Просмотр содержимого документа
«Презентация "Применение современных технологий в учебно-воспитательном процессе"»
Современные технологии в учебно-воспитательном процессе
Что такое «технология» и «педагогичекая технология»
- Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
- Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Структура и характеристики педагогической технологии
Структура :
- концептуальная основа (научная база)
- содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)
- процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).
Характеристики:
- конкретность и четкость цели и задач;
- наличие этапов:
- первичной диагностики;
- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.
Современные образовательные технологии
- Здоровье сберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- технология проблемного обучения
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология портфолио учителя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Цель : обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация:
- медико-профилактические
- физкультурно-оздоровительные
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
- Образовательные
- обучения здоровому образу жизни
- педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
- «игровые»
- «экскурсионные»
- «повествовательные»
- «конструктивные»
Этапы работы над проектом
- 1 шаг: Выбор темы
- 2 шаг: Тематическое планирование
- 3 шаг: Постановка цели проекта
- 4 шаг: Разработка совместного плана действий по достижению цели
- 5 шаг: Проведение обсуждения по теме проекта с детьми («мозговой штурм»): Что знаем о предмете проекта? Что хотим узнать? Как мы сможем ответить на вопросы?
- 6 шаг: Совместное составление плана действий
- 7 шаг: выполнение проекта детьми с помощью учителя
- 8 шаг: Презентация проекта (итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет).
Технология исследовательской деятельности
Цель : сформировать у школьников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Уровни проблемности
- 1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
- 2.Учитель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
- 3. Ребёнок ставит проблему, учитель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
- 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Учитель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. ( Исследовательский метод )
Этапы решения проблемы
- 1. Поиск средств анализа условий проблемы и актуализация прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»
- 2. Процесс решения проблемы (открытие новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения, поиск «во внешних условиях», в различных источниках знаний).
- 3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения (выполнение операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение).
- 4. Создание новой проблемной ситуации.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Функции портфолио
- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Варианты портфолио (по И.Руденко)
- Раздел 1 «Давайте познакомимся»
- Раздел 2 «Я расту!»
- Раздел 3 «Портрет моего ребенка»
- Раздел 4 «Я мечтаю...»
- Раздел 5 «Вот что я могу»
- Раздел 6 «Мои достижения»
- Раздел 7 «Посоветуйте мне...»
- Раздел 8 «Спрашивайте родители!»
Варианты портфолио (по В. Дмитриевой, Е. Егоровой)
- Раздел 1 «Информация о ребенке от родителей»
- Раздел 2 «Информация о ребенке от педагогов»
- Раздел 3 «Информация ребенка о себе»
Варианаты портфолио (по Л. И. Адаменко)
- Блок «Какой ребенок хороший»
- Блок «Какой ребенок умелый»
- Блок «Какой ребенок успешный»
Технология портфолио учителя
- Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
- Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .
- Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
- Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
- Раздел 5 «Работа с родителями»
Игровая технология
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:
Этапы технологии:
- 1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
- 2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.
- 3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр:
Этапы технологии:
- 1 этап:
- Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
- 2 этап:
- Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
- Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
- Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
- 3 этап:
- Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Технология «ТРИЗ» (по Т.С. Альтшуллеру )
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
- Основная задача - привить ребенку радость творческих открытий.
- Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
- Программа ТРИЗ для школьников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.