СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Устное собеседование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Устное собеседование"»

    Эффективная подготовка  к устному собеседованию  по русскому языку      Нагапетян Татьяна Васильевна Учитель русского языка и литературы МАОУ « Гимназия №2» ГОЩ

Эффективная подготовка к устному собеседованию по русскому языку  

Нагапетян Татьяна Васильевна

Учитель русского языка и литературы МАОУ « Гимназия №2» ГОЩ

Итоговое собеседование На сегодняшний день главное противоречие в требованиях к участникам собеседования связано с черновиками. Обратимся к двум основным нормативным документам: «Регламенту организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе» и «Методическим рекомендациям по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку». В регламенте нет запрета на использование учеником записей, а в методических рекомендациях запрет есть. Вопрос о несоответствии был направлен в Федеральный институт педагогических измерений и в Федеральный центр тестирования, но ответ пока не получен. Лучше настраивать учеников на работу без черновиков, исключительно в устной форме.

Итоговое собеседование

  • На сегодняшний день главное противоречие в требованиях к участникам собеседования связано с черновиками. Обратимся к двум основным нормативным документам: «Регламенту организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе» и «Методическим рекомендациям по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку». В регламенте нет запрета на использование учеником записей, а в методических рекомендациях запрет есть. Вопрос о несоответствии был направлен в Федеральный институт педагогических измерений и в Федеральный центр тестирования, но ответ пока не получен. Лучше настраивать учеников на работу без черновиков, исключительно в устной форме.
 Рекомендации Уделите особое внимание заданиям № 1 и № 2. (На апробации они дались далеко не всем ученикам). Объясните школьникам, что нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны. Посоветуйте ученикам при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным. Объясните, что подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.   Приучите детей в задании № 3 составлять настоящий монолог с общей идеей (Разрозненные высказывания по пунктам плана — распространенная ошибка в этом задании). Посоветуйте ученикам при работе над заданием № 3 первым делом выделить основную идею, озаглавить фотографию как работу для выставки — эта формулировка станет основой всего монолога. Натренируйте детей произносить монолог и отвечать на вопросы без долгих неоправданных пауз

Рекомендации

Уделите особое внимание заданиям № 1 и № 2. (На апробации они дались далеко не всем ученикам). Объясните школьникам, что нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны. Посоветуйте ученикам при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным. Объясните, что подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.

Приучите детей в задании № 3 составлять настоящий монолог с общей идеей (Разрозненные высказывания по пунктам плана — распространенная ошибка в этом задании). Посоветуйте ученикам при работе над заданием № 3 первым делом выделить основную идею, озаглавить фотографию как работу для выставки — эта формулировка станет основой всего монолога. Натренируйте детей произносить монолог и отвечать на вопросы без долгих неоправданных

пауз

 Рекомендации Объясните, что речевые ситуации бывают разные, и на собеседовании обучающегося нужно придерживаться правил делового общения. Предлагайте ученикам задания на соблюдение орфоэпических, речевых и грамматических норм. Тренируйте кратковременную память школьников, подбирайте для этого сложные тексты. Работайте над текстами не только по схеме собеседования (Пример задания: Нужно выбрать, какие высказывания соответствуют или не соответствуют прочитанному).

Рекомендации

  • Объясните, что речевые ситуации бывают разные, и на собеседовании обучающегося нужно придерживаться правил делового общения. Предлагайте ученикам задания на соблюдение орфоэпических, речевых и грамматических норм. Тренируйте кратковременную память школьников, подбирайте для этого сложные тексты. Работайте над текстами не только по схеме собеседования (Пример задания: Нужно выбрать, какие высказывания соответствуют или не соответствуют прочитанному).

Пример выполнения заданий 1 и 2 Прочитать внимательно (дважды и по слогам) собственные наименования, которые употребляются в тексте. Прочитать текст, определить его тему и основную мысль.  Сосчитать число абзацев. Определить, о чем говорится в каждом. Составить краткий план

Пример выполнения заданий 1 и 2

Прочитать внимательно (дважды и по слогам) собственные наименования, которые употребляются в тексте.

Прочитать текст, определить его тему и основную мысль.

Сосчитать число абзацев. Определить, о чем говорится в каждом. Составить краткий план

За какие ошибки могут снизить баллы Каждое задание оценивается по специальным критериям.  В зависимости от них учитываются те или иные ошибки. Например, при чтении текста вслух ученики часто допускали орфоэпические ошибки в словах, в которых уже стоит знак ударения, искажали имена собственные (Вернонский вместо Вернадский), неправильно ставили ударение в терминах (минералогия, кристаллография), а также научной и публицистической лексике (естествоиспытатель, генералиссимус). Безусловно, снижались баллы за грамматические ошибки при склонении имен числительных .

За какие ошибки могут снизить баллы

Каждое задание оценивается по специальным критериям.

В зависимости от них учитываются те или иные ошибки. Например, при чтении текста вслух ученики часто допускали орфоэпические ошибки в словах, в которых уже стоит знак ударения, искажали имена собственные (Вернонский вместо Вернадский), неправильно ставили ударение в терминах (минералогия, кристаллография), а также научной и публицистической лексике (естествоиспытатель, генералиссимус). Безусловно, снижались баллы за грамматические ошибки при склонении имен числительных .

Ошибки Пересказ оказался самым сложным. За выполнение этого задания в прошлом году около 40 процентов девятиклассников получили

Ошибки

  • Пересказ оказался самым сложным. За выполнение этого задания в прошлом году около 40 процентов девятиклассников получили "нули" по одному из критериев. Школьники искажают содержание текста, придумывают вместо него что-то свое. Иногда пропускают целые абзацы, не различают главной и второстепенной информации, допускают огромное количество повторов, не понимают значение отдельных слов. Так, можно было услышать "тщательно" вместо "тщетно", "было поручено звание" вместо "присвоено звание". Конечно, за такие ошибки баллы снижаются.
Диалог С диалогом ученики справляются хорошо, здесь помогает собеседник-экзаменатор. Это могут быть не только преподаватели русского языка, но и других предметов. Если же учащийся произносит фразы типа:

Диалог

  • С диалогом ученики справляются хорошо, здесь помогает собеседник-экзаменатор. Это могут быть не только преподаватели русского языка, но и других предметов. Если же учащийся произносит фразы типа: "Я не знаю", "У меня нет никаких интересов", "Мне нечего рассказать", если отвечает односложно "да" - "нет", то экзаменатор-собеседник старается разговорить ученика, эмоционально расположить его к беседе.
 Примеры из текста  Отсутствие логического перехода  Смысловая неполнота Типичные ошибки  «Пример» не подтверждает тезис  Цитата без объяснения Искажения текста

Примеры из текста

Отсутствие логического перехода

Смысловая неполнота

Типичные ошибки

«Пример» не подтверждает тезис

Цитата без объяснения

Искажения текста

   Нарушевич А.Г., Голубева И.В.  Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты.  М.: Просвещение 2015-2016

Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. М.: Просвещение 2015-2016

УМК по русскому языку. 5-9 классы  Л.М. Рыбченковой,  О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г.Нарушевича Когнитивно-коммуникативный подход. Установка на активную познавательную деятельность ученика. Овладение средствами и способами обращения с информацией. Текстоцентрический принцип построения параграфа. Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней). Ориентация на итоговую аттестацию в форме ОГЭ

УМК по русскому языку. 5-9 классы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г.Нарушевича

  • Когнитивно-коммуникативный подход.
  • Установка на активную познавательную деятельность ученика.
  • Овладение средствами и способами обращения с информацией.
  • Текстоцентрический принцип построения параграфа.
  • Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней).
  • Ориентация на итоговую аттестацию в форме ОГЭ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!