Тема:
Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностики.
Задача школы первой ступени:
Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:
- самостоятельно разбираться в учебной задаче;
- находить способ её решения;
- сравнивать свой результат с правильным ответом;
- адекватно оценивать себя и свои действия;
- научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации.
Что такое тест?
- это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать;
- это форма игры или забавы;
- это проба, испытание, проверка
Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Назначение тестов
Тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.
Функции тестов
- образовательная;
- информационная;
- диагностическая;
- развивающая;
- обучающая;
- аттестационная;
- воспитательная
Виды тестов
ПО ЦЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ:
ПО ФОРМЕ:
ПО МЕСТУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
(этапы урока)
- первичное закрепление ЗУН;
ПО ОБЪЁМУ СОДЕРЖАНИЯ И ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ:
- промежуточная аттестация;
Требования к тестам
1. Валидность (или адекватность целям проверки).
При составлении задания выделяются существенные или несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности .
2. Определённость
После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.
4. Однозначность
3. Простота
Задание должно иметь единственно правильный ответ – эталон.
Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.
5 . Равнотрудность
При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Элементы тестового задания
инструкция
текст задания
ключ
Правила составления тестов
- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
- задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
- формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
- избегать таких слов, как “иногда”, “часто”, “обычно” в правильных утверждениях и слов “всегда”, “иногда”, “невозможно” в неправильных;
- располагать тесты по возрастанию трудности;
- задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
- ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
Дифференциация тестовых заданий
по уровню сложности
Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основного понятия, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения.
Уровень В — включает более сложные задания на 2 - 4 логических шага.
Уровень С — задания, требующие творческого использования знаний, позволяющих выявить умения для применения знаний в нестандартных ситуациях.
Виды заданий применяемых
на уроках русского языка
- Задания свободного изложения
4 класс. Тема: «Повторение»
Запиши правильный ответ:
- Часть слова, которая стоит перед корнем, называется ______________.
2. Окончание служит для ____________________________.
3. Имя прилагательное – это __________________________.
4. Имя существительное – это _________________________.
2 класс. Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»
Допиши предложения:
1. Звук мы ___________________ и _________________.
2. Букву мы __________________ и _________________.
3. Гласный звук образует _________________________.
4. Согласный звук не образует ____________________.
3 класс. Тема: «Предлог и приставка»
Обведи кружком правильный ответ:
1. Приставка – это часть слова. а) да б) нет
2. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
а) да б) нет
- Задания с альтернативным типом ответа
Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину .
3 класс. Тема: « Имя прилагательное»
Подчеркни верное утверждение:
Имена прилагательные обозначают:
а) названия предметов;
б) признаки предметов;
в) действия предметов
- Задания с множественным выбором
- Задания на восстановление соответствия
3 класс. Тема: «Словосочетание»
Соедини линией левый и правый столбики так, чтобы получились верные словосочетания:
настоящая яблоко
вкусное ответ
правильный подруга
добрые люди
м0ееее00м
в
Тест по орфографии
Тест по грамматике
2 класс. Тема: « Звонкие и глухие согласные звуки»
Обведи кружком букву, которую надо писать в данном слове.
Гле (б,п), ястре(б,п), обу(вь,фь), утю(г,к), моро(з,с), фло(д,т),у(ж,ш), ёр(ш,ж),зу(б,п), сапо(г,к), ши(п,б), голу(бь,пь),жира(в,ф).
3 класс. Тема: «Состав слова»
1. Выбери верное утверждение:
Корень – это а) часть речи б) часть слова в) часть предложения
2. Корень в однокоренных словах пишется:
а) одинаково б) по-разному в) нет определённого правила
3. Обведи кружком однокоренные слова:
а)слеза б) слезает в) слезливый
г) слёзки
4. Какая часть слова служит для связи слов в предложении:
а) приставка б)окончание в) суффикс
5. Выбери верное утверждение:
а) Чтобы найти корень надо изменить форму слова
б) Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова
Использование тестов
на уроках чтения
2. Для определения уровня обученности в вопросах работы с художественными,
познавательными произведениями и детскими книгами.
1. Для проверки всех сторон навыка чтения (осознанности, правильности, беглости, выразительности)
Виды заданий на уроках чтения
- задания, направленные на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде;
- задания, направленные на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;
- задания, направленные на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, на проверку осознания последовательности смысловых частей – умение составлять план текста, на проверку понимания жанровых особенностей текста;
- задания, направленные на проверку умения понять общий смысл текста, определять авторский замысел, определять основные черты характера главного героя и привести примеры поступков, подтверждающих характеристику героя, выбрать из ряда предложений такое, которое передаёт основную мысль текста, определить основную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.
Тестовые задания к рассказу Н.Сладкова «Золотой дождь».
- Закончи предложение. Золотой дождь – это ________________________.
- Слово «золотой» употреблено…. а) в прямом значении
б) в переносном значении
- Запиши слова, которые помогли автору «оживить» листья.
- Автор сравнивает листья с ….. 1)_________ 2)_____________
3)_________ 4)_____________
- Листопад сравнивается с ….. 1)__________ 2)_____________
3)__________ 4)_____________
6. Выпиши слова, передающие движение листьев_____________________.
- Выпиши слова, передающие звуки осеннего леса____________________.
- Выбери наиболее удачный заголовок:
а) Листопад б) Осень в лесу в) Золотой дождь
Тесты такого вида очень эффективны для проверки сформированности у детей навыков устных и письменных вычислений, умений решать текстовые задачи, применять полученные знания при решении практических задач на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата), при вычислении значений числовых выражений и др.
Виды тестов по математике
- тесты на выбор правильного ответа из нескольких (трёх-четырёх) предложенных, среди которых обязательно есть правильный
Число сорок восемь тысяч семьдесят записывают цифрами так:
а) 48700 б) 408700 в) 48070
- тест, предполагающий определить, является ли предложенное утверждение верным или неверным (поставь около его номера знак +, если оно верно, и знак –, если неверно)
В выражении 3 * 5 первый множитель – это число, которое повторяется слагаемым 5 раз.
Тесты такого вида создают условия для проверки понимания изученного, знаний по темам, умений подводить под общее правило конкретное содержание, проводить обобщение.
- тесты, предполагающие конструирование ответа детьми, когда необходимо заполнить пропуски нужными числами, цифрами, терминами, знаками арифметических действий, знаками сравнения, числовыми выражениями, что должно сделать сформулированное утверждение верным.
- Если к числу ….. прибавить 7, получится 9
2. Разность чисел 10 и 6 равна числу …..
Тестовые задания
на уроках окружающего мира
Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:
а) темный цвет;
б) плодородие;
в) сыпучесть;
г) водонепроницаемость
- Задания закрытого типа с выбором ответа.
- Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.
Какая группа объектов относится к живой природе:
а) береза, дом, собака;
б) растение, животное, человек;
в) облако, человек, камень;
г) река, машина, трава.
- Задания утвердительной формы с выбором ответа.
- Задания на определение природоведческого понятия.
Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, — это...
Какую функцию не выполняют листья растений:
а) дыхания;
а) перегной;
б) образования питательных веществ;
б) песок;
в) опорную.
в) почва;
г) полезное ископаемое.
- Задания, формулирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.
- Выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину природоведческого явления.
Отметь признак, являющийся главным для плода растения:
а) круглый;
б) имеет семена;
в) полезный;
г) съедобный.
- Задания на установление логической последовательности.
Допиши цепь питания:
……… водомерка - ………. - цапля
Количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливается стрелками.
- задания на установление соответствия.
Покажи стрелками, кто как размножается.
Рыбы Рождают детёнышей
Птицы Откладывают икру
Звери Откладывают яйца
Впиши пропущенные слова.
Живые существа, в отличие от предметов неживой природы, дышат, ___________, ________, развиваются__________, _________,___________.
Задания с ответом, конструированным учеником.
- Задания свободной формы .
В представленном перечне слов зачеркни лишнее:
река поле море пруд озеро болото
Вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.
- Комбинированные тестовые задания.
Как чаще всего человек использует торф:
а) как подстилку для животных;
б) как удобрение;
в) как топливо.
Объясни почему______________________________
- Тесты, составленные в необычной (возможно, шуточной) форме.
Включает элементы различных заданий.
Грибница — это ...
а) девочка, собирающая грибы;
б) суп из грибов;
в) тело гриба;
г) время сбора грибов.
Положительные характеристики тестовой формы контроля
- высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
- воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
- развивает память, вариативно-логическое мышление;
- умение делать правильный выбор;
- делает процесс обучения интересным для ребёнка;
- снижает уровень тревожности;
- экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся;
- разнообразит процесс обучения;
- проверка большого объёма учебного материала;
- быстрота проверки выполненной работы;
- удобство обработки результатов работы;
- помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;
- даёт возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Отрицательные характеристики
тестовой формы контроля
- большая вероятность выбора ответов наугад;
- невозможно проследить процесс выполнения задания,
логику рассуждения ученика.
Творческих успехов
в работе!