СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проекта " Традиции и обычаи народов мира. Диалог культур"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация проекта " Традиции и обычаи народов мира. Диалог культур"

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта " Традиции и обычаи народов мира. Диалог культур"»

МБОУ Мамлейская основная общеобразовательная школа ПРОЕКТ История и культура мордовского народа. Диалог культур. Традиции и современность. Выполнила : Васильева Юля Ученица 7 класса

МБОУ Мамлейская основная общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

История и культура мордовского народа. Диалог культур. Традиции и современность.

Выполнила :

Васильева Юля

Ученица 7 класса

Актуальность: Россия является суперэтнической державой, в ней проживает более 130 этносов. Поэтому нужно с детства формировать этнотолерантность, которая состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Проблема:  неуважение друг к другу, к другим нациям, их традициям и обычаям, их несоблюдение. Цель: Изучить историю и культуру мордовского народа, взаимосвязь с другими народами. Задачи : Рассказать про нацию- мордва. Рассказать про их одежду, кухню, обряды. Раскрыть взаимосвязь с другими народами и соблюдение традиций

Актуальность: Россия является суперэтнической державой, в ней проживает более 130 этносов. Поэтому нужно с детства формировать этнотолерантность, которая состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Проблема: неуважение друг к другу, к другим нациям, их традициям и обычаям, их несоблюдение.

Цель:

Изучить историю и культуру мордовского народа, взаимосвязь с другими народами.

Задачи :

Рассказать про нацию- мордва.

Рассказать про их одежду, кухню, обряды.

Раскрыть взаимосвязь с другими народами и соблюдение традиций

Объект – мордовская нация Предмет – традиции и обычаи мордовского народа Гипотеза : люди будут толерантны друг к другу, если: -народные традиции и обычаи будут изучаться - соблюдаться - рассматриваться как часть педагогической культуры народа.

Объект – мордовская нация

Предмет традиции и обычаи мордовского народа

Гипотеза : люди будут толерантны друг к другу, если:

-народные традиции и обычаи будут изучаться

- соблюдаться

- рассматриваться как часть педагогической культуры народа.

Территория проживания мордвы Мордва- народность, обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи.  Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.

Территория проживания мордвы

Мордва- народность, обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи.

Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.

 Мордва проживают в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской и других. Относятся к коренному населению Центральной России.  Верующие — в основном православны, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.

Мордва проживают в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской и других. Относятся к коренному населению Центральной России. Верующие — в основном православны, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.

Село Мамлейка Сеченовского района расположено в юго-восточной части Нижегородской области. Наше село в древности состояло из двух поселений. Основателем поселений был богатый помещик Александр Ильич Пашков.

В 1973 году для обработки земли в верховьях речки Киши он переселяет из своего села Золотухина 11 крестьянских семей, где основывает населённый пункт под названием Золотушка. Село Золотухино в те далёкие времена было расположено в Ардатовском уезде Симбирской губернии. Население мордовское. Соответственно и деревня Золотушка была с мордовским населением.

Спустя два года А.И.Пашков переселяет из своей вотчины села В-Талызино семь семей на землю, расположенную рядом с населённым пунктом Золотушка. Появляется новый населённый пункт с названием Степная Вишенка.

Так две деревни — два села жили и трудились на одной земле: выращивали хлеб, разводили скот. Несмотря на разные национальности, они с самого начала жили в мире и согласии. Помогали друг другу, вступали в совместные браки и были единоверцами. Только после революции 1917 года вместо двух деревень появилось одно большое село под названием Машлейка, что означает «многоовражье». Потом это название преобразовалось в Мамлейку.

Сведения о народе  Мордва́ — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Мордва говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи.  Предки мордвы связываются с населением, оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в. до н.э.-5 в.н.э.).   Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г.

Сведения о народе

Мордва́ — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Мордва говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи.

Предки мордвы связываются с населением, оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в. до н.э.-5 в.н.э.).

Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г.

 Между русскими и мордвой установились добрые отношения, продолжающиеся на всём протяжении длительного совместного проживания.

Между русскими и мордвой установились добрые отношения, продолжающиеся на всём протяжении длительного совместного проживания.

Национальные ремесла  Народное искусство мордвы имеет давние традиции. Оно получило яркое воплощение в ювелирном , поэтическом и музыкальном искусстве, вышивке, шитье бисером, изготовлении украшений и др. Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие  На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота, рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Национальные ремесла

Народное искусство мордвы имеет давние традиции. Оно получило яркое воплощение в ювелирном , поэтическом и музыкальном искусстве, вышивке, шитье бисером, изготовлении украшений и др. Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие

На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота, рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Ручное творчество стало заменять машинное производство.  В былые времена в нашем селе было множество ремёсел, но до наших дней сохранились только некоторые, такие как : плетение из ивовых лоз. Самым ярким представителем этого ремесленного дела является Николай Алексеевич Чернов. Работы Чернова Н.А.

Ручное творчество стало заменять машинное производство.

В былые времена в нашем селе было множество ремёсел, но до наших дней сохранились только некоторые, такие как : плетение из ивовых лоз. Самым ярким представителем этого ремесленного дела является Николай Алексеевич Чернов.

Работы Чернова Н.А.

Так же дошло до нас и такое ремесло, как вышивка. Работы, выполненные мастерицами, имеют различные направления и постоянно усовершенствуются. Любовь Алексеевна Кабаева не только хорошо вышивает, но и является хранительницей старинной вышивки. Работы сохранены с 50-х годов прошлого столетия. Работы Кабаевой Л. Работы Лутохиной Н.Ф.

Так же дошло до нас и такое ремесло, как вышивка. Работы, выполненные мастерицами, имеют различные направления и постоянно усовершенствуются. Любовь Алексеевна Кабаева не только хорошо вышивает, но и является хранительницей старинной вышивки. Работы сохранены с 50-х годов прошлого столетия.

Работы Кабаевой Л. Работы Лутохиной Н.Ф.

Традиции мордвы  Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением комплекса магических обрядов. Моленья могли быть как общественными, т.е. устраивались всем селом, и семейными, когда имелись в виду интересы одной семьи.  В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты.  Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения.   Перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.  В настоящее время соблюдение некоторых традиций и обычаев чтят старые люди- наши бабушки и прабабушки. Родители знают свои истоки и традиции все меньше, а их дети и вовсе не знают своих истоков, традиций и обычаев своей нации.

Традиции мордвы

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением комплекса магических обрядов. Моленья могли быть как общественными, т.е. устраивались всем селом, и семейными, когда имелись в виду интересы одной семьи.

В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты.

Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения.

Перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.

В настоящее время соблюдение некоторых традиций и обычаев чтят старые люди- наши бабушки и прабабушки. Родители знают свои истоки и традиции все меньше, а их дети и вовсе не знают своих истоков, традиций и обычаев своей нации.

Традиции села Мамлейка Троица  Колядки Иван-травник Петров день

Традиции села Мамлейка

Троица Колядки

Иван-травник

Петров день

Мордовский костюм  Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки.

Мордовский костюм

Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки.

 Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.  Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.

Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

Мордовские сувениры  Герб с. Мамлейка Автор: Тимофеева И.Н.

Мордовские сувениры

Герб с. Мамлейка

Автор: Тимофеева И.Н.

Национальное блюдо Традиционная пища мордвы состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Обрядовые блюда: каша на родинах, свадебный пирог-лукш

Национальное блюдо

Традиционная пища мордвы состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Обрядовые блюда: каша на родинах, свадебный пирог-лукш

Эрзянский суп Груди молодушки Шонгарям Медвежья лапа

Эрзянский суп

Груди молодушки

Шонгарям

Медвежья лапа

Сельские жители всегда рады гостям

Сельские жители всегда рады гостям


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!