СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Рассказ Максима Горького "Старуха Изергиль" (11 класс)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Рассказ Максима Горького "Старуха Изергиль" (11 класс)" содержит материал для подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе по направлениям №№ 2 и 4: "Я и другие" и "Разговор с собой".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Рассказ Максима Горького "Старуха Изергиль" (11 класс)"»

Рассказ  Максима Горького  «Старуха Изергиль» 11 класс

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»

11 класс

История создания История создания произведения берет начало в 1891 году. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возник замысел произведения, к написанию рассказа писатель приступил в 1894 г. Рассказ относится к раннему (романтическому) периоду творчества М. Горького, Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.  Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

История создания

  • История создания произведения берет начало в 1891 году. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возник замысел произведения, к написанию рассказа писатель приступил в 1894 г.
  • Рассказ относится к раннему (романтическому) периоду творчества М. Горького, Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.
  • Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.
Смысл названия Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Смысл названия

  • Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль.
  • Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей.
  • Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.
Композиция Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказчика и старухи Изергиль.  Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи Изергиль о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части. Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку.

Композиция

  • Произведение можно назвать рассказами в рассказе.
  • Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказчика и старухи Изергиль.
  • Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи Изергиль о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.
  • Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку.
Легенда о Ларре Старуха Изергиль рассказывает человеку из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Ларра считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Юноша решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Он тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

Легенда о Ларре

  • Старуха Изергиль рассказывает человеку из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни.
  • Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Ларра считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Юноша решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Он тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.
Эгоизм и гордыня Ларры Образ Ларры  служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других людей и общества. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он ни был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как ни хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.

Эгоизм и гордыня Ларры

  • Образ Ларры  служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других людей и общества. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе.
  • Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием.
  • Каким бы сильным и красивым он ни был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как ни хотел этого он, когда пришел в общество.
  • Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
 Бесцельная и пустая жизнь Старуха Изергиль   всю жизнь потратила на любовные приключения, относилась к людям равнодушно и эгоистично, помыкала ими. Настоящее, сильное чувство прошло мимо нее. Она не обременяла себя нравственными принципами и обязательствами. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную гибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать.  Такая биография характеризует героиню как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба была бесцельна и пуста. В старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

Бесцельная и пустая жизнь

  • Старуха Изергиль   всю жизнь потратила на любовные приключения, относилась к людям равнодушно и эгоистично, помыкала ими. Настоящее, сильное чувство прошло мимо нее.
  • Она не обременяла себя нравственными принципами и обязательствами. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную гибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать.
  • Такая биография характеризует героиню как сильную, смелую и независимую личность.
  • Однако ее судьба была бесцельна и пуста. В старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».
Образ старухи Изергиль В молодости - очень красивая, стройная девушка. Она прожила насыщенную, яркую жизнь. Портрет: старое, морщинистое лицо с носом, похожим на клюв. выцветшие от старости глаза, беззубый рот…- это символ того, что время нещадно меняет всё. Былой красоты невозможно угадать в её чертах. Ясный ум, хорошая память и по-женски мудрый взгляд на жизнь. У неё своя философия: она брала от мужчин то, что хотела, жила так, как чувствовала. Смелая, гордая, хитрая, расчётливая. Она безумно любила жизнь, много путешествовала, пережила и увидела достаточно, чтобы понять смысл жизни.

Образ старухи Изергиль

  • В молодости - очень красивая, стройная девушка. Она прожила насыщенную, яркую жизнь.
  • Портрет: старое, морщинистое лицо с носом, похожим на клюв. выцветшие от старости глаза, беззубый рот…- это символ того, что время нещадно меняет всё. Былой красоты невозможно угадать в её чертах.
  • Ясный ум, хорошая память и по-женски мудрый взгляд на жизнь.
  • У неё своя философия: она брала от мужчин то, что хотела, жила так, как чувствовала. Смелая, гордая, хитрая, расчётливая. Она безумно любила жизнь, много путешествовала, пережила и увидела достаточно, чтобы понять смысл жизни.
Конфликт человека и общества Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, юноше, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества.  Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого юношу старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Конфликт человека и общества

  • Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, юноше, который пожертвовал своим сердцем ради других людей.
  • В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества.
  • Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого юношу старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.
Образ Данко Образ Данко  – романтический герой, так как он был намного выше общества. Был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься над рутинной суетой жизнью. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссИя вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.

Образ Данко

  • Образ Данко  – романтический герой, так как он был намного выше общества. Был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься над рутинной суетой жизнью.
  • У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссИя вел свою паству к свету, счастью и новой жизни.
  • Это образец для подражания. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
Жить для других… Данко - смелый и красивый юноша, решившийся подарить людям свободу в обмен на свою жизнь. Его выбирают главным, чтобы вести людей из темных, непроходимых мест к лучшей жизни. Жить для других – вот смысл образа Данко. Когда соплеменники перестают верить в своего проводника, он разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь. В отличие от Ларры, Данко превращается в голубые искры, которые появляются в степи перед грозой.

Жить для других…

  • Данко - смелый и красивый юноша, решившийся подарить людям свободу в обмен на свою жизнь.
  • Его выбирают главным, чтобы вести людей из темных, непроходимых мест к лучшей жизни. Жить для других – вот смысл образа Данко.
  • Когда соплеменники перестают верить в своего проводника, он разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь. В отличие от Ларры, Данко превращается в голубые искры, которые появляются в степи перед грозой.
Проблема смысла жизни Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу. Но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать этот важный шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным.

Проблема смысла жизни

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу. Но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать этот важный шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным.
Проблема взаимоотношений человека и общества. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга, для всеобщего процветания. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо и ничего не отдавать взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.

Проблема взаимоотношений человека и общества.

  • Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга, для всеобщего процветания.
  • Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо и ничего не отдавать взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
Проблема сильной личности Какую личность можно считать сильной? Каковы признаки сильной личности?  Все три героя рассказа - это сильные личности, во многом превосходящие окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить в нужное русло.

Проблема сильной личности

  • Какую личность можно считать сильной? Каковы признаки сильной личности?
  • Все три героя рассказа - это сильные личности, во многом превосходящие окружающих.
  • Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить в нужное русло.
Тематика рассказа Тема мечты. Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей, Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь высокая и благородная мечта достойна выбора. Тема любви. Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.

Тематика рассказа

  • Тема мечты. Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей, Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь высокая и благородная мечта достойна выбора.
  • Тема любви. Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
Тематика рассказа Тема подвига. Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и привести его к счастью. Тема судьбы. Горький рассказывает нам, что ничего не предопределено в жизни. Люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам выбирать свою судьбу.

Тематика рассказа

  • Тема подвига. Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и привести его к счастью.
  • Тема судьбы. Горький рассказывает нам, что ничего не предопределено в жизни. Люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам выбирать свою судьбу.
Тематика рассказа Тема жизненных идеалов. Примером для подражания Горький представляет именно Данко как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед. Тема равнодушия. Писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям (на примере Ларры и Изергиль) и безучастность толпы (на примере соплеменников Данко). Жестокие нравы современного общества. Ларра, убивающий несчастную девушку; соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью… Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Тематика рассказа

  • Тема жизненных идеалов. Примером для подражания Горький представляет именно Данко как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  • Тема равнодушия. Писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям (на примере Ларры и Изергиль) и безучастность толпы (на примере соплеменников Данко).
  • Жестокие нравы современного общества. Ларра, убивающий несчастную девушку; соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью… Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.
Основная идея рассказа Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности . Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы. Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред. С другой стороны, Горький показывает, что есть долгий путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что возносит человека до невиданных высот. Главная мысль рассказа заключается в том, что человек должен принадлежать чему-то бОльшему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Основная идея рассказа

  • Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности . Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть долгий путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что возносит человека до невиданных высот.
  • Главная мысль рассказа заключается в том, что человек должен принадлежать чему-то бОльшему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Работу выполнила  учитель литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!