Преемственность в процессе обучения младших школьников решению уравнений
Выполнила: Росликова Анастасия Игоревна,
учитель начальных классов
«Новоозёрновская средняя школа» города Евпатории Республики Крым
Вопрос преемственности образования - один из центральных и «вечных» вопросов педагогики.
Преемственность обучения математики предполагает соблюдение последовательности, систематичности, взаимосвязи и согласованности в содержании, формах и методах обучения, которые должны обеспечить на первоначальном этапе безболезненный переход от одной ступени обучения к другой.
Уравнение - это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Корень уравнения - это значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
Решить уравнение - значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Способы решения уравнений : (на основе УМК «Школа России»)
- подбор (его применение на первых этапах является необходимым для того, чтобы учащиеся усвоили суть решения уравнения);
- на основе знания зависимости между компонентами и результатом арифметического действия.
понятия«уравнение»
умения решать усложненные уравнения разными способами
умения решать задачи* способом составления уравнений
Задачи реализации темы
умения решать простые уравнения разными способами
Формирование у учащихся
Результаты освоения раздела учащимися
Знать
Уметь
- Названия компонентов и результатов действий, правила нахождения слагаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя
- Решать простые и усложнённые уравнения на основе нахождения неизвестного компонента; решать задачи* способом составления таких уравнений
Составление уравнений по данному условию и вопросу, закрепление названий компонентов арифметических действий .
Знакомство с уравнением и овладение способом его решения
Подготовительный этап
Изучение темы по классам
Решение уравнений.
Решение задач способом составления уравнений.*
Методы и формы организации деятельности
методы
формы
Индиви-дуально-груп-повая
Фрон-тальная
Проблем-ная ситуация
Частично-поиско-вый (эвристи-ческий)
Диффе-ренци-рованная
Самостоятельная работа
Игровой
Объясни-тельно-иллюстративный
Подготовительный этап 1 класс
1 класс
Вставить пропущенные числа
2 + = 7 15 + … = 20
9 – = 5 20 – … = 17
6
7
7
2
3
5
1 класс
?
?
?
8
7
9
8
1 класс
6
3
3
?
8
2
?
8
10
2 класс
Вставьте пропущенные числа и запишите верные равенства
20 - … = 64 - 50 60 - 5 = 95 - …
15+7+…= 62 …+…+7 = 16
96 - - 10 = 55
(8+6) +7 = …+ (6+7)
2 класс
Первое слагаемое
300
Второе слагаемое
600
200
Значение суммы
40
700
900
920
800
Уменьшаемое
Вычитаемое
Значение разности
830
70
807
400
900
200
800
705
2 класс
Разгадайте правило и впишите числа в «окошки»
20 +4=12 а+5, где а=7 х+4=12 " width="640"
Как называется выражение?
24+3
=27
53-320
+4=12
а+5, где а=7
х+4=12
6+ =9
6 + X = 9
Почему называется уравнением?
Как решаются уравнения?
Учебник с. 80, часть 1
Пример из учебника
Как известно, решение уравнений предполагает проверку правильности решения. От правильно проведенной проверки уравнения зависит конечный результат всех предыдущих действий, что означает правильность решения либо ошибка в его проведении. (слагаемое ) пример : х+9=15 применяем правило : чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое Пример решения : х+9=15 х=15-9 х=6 проверка: 6+9=15 15=15
Решение уравнений на сложение и вычитание
Что надо найти
Правило
Слагаемое x + 9 = 15
Пример решения
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.
Уменьшаемое x - 14 = 2
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Вычитаемое 5 - x = 3
x + 9 = 15 x = 15 - 9 x = 6 Проверка 6 + 9 = 15 15 = 15
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.
x - 14 = 2 x = 14 + 2 x = 16 Проверка 16 - 2 = 14 14 = 14
5 - x = 3 x = 5 - 3 x = 2 Проверка 5 - 2 = 3 3 = 3
Решение уравнений на умножение и деление
Что надо найти
Множитель y • 4 = 12
Правило
Делимое y : 7 = 2
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Пример решения
Делитель 8 : y = 4
Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
y • 4 = 12 y = 12 : 4 y = 3 Проверка 3 • 4 = 12 12 = 12
Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
y : 7 = 2 y = 2 • 7 y = 14 Проверка 14 : 7 = 2 2 = 2
8 : y = 4 y = 8 : 4 y = 2 Проверка 8 : 2 = 4 4 = 4
67 – 28 (4 2) = 72 7 5 = 350 Впишите пропущенный делитель 42 : = 7 72 : 1000 = 9000 Впишите пропущенное делимое : 6 = 7 : 9 100 = 700 " width="640"
3 класс
Впишите пропущенный множитель
6 = 48 9 + 5 = 41
9 67 – 28 (4 2) = 72
7 5 = 350
Впишите пропущенный делитель
42 : = 7 72 : 1000 = 9000
Впишите пропущенное делимое
: 6 = 7 : 9 100 = 700
3 класс
Разгадайте правило и вставьте число в пустые «окошки»
3 класс Усвоение названия компонентов
а
16
12
17
6
4
3
в
96
68
51
а х в
- Расскажите , какой компонент действия и как вы его находите?
Усвоение названия компонентов
64
78
с
80
16
к
16
6
5
13
4
с : к
- Расскажите , какой компонент действия и как вы его находите.
4 класс Алгоритм решения уравнений
4 класс
Впишите пропущенный знак действия и закончите решение каждого уравнения
х+39=81 81-х=39 х-39=81
х=81…39 х=81…39 х=81…39
х=______ х=_______ х=________
Запишите различные уравнения, пользуясь их решением. Вычислите корнь уравнений.
Х+90=135
135-х=90
90+х=135
х = 135 - 90
х = _______
Подчеркните уравнения, корни которых мы не сможем найти
375 – х = 207 534 + х =670
375 – х = 481 х : 20 = 300
х + 129 = 117 х 70 = 9
Найдите корни уравнений, не выполняя вычислений
8000+х+30+4=8734 1725 х = 0
х = ____________ х = _______
700
0
Запишите каждое предложение уравнением и найдите его корень
- Неизвестное число уменьшили в 3 раза и получили 289.
- Число 407 увеличили в несколько раз и получили 3256.
- Число 7591 уменьшили на несколько единиц и получили 306.
- Неизвестное число уменьшили на 1904 и получили 748.
Решение задач с помощью уравнения на занятиях по внеурочной деятельности «Занимательная математика» (реализация преемственности, подготовка к 5 классу)
x
?кг
+ 3 = 8
x
3 кг
8 кг
а) Прочитайте задачу:
б) Запишите, что обозначают данные числа и выражения, если:
х(м) – длина обоев в одном рулоне;
х 9(м) ______________________
76-4(м) ______________________
х 9+4(м) ___________________
76 м ________________________
в) Составьте уравнения и решите их
На оклейку стен пошло 9 целых рулонов обоев и ещё 4 м. Сколько метров обоев в каждом рулоне, если всего израсходовано 76 м обоев?
Преемственность в обучении - установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения; понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению.
Спасибо за внимание!!!