«Обучение умению решать задачи повышенной сложности».
Хочешь научиться плавать, - смело заходи в воду! Хочешь научиться решать задачи, - решай их!
Что значит решить задачу?
Решить задачу – значит раскрыть связи между данными
и искомым, раскрыть отношения, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос
задачи.
Специальные задания, которые я могла бы использовать на уроках, в
рамках учебного курса математики:
а) решение нестандартных задач ;
б) решение задач с неопределенным условием;
в) усложнение задач;
г) решение геометрических задач повышенной сложности.
Моделирование - особый общий способ познания и важнейшее учебное действие, являющееся составным элементом учебной деятельности.
Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с реальными предметами, действиями, с их уменьшенными образцами: моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т. п. в роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идет речь в задаче, а их обобщенные заменители (круги, квадраты, отрезки, точки и т. п.) показывая взаимоотношения величин с помощью отрезков с соблюдением масштаба, мы используем чертеж.
Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования.
В двух корзинах 75 яблок. Когда из первой взяли 6, а из второй 9, то в корзинах осталось яблок поровну. Сколько яблок было в каждой корзине?
В двух коробках 22 карандаша. В первой на 2 карандаша больше, чем во второй. Сколько карандашей в каждой коробке?
1)22-2=20(к.)
2)20:2=10(к.)
3)10+2=12(к.)
В двух вагонах ехали пассажиры, по 36 человек в каждом. На станции из первого вагона вышло несколько человек, а из второго вагона вышло столько, сколько осталось в первом. Сколько всего пассажиров осталось в двух вагонах?
Нестандартные задачи
Два путешественника подошли к реке. У берега стояла лодка. Лодка вмещала только одного человека. И тем не менее путешественники смогли переправиться в этой лодке через реку и продолжить свой путь. Как это могло произойти?
2 вариант
1 вариант
В клетке сидят две змеи одинаковой толщины. Одна из них длинная, другая – короткая. Придумайте такой лаз, чтобы короткая змея могла через него выбраться из клетки, а длинная не могла.
Две мухи соревнуются в беге. Они бегут от пола к потолку и обратно. Первая муха бежит в обе стороны с одинаковой скоростью. Вторая бежит вниз вдвое быстрее, чем первая, а вверх – вдвое медленнее, чем первая. Которая из мух победит?
Среди 2001 монеты одна фальшивая. Как в два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, легче эта монета или тяжелее, чем настоящая?
Девять точек в узлах клеток образуют квадрат. Какое наименьшее число клеток можно к ним добавить, чтобы получился новый квадрат, содержащий имеющиеся точки?
Задачи с неопределенным условием
Альбом – 28 р.
Карандаши - 1/4 76р.
Краски -?
1 вариант: ¼ от стоимости альбома.
2 вариант: ¼ от всей суммы.
3 вариант: ¼ от остатка денег после покупки альбома.
Два велосипедиста выехали одновременно из одного города. Один велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч, другой – 19 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут велосипедисты через 4 часа?
Усложнение задач
У Кати было 100 рублей. Она купила книгу за 76 рублей. На остальные деньги решила купить тетради, по 3 рубля за каждую. Сколько тетрадей она может купить?
Цена Количество Стоимость
3р. ? (100-76)р.
У Вити было 4 монеты по 10 к. Он купил 2 закладки по 17 за каждую. Сколько сдачи он получил?
Было – (10 4) к.
Истратил – (17 2)к.
Осталось -?
Было – 10м.
Уехало – 6м.
Осталось -?
Было – ?м. Было -10м.
Уехало – 6м. Уехало - ?м.
Осталось – 4м. Осталось -4м.
Было – 12м.
Было – 10 м.груз. и 2м.легк.
Уехало – 6м.
Уехало – 6м. легк. и 2 м. груз.
Осталось - ?
Осталось - ?
Было – 2 ряда по 5м. в каждом
Уехало – 7м.
Осталось -?
Было – 40м.
Уехало – 2ряда по 6 машин в каждом
Осталось - ?
РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
повышенной сложности с использованием подвижных моделей
Сколько треугольников?
7
Сколько треугольников?
2
Сколько четырехугольников?
6
Сколько трехугольников?
6
Сколько четырехугольников?
9
Сколько пятиугольников?
2
Сколько треугольников?
8
Сколько треугольников?
8
Сколько пятиугольников?
2
Сколько треугольников?
4
Фигуры, которые можно получить из двух прямоугольных треугольников
3 см
6 см
Найти площадь треугольника
параллелограмм
В
L
С
А
D
K
S ABCD =S ABK +S KBLD +S DLC
S = a b S = a h : 2
В
С
F
K
А
D
S ABCD =S ABC +S ACD
S = a h : 2
В
С
F
K
А
D
S = a h
В
E
С
F
А
D
S ABCD =S AECF S AEB S AEB
S = a b S = a h : 2
В
С
А
D
K
S ABCD =BC BK
Этапы работы с нестандартными задачами
Помните, только при условии установления связи нового со старым
возможно проявление сообразительности и догадки
I этап. Инсайт – озарение (дети пытаются самостоятельно решить задание
на основе ранее полученных знаний).
II этап . «50/50» (частичная помощь учителя – дополнительный вопрос,
напоминание прошедшей темы).
IIIэтап. «Помощь друга» (объяснение задания одноклассниками или учителем и
совместное решение).
Презентация литературы по теме
От издателя
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, родителей, студентов педагогических учебных заведений. Его можно использовать на уроках и во внеклассной работе. В пособии представлены задачи и задания повышенной сложности из разных систем обучения и учебно-методических комплектов: традиционной, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, УМК "Школа 2000...2100" и др., нахождение способов решений которых вызывают затруднения не только у учащихся, но и у педагогов. Пособие содержит варианты решения заданий и задач повышенной трудности.
Дендюк.Решение математических задач и заданий повышенной сложности в начальной школе(Илекса)
Описание книги:
Данное пособие представляет собой усовершенствованное, систематизированное и дополненное переиздание известного "Решебника" к учебнику математики 4 класса авторов И.И. Аргинской и Е.И. Ивановской. Содержит многовариантные готовые решения заданий и задач повышенной сложности из развивающей системы обучения Л.В. Занкова (нумерация в пособии соответствует нумерации учебника). Задания и решения даны в разных разделах, что делает организацию самостоятельной работы с учащимися более удобной. Задания предлагаемого пособия можно использовать как дифференцированные (повышенной сложности) на уроках математики по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, программам "Школа-2100", "Гармония" и др., во внеклассной работе, при проведении математических олимпиад в 4-6 классах. Адресовано учителям и учащимся общеобразовательной школы, родителям, студентам педагогических учебных заведений.