаются друг в друге. До революции жизнь шла естественным чередом, со своими радостями и заботами, удачами и потерями — “в руце Бо-жией”. После — всё перевернулось вверх дном, начался сплошной “дьяволов водевиль”.  Казалось, всё вокруг рушится, но в этом аду не рушился мир поэзии Цветаевой. К ней, как и в прежние времена, приходят стихи: Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота — ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы — Один ответ: «Откуда мне сие?» Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты Закон звезды и формула цветка.   (14 августа 1918 г.)

Самым страшным ударом стала смерть от голода в 1920 г. младшей дочери — двухлетней Ирины. Едва удалось спасти Ариадну. Вот как о роковых изменениях в жизни поэтессы пишет П. Е. Фокин: «Биография Цветаевой разрублена тяжёлым топором русской революции на две половины. Они зеркально отражаются друг в друге. До революции жизнь шла естественным чередом, со своими радостями и заботами, удачами и потерями — “в руце Бо-жией”. После — всё перевернулось вверх дном, начался сплошной “дьяволов водевиль”.

Казалось, всё вокруг рушится, но в этом аду не рушился мир поэзии Цветаевой. К ней, как и в прежние времена, приходят стихи:

Стихи растут, как звёзды и как розы,

Как красота — ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы —

Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты

Закон звезды и формула цветка. 

(14 августа 1918 г.)

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги.  Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма…

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги.

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.  В 1925 году после рождения сына Георгия семья переез-жает в Париж. Цветаева относилась к сыну так, что Мур (так она называла своего сына) рос в ощущении, что он - центр мирозданья. Посторонним он часто казался несносным , но она этого не понимала и не хотела понять.

Мур (Георгий Сергеевич Эфрон),

сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е.

М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

В 1925 году после рождения сына Георгия семья переез-жает в Париж. Цветаева относилась к сыну так, что Мур (так она называла своего сына) рос в ощущении, что он - центр мирозданья. Посторонним он часто казался несносным , но она этого не понимала и не хотела понять.

 Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, не мог прокормить семью; только сама Цветаева литературным трудом могла зарабатывать на жизнь. Однако в ведущих парижских периодических издани-ях Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантской ли-тературной среде были чужды стихи Цветаевой. Позднее Цветаева пишет об этом : «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».

Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, не мог прокормить семью; только сама Цветаева литературным трудом могла зарабатывать на жизнь. Однако в ведущих парижских периодических издани-ях Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «После России» (1928). Эмигрантской ли-тературной среде были чужды стихи Цветаевой.

Позднее Цветаева пишет об этом :

«Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево).

М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину

Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

 Возвращение в Россию не было радостным после долгих годов эмиграции. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пят-надцати лет репрессий реабили-тирована в 1955 году. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей)  В этот период Цветаева практи- чески не писала стихов, занимаясь переводами.  С 1939 по 1941 Цветаева живет сначала в подмосковном Болшево, в Галицино, в Елабуге, в 1941г. собирается в эвакуацию .

Возвращение в Россию не было радостным после долгих годов эмиграции. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пят-надцати лет репрессий реабили-тирована в 1955 году.

Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей)

В этот период Цветаева практи-

чески не писала стихов, занимаясь переводами.

С 1939 по 1941 Цветаева живет сначала в подмосковном Болшево, в Галицино, в Елабуге, в 1941г. собирается в эвакуацию .

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить  («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить

(«эвакуированным», Асеевым

и сыну).

Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева

Посмертная записка сыну

Россия, ты своим поэтам Жестокой мачехой была. Пусть бог простит тебя за это. Я не простила. Не смогла.

Россия, ты своим поэтам

Жестокой мачехой была.

Пусть бог простит тебя за это.

Я не простила.

Не смогла.

Тематика творчества * Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный) * Тема высокого назначения Поэзии * Тема любви как дарованного судь-бой счастья * Тема обречённой жертвенности («Ле-бединый стан») * Тема детства (период всесторон-него обогащения лич-ности) * Тема природы (колыбель человека) * Тема дома и без-домья (обиталище души) * Тема конфликта бы-та и бытия * Тема России (Моск-ва, историческая судьба)

Тематика творчества

* Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный)

* Тема высокого назначения Поэзии

* Тема любви как дарованного судь-бой счастья

* Тема обречённой жертвенности («Ле-бединый стан»)

* Тема детства (период всесторон-него обогащения лич-ности)

* Тема природы (колыбель человека)

* Тема дома и без-домья (обиталище души)

* Тема конфликта бы-та и бытия

* Тема России (Моск-ва, историческая судьба)

Сборники М.Цветаевой «Вечерний альбом» 1910г. «Волшебный фонарь» 1912г. « Из двух книг» 1913г. «Версты» 1922г. «Царь – девица» «Стихи к Блоку» «Разлука» « Психея» «Ремесло» 1922-1923г. «После России» 1928г.

Сборники М.Цветаевой

«Вечерний альбом» 1910г.

«Волшебный фонарь» 1912г.

« Из двух книг» 1913г.

«Версты» 1922г.

«Царь – девица»

«Стихи к Блоку»

«Разлука»

« Психея»

«Ремесло» 1922-1923г.

«После России» 1928г.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!