СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Применение современных технологий в учебно-воспитательном процессе"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована при проведении педсовета по теме "Применение  современных технологий в учебно-воспитательном процессе"/

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Применение современных технологий в учебно-воспитательном процессе"»

Современные технологии в учебно-воспитательном процессе

Современные технологии в учебно-воспитательном процессе

Что такое «технология» и «педагогичекая технология» Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Что такое «технология» и «педагогичекая технология»

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
  • Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Структура и характеристики педагогической технологии Структура : концептуальная основа (научная база) содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания) процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты). Характеристики: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.

Структура и характеристики педагогической технологии

Структура :

  • концептуальная основа (научная база)
  • содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)
  • процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

Характеристики:

  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов:
  • первичной диагностики;
  • отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  • использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.
Современные образовательные технологии Здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности технология проблемного обучения   информационно-коммуникационные технологии; технология портфолио учителя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.

Современные образовательные технологии

  • Здоровье сберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проблемного обучения
  •   информационно-коммуникационные технологии;
  • технология портфолио учителя;
  • игровая технология;
  • технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии   Цель : обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Классификация: медико-профилактические   физкультурно-оздоровительные обеспечения социально-психологического благополучия ребенка  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов  Образовательные  обучения здоровому образу жизни  педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды

Здоровьесберегающие технологии

Цель : обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Классификация:

  • медико-профилактические
  • физкультурно-оздоровительные
  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
  • Образовательные
  • обучения здоровому образу жизни
  • педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды
Технологии проектной деятельности   Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Классификация учебных проектов: «игровые»  «экскурсионные»  «повествовательные»  «конструктивные»

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые»
  • «экскурсионные»
  • «повествовательные»
  • «конструктивные»
Этапы работы над проектом 1 шаг: Выбор темы 2 шаг: Тематическое планирование 3 шаг: Постановка цели проекта 4 шаг: Разработка совместного плана действий по достижению цели  5 шаг: Проведение обсуждения по теме проекта с детьми («мозговой штурм»): Что знаем о предмете проекта? Что хотим узнать? Как мы сможем ответить на вопросы? 6 шаг: Совместное составление плана действий 7 шаг: выполнение проекта детьми с помощью учителя 8 шаг: Презентация проекта (итоговые игры-занятия,  игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет).

Этапы работы над проектом

  • 1 шаг: Выбор темы
  • 2 шаг: Тематическое планирование
  • 3 шаг: Постановка цели проекта
  • 4 шаг: Разработка совместного плана действий по достижению цели 
  • 5 шаг: Проведение обсуждения по теме проекта с детьми («мозговой штурм»): Что знаем о предмете проекта? Что хотим узнать? Как мы сможем ответить на вопросы?
  • 6 шаг: Совместное составление плана действий
  • 7 шаг: выполнение проекта детьми с помощью учителя
  • 8 шаг: Презентация проекта (итоговые игры-занятия,  игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет).
Технология исследовательской деятельности   Цель : сформировать у школьников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Методы и приемы: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Технология исследовательской деятельности

Цель : сформировать у школьников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.
Уровни проблемности 1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2.Учитель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, учитель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Учитель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. ( Исследовательский метод )

Уровни проблемности

  • 1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
  • 2.Учитель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  • 3. Ребёнок ставит проблему, учитель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  • 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Учитель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. ( Исследовательский метод )
Этапы решения проблемы 1. Поиск средств анализа условий проблемы и актуализация прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?» 2. Процесс решения проблемы (открытие новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения, поиск «во внешних условиях», в различных источниках знаний). 3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения (выполнение операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение). 4. Создание новой проблемной ситуации.

Этапы решения проблемы

  • 1. Поиск средств анализа условий проблемы и актуализация прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»
  • 2. Процесс решения проблемы (открытие новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения, поиск «во внешних условиях», в различных источниках знаний).
  • 3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения (выполнение операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение).
  • 4. Создание новой проблемной ситуации.
Технология портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка. Функции портфолио диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);  содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ);  рейтинговая (показывает диапазон умений и на­выков ребенка) и др.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка.

Функции портфолио

  • диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ);
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и на­выков ребенка) и др.
Варианты портфолио (по И.Руденко) Раздел 1 «Давайте познакомимся» Раздел 2 «Я расту!» Раздел 3 «Портрет моего ребенка» Раздел 4 «Я мечтаю...» Раздел 5 «Вот что я могу» Раздел 6 «Мои достижения» Раздел 7 «Посоветуйте мне...» Раздел 8 «Спрашивайте родители!»

Варианты портфолио (по И.Руденко)

  • Раздел 1 «Давайте познакомимся»
  • Раздел 2 «Я расту!»
  • Раздел 3 «Портрет моего ребенка»
  • Раздел 4 «Я мечтаю...»
  • Раздел 5 «Вот что я могу»
  • Раздел 6 «Мои достижения»
  • Раздел 7 «Посоветуйте мне...»
  • Раздел 8 «Спрашивайте родители!»
Варианты портфолио (по В. Дмитриевой, Е. Егоровой) Раздел 1 «Информация о ребенке от родителей» Раздел 2 «Информация о ребенке от педагогов» Раздел 3 «Информация ребенка о себе»

Варианты портфолио (по В. Дмитриевой, Е. Егоровой)

  • Раздел 1 «Информация о ребенке от родителей»
  • Раздел 2 «Информация о ребенке от педагогов»
  • Раздел 3 «Информация ребенка о себе»
Варианаты портфолио (по Л. И. Адаменко) Блок «Какой ребенок хороший» Блок «Какой ребенок умелый»  Блок «Какой ребенок успешный»

Варианаты портфолио (по Л. И. Адаменко)

  • Блок «Какой ребенок хороший»
  • Блок «Какой ребенок умелый»
  • Блок «Какой ребенок успешный»
Технология портфолио учителя  Раздел 1 «Общие сведения о педагоге» Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» . Раздел 3 «Научно-методическая деятельность» Раздел 4 «Предметно-развивающая среда» Раздел 5 «Работа с родителями»

Технология портфолио учителя

  • Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
  • Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .
  • Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
  • Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
  • Раздел 5 «Работа с родителями»
Игровая технология   игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;   группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Игровая технология

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •   группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:   Этапы технологии: 1 этап:  обогащение игрового опыта содержанием на основе организации  художественного восприятия сказки. 2 этап:  развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события. 3 этап:  развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:

Этапы технологии:

  • 1 этап:  обогащение игрового опыта содержанием на основе организации  художественного восприятия сказки.
  • 2 этап:  развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.
  • 3 этап:  развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр: Этапы технологии: 1 этап: Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.   2 этап: Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»). Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми; 3 этап:   Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр:

Этапы технологии:

  • 1 этап:
  • Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
  •   2 этап:
  • Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
  • Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
  • Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
  • 3 этап:  
  • Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Технология «ТРИЗ» (по Т.С. Альтшуллеру ) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Основная задача - привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Программа ТРИЗ для школьников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Технология «ТРИЗ» (по Т.С. Альтшуллеру )

  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
  • Основная задача - привить ребенку радость творческих открытий.
  • Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
  • Программа ТРИЗ для школьников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!