Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 3 г.Бор Нижегородская область
Повышение у учащихся мотивации к предмету технология через создание бутафорского реквизита для школьного театра
Автор : Запевалов Александр Николаевич
учитель технологии
стаж: 5лет
[email protected]
Педагогическое кредо :
«Не бывает скучных дел на уроке технологии,
бывают скучные подходы к нему.
Долой скуку, давай творчество!»
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Научно-исследовательские условия
Изучение психолого-педагогических аспектов формирования мотивации к учебной деятельности школьников
( Г. Мюррей, А.Шопенгауэр, С.Л. Рубинштейн)
Методические условия
- Изучение вопросов мотивации к учебной деятельности (Л.С.Выгодский,
А.Г.Здравомыслов
Л.И.Божович, А.К.Маркова)
- диссеминация педагогического опыта (открытые уроки, выступления на ШМО, педагогическом совете, районном семинаре
Организационно-педагогические условия
-анализ концептуальных основ УМК под редакцией В.Д.Симоненко на предмет соответствия
требованиям ФГОС ООО по формированию УУД
-разработка рабочей программы по технологии
-проведение диагностик
Актуальность личного вклада в развитие образования . Противоречия, обусловившие актуальность проблемы мотивации к урокам технологии в системе школьного образования
- Снижается мотивация у учащихся к предмету
- Отсутствует интерес к трудовой деятельности, в связи с сокращением количества часов на практические занятия
- Нет применения практики работы с инструментом дома
- Низкая материальная база
Нормативная база ФГОС ООО
Личностные результаты
Социальный запрос
Родители
НО
Необходимо внедрять в практику методы и содержательные компоненты по технологии, способствующие формированию мотивации
Изготовление бутафорского реквизита для театрального кружка на уроках технологии
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
»
А.Шопенгауэр
Л.С.Выгодский
«Мотивы, идущие от самой деятельности, доказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать, встречающиеся трудности»
Л.И. Божович
Структура мотивации
Внешняя
Внутренняя
Примеры:
- Изготовление реквизита становиться интересным
- Применение реквизита и декораций, сделанные руками учащихся, приносят внутреннее удовлетворение
- Возникновение желания быть участником общего дела
Примеры:
- Изучение дисциплины, за которую можно получить хорошую оценку
- Получить хорошую оценку, чтобы избежать недовольство родителей
- Участие в конкурсах, чтобы получить приз
Воплощенные творческие идеи продолжают жить в постановках школьного театра
Получение хороших результатов
Цель:
создать условия для повышения мотивации к предмету «Технология» у учащихся 5-8 классов через изготовление бутафорского реквизита для театрального кружка
Задачи:
- определить темы программы в рамках предмета «Технология», в которых есть возможность наиболее успешно создавать бутафорский реквизит
- определить перечень бутафорского реквизита и этапы их изготовления по классам
- составить технологические карты объектов.
- распределить этапы деятельности по изготовлению реквизита
- провести диагностику по анкете Н.Г.Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»
Ведущая педагогическая идея
- Участие учащихся в подготовке
изготовления реквизита и декораций для спектаклей школьного театра –
залог успешной мотивации к предмету
Деятельностный аспект Создание бутафорского реквизита в рамках темы предмета
5 класс
Тема урока
6класс
Вид реквизита
«Столярный верстак ручные инструменты и приспособление»
«Токарный станок по обработке древесины»
7класс
Волшебная палочка, табличка
«Технология выжигания по дереву»
«Соединение деталей шканцами, шурупами и нагелями»
Подсвечник,
8класс
«Виды резьбы по дереву оборудование и инструменты»
«Общие понятия об электрическом токе»
Ширма, табурет
Подсветка декораций
меч, кинжал
Деятельностный аспект
Этапы подготовки учащихся к изготовлению театрального реквизита и декораций
5 класс
Экскурсия в театр, с целью знакомства с работой бутафорского цеха
Создание банка идей для изготовления реквизита несложных изделий (волшебные палочки, рамки, звездочки и т.д.)
6 класс
Изготовление сборочных изделий ( шкатулка, оружие, подсвечники и т.д.)
7 класс
Изготовление резных украшений ( короны, бижутерия, трон)
8 класс
Экскурсия в кукольный театр с целью знакомства изготовления механики кукол
Создание куклы - марионетки
Деятельностный аспект Технологические карты объектов
№ п/п
Последовательность выполнения операций
1.
Инструменты и приспособления
2.
Выбрать заготовку из доски толщиной 20-30мм
Линейка
Разметить контур изделия по размерам
3.
Линейка карандаш
Выпилить контур изделия
4.
5.
Округлить края лезвия и ручки кинжала
Ножовка столярный верстак
Зачистить изделие
6.
Напильник
Наждачка
Перевести узор на ручку кинжала
7.
Карандаш трафарет
Выжечь узор
8.
Выжегатель
Покрыть лаком или морилкой
Кисточка лак
№ п/п
Последовательность выполнения операций
1.
Инструменты и приспособления
Выбрать заготовку из бруска
2.
Линейка
Разметить центры на торцах заготовки
3.
Верстак линейка карандаш шило
Разметить заготовку и сострогать грани
4.
5.
Установить заготовку на токарном станке и сточить
Линейка карандаш рубанок
Токарный станок штангенциркуль стамески
Разметить заготовку по длине и выточить узор
6.
Линейка карандаш токарный станок
Отшлифовать заготовку
7.
Токарный станок наждачка
Снять деталь и зачистить торцы
8.
Наждачка
Покрыть изделие лаком
Кисточки лак
Деятельностный аспект личного вклада педагога
5 класс
7 класс
Реквизит к школьному спектаклю М.Твена
« Том Сойер»
Трость, рогатка,
таблички
Кинжал,
веревочная лестница
6 класс
8 класс
Трубка, подсвечник
Декорации:
Забор, кресты на кладбище, имитация пещеры
5 класс
Декорация берлоги
Школьный кукольный театр
Спектакль «Колобок» О.Емельяновой
Создание декораций реквизита,
гапитов для кукол
6 класс
Декорация леса
7 класс
Декорация домика
8 класс
Механика кукол
Диапазон личностного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Практическая значимость :
- Приобщил детей к читательской культуре
- Познакомил детей
с театрально- постановочной базой
- Повысилась мотивация у учащихся к предмету
- Реализовал личный вклад учащихся в проекты спектаклей
Методическая новизна:
- разработал практические занятия по изготовлению бутафории, декораций,реквизита на уроках и во внеурочной деятельности
- распределил этапы деятельности по изготовлению реквизита по классам
- разработал рабочую программу по технологии
Результаты диагностики по анкете Н.Г.Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Распространение практических достижений профессиональной деятельности имеет адресную направленность: использовать можно как молодым специалистам, так и педагогам со стажем
Трансляция результата:
выступление на педагогическом совете( тема: «Как достигнуть хороших образовательных результатов на уроках технологии?», заседании МО учителей технологии ( тема: «Подготовка учащихся к районному конкурсу «Талант»), районных публикации через Internet сообщества ( https://multiurok.ru/id38849589 )
Область применения:
урок-внеурочная деятельность, внеклассная работа
Трудности и риски:
Малое техническое оснащение и недостаточное количество рабочих мест в кабинете технологии
Литература
- Закон РФ "Об образовании" (273-ФЗ) 2019
- ФГОС ООО
- Программа по технологии под ред. В.Д.Симоненко
- Л.И. Божович «О мотивации учения». Журнал «Вестник практической психологии образования», №4(33) октябрь—декабрь 2012
- «Педагогическая психология» Л.С. Выготский . – Москва : Педагогика, 1991
- Интернет-ресурсы:
http://diplomba.ru/work/118512
http://bousosh2.ru/files/images/documents/metod/motivaciya_ych_deyat.pdf
https://psy.1sep.ru/article.php?ID=200100907 Н.Г.Лусканова
https://www.psyoffice.ru/9/rubin01/txt28.html С.Л.Рубинштейн
Спасибо за внимание!