СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Специфика работы с текстом на русском родном языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Специфика работы с текстом на русском родном языке

Просмотр содержимого документа
«Презентация Специфика работы с текстом на русском родном языке»

  Специфика работы с текстом  на русском родном языке     Авторы проекта: Батыршина Н.З., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Шеморданский лицей «Рост» Сабинского муниципального района РТ», Галиахметова Л.Н ., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Шеморданский лицей «Рост» Сабинского муниципального района РТ», Сайфутдинова Э.Г., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Шеморданский лицей «Рост» Сабинского муниципального района РТ».

Специфика работы с текстом на русском родном языке

Авторы проекта:

Батыршина Н.З., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»

Сабинского муниципального района РТ»,

Галиахметова Л.Н ., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»

Сабинского муниципального района РТ»,

Сайфутдинова Э.Г., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»

Сабинского муниципального района РТ».

Актуальность  Современные формы государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) обусловливают актуальность формирования читательской компетенции в рамках всех школьных предметов, так как в контрольно-измерительных материалах каждого предмета есть задания, связанные с восприятием текста, с его осмыслением, с работой по тексту.

Актуальность

Современные формы государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) обусловливают актуальность формирования читательской компетенции в рамках всех школьных предметов, так как в контрольно-измерительных материалах каждого предмета есть задания, связанные с восприятием текста, с его осмыслением, с работой по тексту.

Цель нашей работы: поиск и изучение эффективных форм работы с текстом на русском родном языке, способствующих формированию читательской компетенции учащихся.
  • Цель нашей работы: поиск и изучение эффективных форм работы с текстом на русском родном языке, способствующих формированию читательской компетенции учащихся.
Задачи: Изучить научную литературу по теме. Выявить круг основных теоретических понятий и дать им определение. Рассмотреть виды заданий к тексту и классифицировать их в соответствии с этапами работы над текстом. 25.10.23
  • Задачи:
  • Изучить научную литературу по теме.
  • Выявить круг основных теоретических понятий и дать им определение.
  • Рассмотреть виды заданий к тексту и классифицировать их в соответствии с этапами работы над текстом.

25.10.23

Объект исследования: текст как средство развития читательской компетентности учащихся.  25.10.23
  • Объект исследования: текст как средство развития читательской компетентности учащихся.

25.10.23

Предмет исследования: приемы работы с текстом на русском родном языке.  25.10.23
  • Предмет исследования: приемы работы с текстом на русском родном языке.

25.10.23

   Читательская компетенция – это овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Читательская компетенция – это овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает работу с текстом с учетом уровней понимания текстов уровней знания, понимания и критического мышления, выделенных Блумом.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает работу с текстом с учетом уровней понимания текстов уровней знания, понимания и критического мышления, выделенных Блумом.

Стандарт предлагает следующие этапы работы с текстом: Понимание и применение Интерпретация и преобразование Оценка информации 25.10.23
  • Стандарт предлагает следующие этапы работы с текстом:
  • Понимание и применение
  • Интерпретация и преобразование
  • Оценка информации

25.10.23

Задания на поиск информации и понимание прочитанного Антиципация текста по заголовку - это один из основных приёмов работы с информацией до чтения, при котором учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями (например, «Муму»).

Задания на поиск информации и понимание прочитанного

Антиципация текста по заголовку - это один из основных приёмов работы с информацией до чтения, при котором учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями (например, «Муму»).

Дай заглавие Прием “Дай заглавие” учит выделять главное и давать название с учетом темы и идеи текста. Определи стиль речи Прием “Определи стиль” учит различать функциональные стили речи. Определи тип речи Прием “Определи тип” учит различать функционально-смысловые типы текстов.

Дай заглавие

  • Прием “Дай заглавие” учит выделять главное и давать название с учетом темы и идеи текста.

Определи стиль речи

  • Прием “Определи стиль” учит различать функциональные стили речи.

Определи тип речи

  • Прием “Определи тип” учит различать функционально-смысловые типы текстов.
Задания на преобразование и интерпретацию информации Приём «Чтение с остановками». 1)Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: «А что же будет дальше?» 2)Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте. Вопрос

Задания на преобразование и интерпретацию информации

Приём «Чтение с остановками».

1)Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: «А что же будет дальше?»

2)Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3)Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.

Задания на преобразование и интерпретацию информации  Найди средство выразительности Определить названное средство выразительности в тексте. Словарная статья Определить значение, в котором данное слово употреблено в указанном предложении текста.

Задания на преобразование и интерпретацию информации

Найди средство выразительности

Определить названное средство выразительности в тексте.

Словарная статья

Определить значение, в котором данное слово употреблено в указанном предложении текста.

Задания на преобразование и интерпретацию информации   Преобразуй в таблицу Задание: Прочитай текст и преобразуй его в таблицу Исходный текст На конце наречий после шипящих под ударением пишется о , без ударения - е : горяч о , зловещ е . Исключение: ещё Образец таблицы “О-е после шипящих в наречиях” Под ударением -о Без ударения -е

Задания на преобразование и интерпретацию информации

Преобразуй в таблицу

Задание: Прочитай текст и преобразуй его в таблицу

Исходный текст

На конце наречий после шипящих под ударением пишется о , без ударения - е : горяч о , зловещ е . Исключение: ещё

Образец таблицы “О-е после шипящих в наречиях”

Под ударением

Без ударения

Задания на оценку информации Приём « Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. 25.10.23

Задания на оценку информации

  • Приём « Пятиминутное эссе».

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

25.10.23

Приём «Шесть шляп мышления»

Приём «Шесть шляп мышления»

Белая шляпа Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. (Перечислите героев рассказа   Жёлтая шляпа Необходимо выделить в рассматриваемом явлении положительные стороны и аргументировать, почему они являются таковыми. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.(Почему И.С. Тургенев сравнивает отношение Герасима к собачке с отношениями матери к ребёнку?)  25.10.23
  • Белая шляпа
  • Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. (Перечислите героев рассказа
  •   Жёлтая шляпа
  • Необходимо выделить в рассматриваемом явлении положительные стороны и аргументировать, почему они являются таковыми. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.(Почему И.С. Тургенев сравнивает отношение Герасима к собачке с отношениями матери к ребёнку?)

25.10.23

Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить почему. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. (Объясните почему Герасим утопил Муму?)   Красная шляпа Эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Не нужно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. (Финал «Муму» вызвал у меня чувство (растерянности, тоски. Грусти и жалости) 25.10.23
  • Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить почему. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. (Объясните почему Герасим утопил Муму?)

  •   Красная шляпа

Эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Не нужно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. (Финал «Муму» вызвал у меня чувство (растерянности, тоски. Грусти и жалости)

25.10.23

Зелёная шляпа Это – творческое мышление. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. (Предположите, как сложилась бы судьба Герасима, если бы барыня не умерла?)   Синяя шляпа Это философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово. 25.10.23
  • Зелёная шляпа

Это – творческое мышление. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. (Предположите, как сложилась бы судьба Герасима, если бы барыня не умерла?)

  •   Синяя шляпа

Это философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

25.10.23

Таким образом, готовность к самостоятельному решению задач на основе приобретенных знаний, умений, навыков формирует креативные способности ученика и коммуникативную культуру. Овладение коммуникативной компетенцией вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. 25.10.23
  • Таким образом, готовность к самостоятельному решению задач на основе приобретенных знаний, умений, навыков формирует креативные способности ученика и коммуникативную культуру. Овладение коммуникативной компетенцией вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума.

25.10.23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!