СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Синтаксические средства"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал для повторения синтаксических изобразительных средств ( фигуры речи). 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Синтаксические средства"»

Синтаксические  средства выразительности

Синтаксические средства выразительности

Фигуры речи  синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания.  Инверсия Градация Парцелляция Умолчание Антитеза Параллелизм Именительный темы Однородные члены предложения  Вопросно- ответная форма изложения Повтор (анафора, эпифора) Риторические вопрос, обращение, восклицание

Фигуры речи

синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания.

  • Инверсия
  • Градация
  • Парцелляция
  • Умолчание
  • Антитеза
  • Параллелизм
  • Именительный темы
  • Однородные члены предложения
  • Вопросно- ответная форма изложения
  • Повтор (анафора, эпифора)
  • Риторические вопрос, обращение, восклицание
Инверсия  необычный порядок слов в предложении, придающий фразе выразительный оттенок. Руку мне подал на прощанье. На меня она имела влияние сильное .  В предложениях с инверсией подлежащее располагается после сказуемого, определение - после определяемого слова.

Инверсия

необычный порядок слов в предложении, придающий фразе выразительный оттенок.

Руку мне подал на прощанье.

На меня она имела влияние сильное .

  • В предложениях с инверсией подлежащее располагается после сказуемого, определение - после определяемого слова.
Повтор  повторение одних и тех же слов или выражений с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Эпифора –повторение определённого слова, словосочетания в конце строк. Анафора – единоначатие , повторение определённого слова, звуков в начале строк. Одинаково могут начинаться предложения, строки, абзацы.  Познал я глас иных желаний, Познал я новую печаль.  Досталась им буханка хлеба – радость ! Сегодня фильм хороший в клубе – радость ! Двухтомник Паустовского в магазин привезли – радость ! Готовимся к ЕГЭ В заданиях ЕГЭ повтор, не закреплённый за позицией начала или конца предложения, называется лексический повтор.

Повтор

повторение одних и тех же слов или выражений с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи.

Эпифора –повторение определённого слова, словосочетания в конце строк.

Анафора – единоначатие , повторение определённого слова, звуков в начале строк.

Одинаково могут начинаться предложения, строки, абзацы.

Познал я глас иных желаний,

Познал я новую печаль.

Досталась им буханка хлеба – радость ! Сегодня фильм хороший в клубе – радость ! Двухтомник Паустовского в магазин привезли – радость !

  • Готовимся к ЕГЭ

В заданиях ЕГЭ повтор, не закреплённый за позицией начала или конца предложения, называется лексический повтор.

Антитеза  противопоставление образов и понятий. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой…  Чаще всего антитеза основана на употреблении антонимов.

Антитеза

противопоставление образов и понятий.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой…

  • Чаще всего антитеза основана на употреблении антонимов.
Градация  расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. В заботе сладостно – туманной Не час , не день , не год уйдёт…  Никто не даст нам избавленья, Ни бог , ни царь и ни герой.   Градация создаёт нарастание эмоциональной напряжённости речи, усиливает её выразительность. Градация, построенная на ослаблении признака, называется нисходящей . Градация, построенная на усилении признака, называется восходящей .

Градация

расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

В заботе сладостно – туманной

Не час , не день , не год уйдёт…

Никто не даст нам избавленья,

Ни бог , ни царь и ни герой.

Градация создаёт нарастание эмоциональной напряжённости речи, усиливает её выразительность.

  • Градация, построенная на ослаблении признака, называется нисходящей .
  • Градация, построенная на усилении признака, называется восходящей .
Синтаксический параллелизм  развёрнутое сопоставление 2-х явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Для параллелизма характерно сходное синтаксическое построение соседних синтаксических отрезков.

Синтаксический параллелизм

развёрнутое сопоставление 2-х явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

  • Для параллелизма характерно сходное синтаксическое построение соседних синтаксических отрезков.
Парцелляция  стилистический приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. У Елены беда тут стряслась. Большая . Парцелляция выделяет детали общей картины; создаёт неожиданную паузу, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия; усиливает эффект длительности действия или контраста.  В отличие от парцелляции, имеющей свою задачу, неоправданное разделение предложения на части является грамматической ошибкой.

Парцелляция

стилистический приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова.

У Елены беда тут стряслась. Большая .

  • Парцелляция выделяет детали общей картины; создаёт неожиданную паузу, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия; усиливает эффект длительности действия или контраста.

В отличие от парцелляции, имеющей свою задачу, неоправданное разделение предложения на части является грамматической ошибкой.

Умолчание  намеренная незаконченность высказывания. Палач сдёрнул с него лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. (Н.Гоголь) Фигура, предоставляющая читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Умолчание

намеренная незаконченность высказывания.

Палач сдёрнул с него лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. (Н.Гоголь)

  • Фигура, предоставляющая читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Именительный темы фигура речи, которая основана на употреблении имени существительного ( в Им.п), называющего тему последующей фразы . Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования. Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя, а также придавать речи особу экспрессивность.

Именительный темы

фигура речи, которая основана на употреблении имени существительного ( в Им.п), называющего тему последующей фразы .

Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования.

  • Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя, а также придавать речи особу экспрессивность.
Риторический вопрос Фигура, представляющая собой вопрос – утверждение, который не требует ответа . Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос

Фигура, представляющая собой вопрос – утверждение, который не требует ответа .

Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

  • Риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.
Риторическое восклицание Приём, передающий различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость . Приглядитесь хорошенько – как хороша, как красива осина! На письме риторическое восклицание обычно представляет собой восклицательное предложение. Готовимся к ЕГЭ В задании 26 в списке терминов понятия «риторическое восклицание» и «восклицательное предложение» употребляются как синонимичные.

Риторическое восклицание

Приём, передающий различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость .

Приглядитесь хорошенько – как хороша, как красива осина!

  • На письме риторическое восклицание обычно представляет собой восклицательное предложение.

Готовимся к ЕГЭ

В задании 26 в списке терминов понятия «риторическое восклицание» и «восклицательное предложение» употребляются как синонимичные.

Риторическое обращение Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу . Здравствуй, солнце да утро весёлое! Вопросно- ответная форма изложения Способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы. Что ещё прорастало из детства? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться.

Риторическое обращение

Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу .

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Вопросно- ответная форма изложения

Способ построения текста, при котором информация излагается в форме вопросов и ответов на эти вопросы.

Что ещё прорастало из детства? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться.

Однородные члены предложения Средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений и процессов . На гранитном парапете, на скамейках, возле зелёного плюща веранды , разложил и расставил свой товар народ торгующий.  Продают всякое. Мастера, художники… Народ праздный гуляет, разглядывает, дивится, покупает на память . Однородные члены могут придавать динамику и экспрессивность изображаемому. На основе однородных членов часто создаётся градация.

Однородные члены предложения

Средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений и процессов .

На гранитном парапете, на скамейках, возле зелёного плюща веранды , разложил и расставил свой товар народ торгующий. Продают всякое. Мастера, художники… Народ праздный гуляет, разглядывает, дивится, покупает на память .

  • Однородные члены могут придавать динамику и экспрессивность изображаемому.
  • На основе однородных членов часто создаётся градация.
Многосоюзие повтор союза при однородных членах . И блеск, и шум, и говор волн. Бессоюзие построение предложения, при котором однородные члены связываются без помощи союзов : Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. ( А.Блок) По способу соединения однородных членов предложения принято различать приёмы многосоюзия и бессоюзия.

Многосоюзие

повтор союза при однородных членах . И блеск, и шум, и говор волн.

Бессоюзие

построение предложения, при котором однородные члены связываются без помощи союзов : Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. ( А.Блок)

  • По способу соединения однородных членов предложения принято различать приёмы многосоюзия и бессоюзия.
Задание 1 ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Степям и дорогам Не кончен счёт; Камням и порогам Не найден счёт.. Б) А лес шумит. Тихо, проникновенно. В) Урал! Завет веков и вместе – Предвестье будущих времён, И в наши души, точно песня, Могучим басом входит он! Г) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Д) Как может быть, чтоб мёрзлый пар Среди зимы рождал пожар? 1. Парцелляция 2. Градация 3. Антитеза 4. Эпифора 5. Именительный темы 6. Риторический вопрос 7. Анафора

Задание 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Степям и дорогам Не кончен счёт; Камням и порогам Не найден счёт..

Б) А лес шумит. Тихо, проникновенно.

В) Урал! Завет веков и вместе – Предвестье будущих времён, И в наши души, точно песня, Могучим басом входит он!

Г) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Д) Как может быть, чтоб мёрзлый пар Среди зимы рождал пожар?

1. Парцелляция

2. Градация

3. Антитеза

4. Эпифора

5. Именительный темы

6. Риторический вопрос

7. Анафора

Задание 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной. Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума. В)И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Г) Помедли, помедли, вечерний день. Д) Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей. 1. Синтаксический параллелизм 2. Градация 3. Антитеза 4. Парцелляция 5. Риторическое обращение 6. Риторический вопрос 7. Риторическое восклицание

Задание 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Горячая, страстная речь, сказанная на могиле, трогает только посторонних, вдове же и детям умершего кажется она холодной и ничтожной.

Б) Он волновался, тревожился, сходил с ума.

В)И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Г) Помедли, помедли, вечерний день.

Д) Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей.

1. Синтаксический параллелизм

2. Градация

3. Антитеза

4. Парцелляция

5. Риторическое обращение

6. Риторический вопрос

7. Риторическое восклицание

Задание 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Б) Ты, море, всей гремящей солью брызни, чтобы подтвердить печальный мой рассказ. В) Нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтоб меньшинство не было для большинства паразитом. Г) Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны. Д) Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. 1. Синтаксический параллелизм 2. Градация 3. Антитеза 4. Именительный темы 5. Риторическое обращение 6. Риторический вопрос 7. Риторическое восклицание

Задание 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.

Б) Ты, море, всей гремящей солью брызни, чтобы подтвердить печальный мой рассказ.

В) Нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтоб меньшинство не было для большинства паразитом.

Г) Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны.

Д) Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами.

1. Синтаксический параллелизм

2. Градация

3. Антитеза

4. Именительный темы

5. Риторическое обращение

6. Риторический вопрос

7. Риторическое восклицание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!