Просмотр содержимого документа
«Презентация "Военный путь учителей -фронтовиков"»
Исследовательская работа. направление «Земляки» : « Военный путь учителей –фронтовиков»
Работу выполнила: обучающаяся 7 класса МОБУ СОШ д.Уразаево
Имаева Д.Ф.
- Цель исследования: изучить военный путь учителей-фронтовиков д.Уразаево
- Гипотеза исследования : изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволят нам больше узнать о военном пути учителей –фронтовиков д. Уразаево
- Задачи исследования :
1.Изучить и проанализировать источники об учителях- фронтовиках.
2. Найти и обобщить биографические сведения .
3. Собрать материал о ратных подвигах и наградах учителей-фронтовиков.
Объект исследования: учителя-фронтовики Великой Отечественной войны , жившие в д. Уразаево.
Предмет исследования : судьбы учителей -фронтовиков
I.Основная часть.
Накануне Великой Отечественной войны в Балтачевском районе было 73 школы, в которых обучалось 9935 детей, в которых преподавали 364 учителя. В 1940 году состоялся первый выпуск Старобалтачевской средней школы (27человек)
- Лукманов Агзам Киямович (1895-1984)- один из первых организаторов школы в д.Уразаево, долгий период возглавлял школу в д.Уразаево, уполномоченный представитель от Балтачесвкого района, работал учителем начальных классов , биологии и географии.
- В 1942 году отправляется на фронт добровольцем, рядовой Лукманов прошел тяжелый боевой путь.
Глава2. Учителя- фронтовики д.Уразаево
Израненный солдат, после войны возращается в родную деревню и продолжает вести просветительскую деятельность.
За военную службу в Великой Отечественной войне был награжден орденом и медалями.
- Харис Зилевич – родился в Кировской области, Малмыжский район, д.Ново-Смаил.
- 1941-1942 гг- работал директором школы.
- 16.05.1942 г. был призван в ряды Советской Армии с Балтачевского РВК, Башкирская АССР.
- Директором школы становится его супруга Бахтиярова Магруи Шафиевна, которая добросовестно продолжает работу вплоть до окончания войны.
- С 1943 года связь с Бахтияровым прекратилась, Магруи Шафиевна начинает вести поиски, но все безуспешно.
- В 1949 году Бахтиярова С.Ш. получает докумен6т, удостоверяющий потери.
Бахтияров Харис Зилевич(1904-1943)
- Валиев Касим Салаватович (1919-2010) – младший лейтенант, командир стрелкового взвода.Получил высшее образование, преподавал родной язык в Уразаевской школе (1957-1974). Служил в годы войны с 1942-1945гг.
- В 1941 году проходит подготовку в пункте Алкино, после отправляется на фронт, место назначения Украина.
- 1942 году в тяжелом бою получает ранение в руку, после госпиталя был отправлен на курсы подготовки офицеров.
- В 1943 году становится командиром взвода автоматчиков., тяжелые бои , потери личного состава, Валиев К.С. Становится примером для своих солдат. Во время одной из атак Касим Салаватович получает тяжелое ранение в голову. Пуля вошла в голову и раздробив подбородок вылетела наружу. Командира отправляют в госпиталь, лечение и восстановление было долгим, 9 месяцев борьбы за жизнь.
- Дата рождения 1919
- Место рождения
- Башкирская АССР, Балтачевский р-н, д. Староуразаево ; Башкирская АССР, Балтачевский р-н, д. Уразаево
- Дата призыва 1942
- Воинское звание
- мл. лейтенант
- Воинская часть
- 102 гвардейский стрелковый полк 35 гвардейской стрелковой дивизии
- 100 гвардейский стрелковый полк 35 гвардейской стрелковой дивизии
- Награды
- Орден Отечественной войны II степени
- Орден Отечественной войны I степени
- Валиев Касим Салаватович
- Орден Отечественной войны I степени
- Документ в юбилейной картотеке
- Дата рождения: __.__.1919
- Место рождения: Башкирская АССР, Балтачевский р-н, д. Уразаево
- Наименование награды: Орден Отечественной войны I степени
- Номер документа: 84
- Дата документа: 06.04.1985
- Автор документа: Министр обороны СССР
- Валиев Касим Салаватович
- Орден Отечественной войны II степени
- Наградной документ
- Дата рождения: __.__.1919
- Воинское звание: мл. лейтенант
- Кто наградил: Президиум ВС СССР
- Наименование награды: Орден Отечественной войны II степени
- Дата документа: 15.02.1968
- Информация об архиве -
- Архив: ЦАМО
Награды
- В 1945 году возвращается в родную деревню, получает образование, начинает заниматься педагогической деятельностью.
Хазимуллин Ситдик Хазимуллинович (1913-1991) – старший сержант, учитель и воспитатель Уразаевской школы.
- Дата рождения: 1913г.
- Воинское звание: мл. командир
- Военно-пересыльный пункт:
26 зсп
- Выбытие из воинской части: 09.08.1941
- Далее 41 гв.танковая бригада- радист- телеграфист.
- В июле 1943 года за защиту г.Сталинграда, был представлен к награде.
Медаль «За оборону Сталинграда»
- Воинское звание: гв.ст.сержант
- Воинская часть: 41 гв . т бр
- В 1941 году уходит на фронт, на границе реки Дон , получает ранение и попадает в госпиталь. После отправляется на Ленинградский фронт, где оказывается в блокадном Ленинграде, мужественно защищает Ленинград весь период блокады. По окончанию войны возвращается на родину. Получает награды за «Оборону Ленинграда», Орден Великой Отечественной войны и другие медали. В 1945 году становиться директором школы д.Уразаево, скромный интеллигент, показал высокий уровень своих знаний, патриот нашей Родины, первый заговорил о создании детского дома для детей сирот, впоследствии, стал работать председателем колхоза «Танып».
Шамсиев Имамхамат Шамсиевич (1921-2001) – учитель начальных классов, старшина, директор школы.
Исмагилов Валидиан Исмагилович (1926-2013)
Служил в годы войны (1943-1945 г). Молодой солдат был направлен на фронт добровольцем, сначала в тяжелых условиях подготовка к военной службе, а затем суровый фронт войны ..
- Наградной документ
- Воинское звание: ефрейтор
- Воинская часть: 424 сп 18 сд
- Наименование награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
- Приказ подразделения
- от: 22.01.1946 Издан: 424 сп 18 сд
Шамсиева Мунира Шамсиевна (1920-2001)
- Учительница начальных классов, интеллигент, посвятила свою жизнь работе с детьми. Служила в годы войны (1942-1945 г). В годы войны была радисткой, связистом.
Послевоенный коллектив учителей
- Каждое время выдвигает своих героев. Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного уголка, России, научиться хранить память о земляках. Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать черты национального характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, наши учителя, которые проявили себя не только в бою , но и на просветительском поприще.
Заключение.