СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ТРКМ как инструмент формирования функциональной грамотности у обучающихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ТРКМ как инструмент формирования функциональной грамотности у обучающихся"»

Технология развития критического мышления как инструмент формирования функциональной грамотности

Технология развития критического мышления как инструмент формирования функциональной грамотности

Что такое функциональная грамотность? Термин «грамотность» , введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом. Социологический словарь  определяет функциональную грамотность как способность  человека  вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Что такое функциональная грамотность?

  • Термин «грамотность» , введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
  • Социологический словарь  определяет функциональную грамотность как способность  человека  вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Отличительные черты функциональной грамотности 1) направленность на решение бытовых проблем; 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах; 3) связь с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Отличительные черты функциональной грамотности

  • 1) направленность на решение бытовых проблем;
  • 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
  • 3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
  • 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
  • 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели Общая грамотность : написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная : искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях : оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели

  • Общая грамотность : написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
  • Компьютерная : искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях : оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
  • Информационная : находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
  • Коммуникативная : работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
  • Владение иностранными языками : перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
  • Грамотность при решении бытовых проблем : выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
  • Правовая и общественно-политическая грамотность : отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Функциональная грамотность как общеучебная компетенция на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.  Вышеперечисленные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы!!!

Функциональная грамотность как общеучебная компетенция на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Вышеперечисленные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы!!!

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: 1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

  • 1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
  • 2) формы и методы обучения;
  • 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • 4) программы внешкольного, дополнительного образования;
  • 5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
  • 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов. Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия. Если работу в группах мы провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи. Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.
  • Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.
  • Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия.
  • Если работу в группах мы провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.
  • Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс , который требует от учителя использования современных форм и методов обучения . Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.  !!!Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс , который требует от учителя использования современных форм и методов обучения . Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. 

!!!Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия.

Функциональная грамотность слагается… Читательская грамотность; Математическая грамотность; Финансовая грамотность; Естественнонаучная грамотность; Глобальные компетенции; Креативное мышление

Функциональная грамотность слагается…

Читательская грамотность;

Математическая грамотность;

Финансовая грамотность;

Естественнонаучная грамотность;

Глобальные компетенции;

Креативное мышление

Использование приёмов ТРКМ при формировании  функциональной грамотности

Использование приёмов ТРКМ при формировании функциональной грамотности

   введение актуализация приёмы - ?  в проблему знаний    изучение нового погружение в приёмы-?  материала проблему     закрепление проверка приёмы -?  материала усвоения Структура занятия по ТРКМ вызов осмысление рефлексия

введение актуализация приёмы - ?

в проблему знаний

изучение нового погружение в приёмы-?

материала проблему

закрепление проверка приёмы -?

материала усвоения

Структура занятия по ТРКМ

вызов

осмысление

рефлексия

Первая стадия – «вызов» Ее присутствие на каждом занятии обязательно!!! Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у школьников знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать обучающихся к познавательной деятельности; побудить детей к активной работе на занятиях и дома.

Первая стадия – «вызов»

Ее присутствие на каждом занятии обязательно!!!

Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у школьников знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать обучающихся к познавательной деятельности;
  • побудить детей к активной работе на занятиях и дома.

 Вызов (мотивация) 1. Верите ли вы, что школа может существовать без детей? 2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться? 3. Верите ли вы, что чтение – лучшее учение? 4. Верите ли вы, что мы собрались здесь ради детей? 5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей? 6. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? 7. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей? Я тоже в это не верю. 8. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? А это мы проверим. Какой приём я сейчас использовала?

Вызов (мотивация)

1. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

3. Верите ли вы, что чтение – лучшее учение?

4. Верите ли вы, что мы собрались здесь ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

7. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю.

8. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

А это мы проверим.

Какой приём я сейчас использовала?

 Приём «Верные и неверные утверждения» Может быть началом урока. Он позволяет связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, полагаются на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, к вдумчивой, внимательной работе с новым текстом. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот приём можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответы обучающихся могут быть как вербальными, так и сигнальными (сигнальные карточки).

Приём «Верные и неверные утверждения»

Может быть началом урока. Он позволяет связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию.

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, полагаются на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, к вдумчивой, внимательной работе с новым текстом.

Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии.

Еще этот приём можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответы обучающихся могут быть как вербальными, так и сигнальными (сигнальные карточки).

«Синквейн – загадка» 1. Кто? 2. Величайший, титулованный 3. Учил, заботился, побеждал 4. Трудно в ученье – легко в бою. 5. Генералиссимус - Какие слова помогли вам дать правильный ответ? Назовите самые важные из них. - На какой стадии урока может использовать данный приём учитель? А обучающиеся?

«Синквейн – загадка»

1. Кто?

2. Величайший, титулованный

3. Учил, заботился, побеждал

4. Трудно в ученье – легко в бою.

5. Генералиссимус

- Какие слова помогли вам дать правильный ответ? Назовите самые важные из них.

- На какой стадии урока может использовать данный приём учитель? А обучающиеся?

Корзина идей  На стадии вызова можно использовать приём «корзина идей». Предлагаем детям положить в корзину (может быть просто коробка) то, что им уже известно по новой теме. Это могут быть краткие сообщения, даты, имена.  «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Важно то, что этот приём позволяет нам сразу включить всех обучающихся в деятельность. Сообщения анонимные, дети не боятся ошибиться.   На стадии рефлексии возвращаемся к корзине, достаем по очереди все сообщения, предлагаем соотнести с изученным на уроке, если необходимо, исправить ошибки.

Корзина идей

На стадии вызова можно использовать приём «корзина идей». Предлагаем детям положить в корзину (может быть просто коробка) то, что им уже известно по новой теме. Это могут быть краткие сообщения, даты, имена.

«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Важно то, что этот приём позволяет нам сразу включить всех обучающихся в деятельность. Сообщения анонимные, дети не боятся ошибиться.

На стадии рефлексии возвращаемся к корзине, достаем по очереди все сообщения, предлагаем соотнести с изученным на уроке, если необходимо, исправить ошибки.

Вторая стадия – «осмысление» Здесь происходит непосредственная работа школьника с новым материалом. Стадия осмысления позволяет: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этапе осмысления  эффективны приёмы  « толстых» и «тонких» вопросов, чтение со «стопами», чтение с остановками,  составление кластера, др.

Вторая стадия – «осмысление»

Здесь происходит непосредственная работа школьника с новым материалом. Стадия осмысления позволяет:

  • получить новую информацию,
  • осмыслить её,
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

На этапе осмысления эффективны приёмы

« толстых» и «тонких» вопросов,

чтение со «стопами», чтение с остановками,

составление кластера, др.

Приём   « толстых» и «тонких» вопросов из технологии развития критического мышления можно использовать для организации взаимоопроса.   После прочтения текста учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они, работая в парах, опрашивают друг друга, используя эти вопросы.          «Тонкие» вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать? И т.п. А «толстые» вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: Дайте объяснение, почему…? Что будет, если…? Почему вы думаете, что…? и др.

Приём « толстых» и «тонких» вопросов из технологии развития критического мышления можно использовать для организации взаимоопроса. После прочтения текста учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они, работая в парах, опрашивают друг друга, используя эти вопросы.

«Тонкие» вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать? И т.п.

А «толстые» вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: Дайте объяснение, почему…? Что будет, если…? Почему вы думаете, что…? и др.

Чтение со «стопами» Особенностью его использования в технологии развития критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Чтение со «стопами»

Особенностью его использования в технологии развития критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка.

Во время «стопа» идет обсуждение или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Приём «Мозаика».  Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. Приём «Кластер» Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям

Приём «Мозаика». Сложение целого текста из частей.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок».

Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём.

Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии " Вызов ". Учитель предлагает группам учащихся методом мозгового штурма зафиксировать всё, что они знают по предложенной теме. Информация записывается на доске в виде кластера. В ходе выполнения этой работы учащиеся сами формулируют цели урока. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы.

Учитель переводит урок в стадию " Осмысление " и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с кластером и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Третья стадия – «рефлексия» - размышление  Именно на этой стадии происходит обобщение полученной информации, присвоение нового знания, обобщение собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, формирование у каждого школьника собственного отношения к изучаемому материалу.  У развитого читателя должны быть сформированы не только умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде, основываясь на тексте, сделать простые выводы, но и умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя, устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую. На данном этапе эффективны приёмы « синквейн », « ПОПС –формула », « реставрация » текста .

Третья стадия – «рефлексия» - размышление

Именно на этой стадии происходит обобщение полученной информации, присвоение нового знания, обобщение собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, формирование у каждого школьника собственного отношения к изучаемому материалу.

У развитого читателя должны быть сформированы не только умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде, основываясь на тексте, сделать простые выводы, но и умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя, устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую.

На данном этапе эффективны приёмы « синквейн », « ПОПС –формула », « реставрация » текста .

 Синквейн . В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) – 1 слово Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными – 2 слова Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…) – 3 слова Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме – 4 слова Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы – 1 слово

Синквейн

.

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) – 1 слово
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными – 2 слова
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…) – 3 слова
  • Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме – 4 слова
  • Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы – 1 слово
 Реставрация текста Одним из продуктивных приемов работы с текстом является «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На_________небе мгла носилась; Луна, как________пятно, Сквозь тучи _______желтела, И ты __________сидела - А нынче погляди в окно: Под __________небесами _________коврами, блестя на солнце, снег лежит…

Реставрация текста

Одним из продуктивных приемов работы с текстом является «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На_________небе мгла носилась;

Луна, как________пятно,

Сквозь тучи _______желтела,

И ты __________сидела -

А нынче погляди в окно:

Под __________небесами

_________коврами, блестя на солнце, снег лежит…

Вставить прилагательные в полной и краткой форме, учитывая стиль и жанр текста: Матушка Афимья Александровна на сына не нарадуется. Был Добрыня … в плечах, … в поясе. Глаза ясные, … , брови чёрные, … , лицом бел да … , ровно маков цвет. А силой да ухваткой ему равных нет. А сам ласковый, ... . Использование этого приёма на уроках русского языка может мотивировать обучающихся на заучивание стихов или отрывков из художественных текстов по литературе,что прививает эстетический вкус, пополняет речевую память учащихся.

Вставить прилагательные в полной и краткой форме, учитывая стиль и жанр текста:

Матушка Афимья Александровна на сына не нарадуется.

Был Добрыня … в плечах, … в поясе. Глаза ясные, … , брови чёрные, … , лицом бел да … , ровно маков цвет. А силой да ухваткой ему равных нет. А сам ласковый, ... .

Использование этого приёма на уроках русского языка может мотивировать обучающихся на заучивание стихов или отрывков из художественных текстов по литературе,что прививает эстетический вкус, пополняет речевую память учащихся.

ПОПС-формула — интерактивный методический прием ,  инструмент индивидуального контроля  качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме дать аргументированное суждение по той или иной теме и сделать это очень быстро .  Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока.

ПОПС-формула — интерактивный методический прием , инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме дать аргументированное суждение по той или иной теме и сделать это очень быстро .

Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока.

«ПОПС – формула» -  приём словесного моделирования П – позиция (предположение) Я считаю, что ... О - обоснование (объяснение) Потому что… П - примеры (желательно 2-3) Например, … С - следствие (суждение) Поэтому…  Исходя из этого я делаю вывод, что...

«ПОПС – формула» - приём словесного моделирования

П – позиция (предположение) Я считаю, что ...

О - обоснование (объяснение) Потому что…

П - примеры (желательно 2-3) Например, …

С - следствие (суждение) Поэтому…

Исходя из этого я делаю вывод, что...

Используя словесную модель , составить аргументированное высказывание, какое время года описано в тексте (индивидуально)  Вот уже третий день стоит ненастная погода. Солнце спряталось за тучи. К вечеру пошёл дождь. А ночью выпал снег. На дорогах грязь, слякоть. Детям не до прогулок.

Используя словесную модель , составить аргументированное высказывание, какое время года описано в тексте (индивидуально)

Вот уже третий день стоит ненастная погода. Солнце спряталось за тучи. К вечеру пошёл дождь. А ночью выпал снег. На дорогах грязь, слякоть. Детям не до прогулок.

Что изменилось в тексте?  Какое это время года?  Вот уже третий день стоит ненастная погода. Солнце спряталось за тучи. К вечеру пошёл дождь. А ночью выпал снег. На дорогах грязь, слякоть. Детям не до прогулок. Радует только то, что дни стали длиннее.

Что изменилось в тексте? Какое это время года?

Вот уже третий день стоит ненастная погода. Солнце спряталось за тучи. К вечеру пошёл дождь. А ночью выпал снег. На дорогах грязь, слякоть. Детям не до прогулок. Радует только то, что дни стали длиннее.

Работа в группах.  Прочитать текст ( все тексты из учебников для 5 класса)  Составить аргументированное суждение или дать характеристику героя, используя словесную модель: Я считаю, что ... Потому что… Например, … Поэтому… Исходя из этого я делаю вывод, что … Презентация работы групп.

Работа в группах. Прочитать текст ( все тексты из учебников для 5 класса) Составить аргументированное суждение или дать характеристику героя, используя словесную модель:

Я считаю, что ...

Потому что…

Например, …

Поэтому… Исходя из этого я делаю вывод, что …

Презентация работы групп.

 Подведение итогов мастер-класса   Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие задачи:  учить видеть, слышать и чувствовать текст;  пополнять речевую память учащегося;  обогащать словарный запас;  продуктивно усваивать учебный материал;  прививать эстетический вкус; «сворачивать и разворачивать информацию»  формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.  Использование приёмов технологии развития критического мышления дает возможность не только формировать читательскую грамотность, но и развивать и творческий и интеллектуальный потенциал  школьника, объективно оценивать положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте.

Подведение итогов мастер-класса

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося;
  • обогащать словарный запас;
  • продуктивно усваивать учебный материал;
  • прививать эстетический вкус;
  • «сворачивать и разворачивать информацию»
  • формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Использование приёмов технологии развития критического мышления дает возможность не только формировать читательскую грамотность, но и развивать и творческий и интеллектуальный потенциал школьника, объективно оценивать положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте.

- Верите ли вы, что мы собрались здесь ради детей? - Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей? - Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? Верите ли вы, что формирование функциональной грамотности не играет роли в образовании детей? Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что мы собрались здесь ради детей?

- Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

- Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

  • Верите ли вы, что формирование функциональной грамотности не играет роли в образовании детей?
  • Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
Управлять – приводить к успеху других Успех – это реализованная цель   Л.П. Ильенко
  • Управлять – приводить к успеху других
  • Успех – это реализованная цель

Л.П. Ильенко


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!