Специфика работы с текстом на русском родном языке
Авторы проекта:
Батыршина Н.З., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»
Сабинского муниципального района РТ»,
Галиахметова Л.Н ., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»
Сабинского муниципального района РТ»,
Сайфутдинова Э.Г., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»
Сабинского муниципального района РТ».
Актуальность
Современные формы государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) обусловливают актуальность формирования читательской компетенции в рамках всех школьных предметов, так как в контрольно-измерительных материалах каждого предмета есть задания, связанные с восприятием текста, с его осмыслением, с работой по тексту.
- Цель нашей работы: поиск и изучение эффективных форм работы с текстом на русском родном языке, способствующих формированию читательской компетенции учащихся.
- Изучить научную литературу по теме.
- Выявить круг основных теоретических понятий и дать им определение.
- Рассмотреть виды заданий к тексту и классифицировать их в соответствии с этапами работы над текстом.
25.10.23
- Объект исследования: текст как средство развития читательской компетентности учащихся.
25.10.23
- Предмет исследования: приемы работы с текстом на русском родном языке.
25.10.23
Читательская компетенция – это овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает работу с текстом с учетом уровней понимания текстов уровней знания, понимания и критического мышления, выделенных Блумом.
- Стандарт предлагает следующие этапы работы с текстом:
- Понимание и применение
- Интерпретация и преобразование
- Оценка информации
25.10.23
Задания на поиск информации и понимание прочитанного
Антиципация текста по заголовку - это один из основных приёмов работы с информацией до чтения, при котором учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями (например, «Муму»).
Дай заглавие
- Прием “Дай заглавие” учит выделять главное и давать название с учетом темы и идеи текста.
Определи стиль речи
- Прием “Определи стиль” учит различать функциональные стили речи.
Определи тип речи
- Прием “Определи тип” учит различать функционально-смысловые типы текстов.
Задания на преобразование и интерпретацию информации
Приём «Чтение с остановками».
1)Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: «А что же будет дальше?»
2)Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.
Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.
3)Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.
Задания на преобразование и интерпретацию информации
Найди средство выразительности
Определить названное средство выразительности в тексте.
Словарная статья
Определить значение, в котором данное слово употреблено в указанном предложении текста.
Задания на преобразование и интерпретацию информации
Преобразуй в таблицу
Задание: Прочитай текст и преобразуй его в таблицу
Исходный текст
На конце наречий после шипящих под ударением пишется о , без ударения - е : горяч о , зловещ е . Исключение: ещё
Образец таблицы “О-е после шипящих в наречиях”
Под ударением
-о
Без ударения
-е
Задания на оценку информации
- Приём « Пятиминутное эссе».
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
25.10.23
Приём «Шесть шляп мышления»
- Белая шляпа
- Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. (Перечислите героев рассказа
- Жёлтая шляпа
- Необходимо выделить в рассматриваемом явлении положительные стороны и аргументировать, почему они являются таковыми. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.(Почему И.С. Тургенев сравнивает отношение Герасима к собачке с отношениями матери к ребёнку?)
25.10.23
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить почему. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. (Объясните почему Герасим утопил Муму?)
Эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Не нужно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. (Финал «Муму» вызвал у меня чувство (растерянности, тоски. Грусти и жалости)
25.10.23
Это – творческое мышление. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. (Предположите, как сложилась бы судьба Герасима, если бы барыня не умерла?)
Это философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
25.10.23
- Таким образом, готовность к самостоятельному решению задач на основе приобретенных знаний, умений, навыков формирует креативные способности ученика и коммуникативную культуру. Овладение коммуникативной компетенцией вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума.
25.10.23