Исследовательский проект «Сюжетная народная кукла»
Выполнила ученица 7 «З» класса
МБОУ «СОШ № 1» г.Кирсанова
Петрова Татьяна Александровна
Руководитель:
учитель ИЗО Речнова Елена Викторовна
Мне нравится заниматься творчеством, я знакома с разными видами рукоделия, мне нравится использовать различные материалы в своих работах и радовать своих друзей и близких оригинальными и необычными подарками. Создавая своими руками необычные вещи - ощущаешь себя волшебником.
Цель:
Изготовление авторских народных (сюжетных) кукол
Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения кукол.
- Собрать информацию о современных куклах.
- Разработать эскизы кукол и композиций.
- Выбрать технику исполнения.
- Подобрать материалы и инструменты.
- Изготовить авторские народные (сюжетные) куклы и композиции по эскизам.
Историческая справка
Тряпичная кукла
Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для человека. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Технология выполнения сюжетной народной куклы - столбушки
- закручиваем ткань в трубочку и перевязываем нитками- это основа куклы – столбик;
- сверху скрутки кладем комок ваты, накрываем квадратом белой ткани и формируем голову. Фиксируем ниткой. Приподнимаем передний край ткани и подкладываем к шее куклы кусочек ваты для формирования груди. Обматываем ниткой талию и завязываем;
- руки делаем из двух рукавов, к концам которых привязаны скрученные кусочки ткани, которые обозначают ладошки.
Рубашка.
Поднимаем руки вверх и фиксируем ткань с изнаночной стороны нитью на шее. Отворачиваем рубаху вниз.
Юбка.
Поднимаем вверх ткань юбки изнаночной стороной и фиксируем нить на поясе, формируем складки и отворачиваем вниз.
Прикладываем многослойный фартук вверх, завязываем на талии пояском и отгибаем вниз.
Оформляем голову тесьмой (имитация повойника), украшаем куклу бусами, повязываем платок.
В наши дни тряпичная кукла очень привлекательна и актуальна, а технология её изготовления понятна и доступна современным детям.
Конструкции изделий
Сначала я просмотрела некоторое количество иллюстраций и рисунков, чтобы подобрать оптимальный вариант для выполнения эскизов. Мне помогли нарисовать по моим наброскам эскизы кукол в натуральную величину. Мои куклы примерно 30 см в высоту. По эскизам я смогла определиться с сюжетами проекта, количеством кукол, пропорциями, формой платьев и декором. Для работы я использовала вторичное сырье, поэтому цветовое решение эскизов я выполняла с учетом имеющейся ткани. В основном это хлопчатобумажная ткань
Экологическая оценка проекта
Изготовление изделий из вторичного сырья - экологически чистое производство. Шитье не привело к каким - нибудь нарушениям в жизнедеятельности человека, животных и растений. Значит, выполняя данный проект, окружающей среде, природе не нанесен какой - либо ущерб.
Заключение
Куклы готовы. Теперь необходимо собрать и соединить в единые композиции согласно эскизам .
Все требования, которые я предъявляла к своему проекту «Авторская народная ( сюжетная) кукла» выполнены:
1. Быть полезным и практичным.
2. Выполнено из недорогих, доступных и экологически чистых материалов.
3. Отвечать пропорциональности форм и линий.
4. Легко отличаться от других благодаря определенному дизайну.
5. Быть несложным в изготовлении.
6. Не представлять опасности для окружающих.
7. Вызывать положительные эмоции.
Изделия соответствуют всем перечисленным требованиям. Работая над проектом мне пригодились знания по технологии, рисованию, истории, цветоведению, экологии, материаловедению,машиноведении, информатике.
В результате работы над проектом я познакомилась с историей игрушки, научилась имитировать волосы человека, создавать кукольные прически, научилась работать с клеевым пистолетом, сделала композиции из кукол , которые могут приносить радость.
Библиографический список использованной литературы
1.Русские художественные промыслы. Аванта, Астрель - 2010 г..
2.Журнал. Кукольный мастер. Ноябрь - 2009 г.
3.Журнал Рукоделие. 2009 г.
4. Театр кукол. Автор Войдинова Н.2008 г.