Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Исаева Н.М., ст. преподавателькафедры педагогики и психологии, засл. учитель РФ
Методологическая основа ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
- Дифференцированный подход
- Деятельностный подход
« Единственный путь, ведущий к знанию, - это
деятельность» (Б. Шоу)
Как проектировать урок, соответствующий требованиям ФГОС
Как получить новый образовательный результат ?
Традиционный взгляд
- Цель: прочные ЗНАНИЯ
- учитель –источник информации, знаний
- ученик – объект образовательного процесса
ФГОС
- Цель: РАЗВИТИЕ личности учащегося
- учитель – Соавтор образовательного продукта
- ученик – активный участник образовательного процесса, деятель
Система требований к уроку
- Целеполагание
- Мотивация
- Практическая значимость знаний и способов деятельности
- Отбор содержания
- Интегративность знаний
- Наличие блоков самостоятельного получения знаний
- Организация парной или групповой работы
- Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля
- Рефлексия
- Качественная положительная оценка деятельности
- Минимализация и вариативность домашнего задания
- Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения
- Дифференциация заданий на уроке
Стратегия современного урока
- Удивление
- Интерес
- Познавательная деятельность
- Открытие
- Рефлексивная деятельность
Структура урока
Этапы занятия
Методы и приемы
Орг. момент Мотивация
Открытие (создание, построение) нового знания
Применение нового знания
Рефлексия
Этапы занятия
Методы и приемы
Мотивация
- ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ (интерес, стремление к саморазвитию)
- ВНЕШНИЕ МОТИВЫ (обязательность, занять определенное положение, для отметки)
- достижение успеха
- недопущение неудачи
Приемы:
- Корректурная проба (тематическая)
- Шкала самооценки
- Проблемные вопросы
Объяснение содержания работы
Создание проблемной ситуации
Мотивация познавательной деятельности
самостоятельность
внимание
Определение готовности к выполнению заданий
Мотивация познавательной деятельности, узнавания нового
Я знаю очень хорошо
Я не знаю
Технология создания проблемной ситуации
Проблемная ситуация на уроке - это ситуация субъективного затруднения ребенка.
Проблемная ситуация с затруднением
Проблемная ситуация с удивлением
Мотивирование к учебной деятельности
- Объясните фразу:«Вода дороже золота».
- В каких странах и районах Земли эта фраза наиболее актуальна?
Этап 2: Построение нового знания
- Планирование учащимися способов
достижения намеченной цели по
построению нового знания
- Учащиеся осуществляют поиск
решения и формулируют решение по
намеченному плану (групповой,
индивидуальный методы)
Структура урока: Этап 2 Построение нового знания
- Изучите схемы однородных членов
- Подберите к ним соответствующие предложения
- Расскажите, в каких случаях между однородными членами ставятся запятые
Этап применения знаний
- Задача этапа: перенести освоенные знания на другие задачи и ситуации
Структура урока: Этап 3 Применение полученных знаний Задание 1 (естествознание)
- К нам в гости пришли Винни – Пух иЧебурашка. Они, как и мы, изучили тему:«Природные зоны мира». Учитель дал им задание: расселить растения и животных согласно месту их обитания. Давайте им поможем. В какой природной зоне распространены перечисленные растения и в какой природной зоне распространены данные животные?
- Поработайте в мини – группах.
- Заполните таблицу.
Этапы занятия
Методы и приемы
Оценивание
Рефлексия
«Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление».
Рефлексия содержания, действия, эмоционального состояния, комплексная
Приемы:
- Лесенка достижений
- Светофор
- Телеграмма
- Палитра
- Мишень
- 5 пальцев
Предлагаем Вам ответить на вопрос с использованием ПОПС- формулы*. Для этого продолжите предложения: Я считаю, что … Потому что… Я могу доказать это на примере…
- *Предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС –формулы:
- П – позиция
- О – объяснение, обоснование своей позиции
- П – пример, доказательство правоты своей позиции на практике
- С –следствие, суждение, выводы
- Таким образом, появляется уникальная возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» в материал, о степени понимания происходящих процессов, о нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
- А самое главное, мы предлагаем выразить собственное мнение, собственную позицию.
Оценочно-результативный компонент
Где я сейчас?
Где бы
я хотел быть?
План деятельности
по коррекции знаний
Как мне пройти
это расстояние?
Я все выполнил
Я все выполнил, но не уверен
Нужна помощь
Приемы рефлексии эмоционального состояния
- Прием «Дерево настроения»
- Прием «Острова»
- Прием «Цветок настроения»
- Прием «Белая и черная шляпа»
Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк
Рефлексивные техники, методы и приемы
© «Народная асвета», 2009, №4 http://www.n-asveta.com/dadatki/kozuhovskaya.pdf
Что такое технологическая карта урока?
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые
результаты ФГОС, системно формировать у
учащихся универсальные учебные действия; на
практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе урока.