СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Секреты речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках по теме "Культура речи"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Секреты речи"»

Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении… Т.Жарова

Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении…

Т.Жарова

Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.

Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.

«Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего».  Н.В.Гоголь

«Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего». Н.В.Гоголь

Секреты речи Урок-исследование

Секреты речи

Урок-исследование

Цели урока: формирование речевых умений на примерах текстов русской литературы; развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в речи; воспитание языкового чутья.

Цели урока:

  • формирование речевых умений на примерах текстов русской литературы;
  • развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в речи;
  • воспитание языкового чутья.
1 Группа   1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений. 3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём. 4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

1 Группа

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина

совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

 2 Группа    1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы. 2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране. 3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.  

2 Группа

1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

 

3 Группа   1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. 2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность. 3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты. 4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

3 Группа

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

4 Группа   1) Обнаружив в кометах органические вещества, была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.  2) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд. 3) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм. 4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.

4 Группа

1) Обнаружив в кометах органические вещества, была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.

3) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.

4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.

Задание 1 группе  Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.   Н.В.Гоголь. «Агафья Тимофеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами».

Задание 1 группе Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.

Н.В.Гоголь.

«Агафья Тимофеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами».

Задание 2 группе  Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма. М.Шолохов. «Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, - словом, полный тебе ажиотаж!»

Задание 2 группе Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.

М.Шолохов.

«Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, кобылки пасутся, солнышко пригревает, - словом, полный тебе ажиотаж!»

Задание 3 группе  Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.    М.Зощенко «Тут шум, конечно, поднялся, грохот… И вдова тоже трясётся мелко от ярости. — У меня,— говорит, — привычки такой нету — швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите…».

Задание 3 группе Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.  

М.Зощенко

«Тут шум, конечно, поднялся, грохот… И вдова тоже трясётся мелко от ярости. — У меня,— говорит, — привычки такой нету — швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите…».

Задание 4 группе  Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.  Н.В.Гоголь. «- Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутится вдруг в столице… Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, - сказочная Шехерезада. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая…; мосты там висят эдаким чёртом, можете представить себе…»

Задание 4 группе Выразительно прочитайте предложения из произведений русских писателей. Определите вид ошибки. Попробуйте объяснить с точки зрения писателя цель этого приёма.

Н.В.Гоголь.

«- Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутится вдруг в столице… Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, - сказочная Шехерезада. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая…; мосты там висят эдаким чёртом, можете представить себе…»

Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого? М. Зощенко съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул… Я говорю: - Натощак – не много ли? Может вытошнить. А она:- Нет, - говорит, - мы привыкшие. И берёт четвёртое. - Ложи, - говорю, - взад! А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит. - Ложи, - говорю, - к чёртовой матери!..

Есть ли ошибки в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: исправьте ошибки. Что произошло с текстом после этого?

М. Зощенко

съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул… Я говорю: - Натощак – не много ли? Может вытошнить. А она:- Нет, - говорит, - мы привыкшие. И берёт четвёртое. - Ложи, - говорю, - взад! А она испужалась. Открыла рот. А во рте зуб блестит. - Ложи, - говорю, - к чёртовой матери!..

Качества хорошей речи 1. Правильность 2. Чистота 3. Богатство 4. Точность 5. Логичность 6. Выразительность 7. Уместность

Качества хорошей речи

1. Правильность

2. Чистота

3. Богатство

4. Точность

5. Логичность

6. Выразительность

7. Уместность

«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому…человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». Д.С. Лихачев

«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому…человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Д.С. Лихачев

Умейте же беречь, Хоть в меру сил , в дни злобы и  страданья, Наш дар бессмертный-речь. (И. Бунин)

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил , в дни злобы и

страданья,

Наш дар бессмертный-речь.

(И. Бунин)

Домашнее задание Познакомиться с текстом Т. Жаровой, фрагмент из которого звучал в начале урока, сформулировать проблему, позицию автора, подобрать аргумент, используя материал сегодняшнего урока. Подобрать и прокомментировать примеры из литературных произведений, когда речевая или грамматическая ошибка становятся художественным приёмом.

Домашнее задание

  • Познакомиться с текстом Т. Жаровой, фрагмент из которого звучал в начале урока, сформулировать проблему, позицию автора, подобрать аргумент, используя материал сегодняшнего урока.
  • Подобрать и прокомментировать примеры из литературных произведений, когда речевая или грамматическая ошибка становятся художественным приёмом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!