СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Метаболизм. Энергетический обмен" ( 10 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метаболизм. 

МЕТАБОЛИЗМ. КАТАБОЛИЗМ И АНАБОЛИЗМ

Совокупность реакций обмена веществ, протекающих в организме, называется метаболизмом.

Процессы синтеза специфических собственных веществ из более простых называется анаболизмом, или ассимиляцией, или пластическим обменом. В результате анаболизма образуются ферменты, вещества, из которых построены клеточные структуры, и т.п. Этот процесс, как правило, сопровождается большим потреблением энергии.

Эта энергия получается организмом в других реакциях, в которых более сложные вещества расщепляются до простых. Эти процессы называются катаболизмом, или диссимиляцией, или энергетическим обменом. Продуктами катаболизма у аэробных организмов являются СО2, Н2О, АТФ и

восстановленные переносчики водорода (НАД∙Н и НАДФ∙Н), которые принимают атомы водорода, отщепляемые от органических веществ в процессах окисления. Некоторые низкомолекулярные вещества, которые образуются в ходе катаболизма, в дальнейшем могут служить предшественниками необходимых клетке веществ (пересечение катаболизма и анаболизма).

Катаболизм и анаболизм тесно связаны: анаболизм использует энергию и восстановители, образующиеся в реакциях катаболизма, а катаболизм осуществляется под действием ферментов, образующихся в результате реакций анаболизма.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Метаболизм. Энергетический обмен" ( 10 класс)»

УРОК на тему:  «Энергетический обмен». 10 класс

УРОК на тему:

«Энергетический обмен».

10 класс

«Рост, размножение, подвижность, возбудимость , способность реагировать на изменение внешней среды- все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определенными химическими превращениями  , без которых ни одно из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы существовать» В .А. Энгельгардт

«Рост, размножение, подвижность, возбудимость , способность реагировать на изменение внешней среды- все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определенными химическими превращениями , без которых ни одно из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы существовать»

В .А. Энгельгардт

.

.

 Вспомните вещество, связанное со всеми выписанными словами, определите его роль в клетке?    Аденин, рибоза, энергия, 3 остатка фосфорной кислоты, митохондрия, аккумулятор, макроэргическая связь.

Вспомните вещество, связанное со всеми выписанными словами, определите его роль в клетке?

Аденин, рибоза, энергия,

3 остатка фосфорной кислоты, митохондрия, аккумулятор, макроэргическая связь.

Единым и универсальным источником энергии в клетке является АТФ (аденозинтрифосфорная  кислота),которая образуется в результате окисления органических веществ .

Единым и универсальным источником энергии в клетке является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота),которая образуется в результате окисления органических веществ .

 Что такое катаболизм?   КАТАБОЛИЗМ –   это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений с выделением энергии .

Что такое катаболизм?

КАТАБОЛИЗМ –

это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений с выделением энергии .

Заполняем таблицу Этапы Энергетического обмена Где происходит Особенности процесса Энергетический итог

Заполняем таблицу

Этапы

Энергетического обмена

Где происходит

Особенности процесса

Энергетический итог

Этапы катаболизма углеводов: а) подготовительный  б) бескислородный  в) кислородный

Этапы катаболизма углеводов:

а) подготовительный

б) бескислородный

в) кислородный

1 ЭТАП- Где происходит? В лизосомах и пищеварительном тракте.

1 ЭТАП-

Где происходит?

В лизосомах и пищеварительном тракте.

 ЧТО ОБРАЗУЕТСЯ ?  Расщепление полимеров до мономеров.  НАПРИМЕР:   Белки аминокислоты   Жиры глицерин, ВЖК   Углеводы глюкоза Что происходит при расщеплении всех этих веществ?

ЧТО ОБРАЗУЕТСЯ ?

Расщепление полимеров до мономеров.

НАПРИМЕР:

Белки аминокислоты

Жиры глицерин, ВЖК

Углеводы глюкоза

Что происходит при расщеплении всех этих веществ?

2 ЭТАП-  бескислородное окисление или гликолиз . Где происходит?

2 ЭТАП- бескислородное окисление или гликолиз .

Где происходит?

Где: В митохондриях. Глюкозы

Где: В митохондриях.

Глюкозы

Гликолиз – процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода под действием ферментов.

Гликолиз – процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода под действием ферментов.

Где происходит ? В  клетках животных Что происходит?  С 6 Н 12 О 6 +2Н 3 РО 4   глюкоза фосфорная к-та +2АДФ = 2С 3 Н 4 О 3 + 2АТФ +2Н 2 О  ПВК вода Глюкоза с помощью 9 ферментативных реакций окисляется.  Итог: э нергия в виде 2 молекул АТФ

Где происходит ? В клетках животных

Что происходит? С 6 Н 12 О 6 +2Н 3 РО 4

глюкоза фосфорная к-та

+2АДФ = 2С 3 Н 4 О 3 + 2АТФ +2Н 2 О

ПВК вода

Глюкоза с помощью 9 ферментативных реакций окисляется.

Итог: э нергия в виде 2 молекул АТФ

Где происходит ?  Что образуется? 3 4 3= 2 5 2  ПВК  этиловый углекислый  ПВК  этиловый углекислый  ПВК  этиловый углекислый   спирт  газ

Где происходит ?

Что образуется?

3 4 3= 2 5 2

ПВК этиловый углекислый

  • ПВК этиловый углекислый
  • ПВК этиловый углекислый

спирт газ

Где происходит? Что образуется? ИТОГ: 40% энергии запасается в АТФ, 60% рассеивается в виде тепла в окружающую среду.

Где происходит?

Что образуется?

ИТОГ: 40% энергии запасается в АТФ, 60% рассеивается в виде тепла в окружающую среду.

3 ЭТАП- кислородное (аэробное) расщепление. Где происходит ?

3 ЭТАП- кислородное (аэробное) расщепление.

Где происходит ?

Внутриклеточное дыхание   - полное (до углекислого газа и воды) окисление органических веществ, которое идёт в присутствии внешнего окислителя кислорода и даёт много энергии в виде АТФ .

Внутриклеточное дыхание - полное (до углекислого газа и воды) окисление органических веществ, которое идёт в присутствии внешнего окислителя кислорода и даёт много энергии в виде АТФ .

Этапы кислородного окисления: а) цикл Кребса  б) окислительное фосфорилирование

Этапы кислородного окисления:

а) цикл Кребса

б) окислительное фосфорилирование

Цикл Кребса –

Цикл Кребса

ПВК 3С 2Н СО 2 Ацетил-КоА 2С ЩУК 4С Лимонная кислота 6С 2 Н Яблочная кислота 4С 2 Н СО 2 Глутаровая кислота 5С 2 Н Фумаровая кислота 4С 2 Н СО 2 АТФ Янтарная кислота 4С

ПВК 3С

СО 2

Ацетил-КоА 2С

ЩУК 4С

Лимонная

кислота 6С

2 Н

Яблочная

кислота 4С

2 Н

СО 2

Глутаровая

кислота 5С

2 Н

Фумаровая

кислота 4С

2 Н

СО 2

АТФ

Янтарная кислота 4С

б) окислительное фосфорилирование Итог:  2С 3 Н 4 О 3 + 6 О 2 +  36АДФ + 36 Н3РО4= 36АТФ + 6 СО 2 + 42 Н 2 О энергия в виде 36 молекул (более 60% энергии) АТФ, .

б) окислительное фосфорилирование

Итог:

2С 3 Н 4 О 3 + 6 О 2 + 36АДФ + 36 Н3РО4= 36АТФ + 6 СО 2 + 42 Н 2 О

энергия в виде 36 молекул (более 60% энергии) АТФ,

.

Подумай и ответь  Почему при разрушении митохондрий в клетке будет наблюдаться снижение уровня активности , а затем приостановка жизнедеятельности клетки?  Сколько всего молекул АТФ образуется в результате энергетического обмена?

Подумай и ответь Почему при разрушении митохондрий в клетке будет наблюдаться снижение уровня активности , а затем приостановка жизнедеятельности клетки? Сколько всего молекул АТФ образуется в результате энергетического обмена?

ИТОГ Энергия в виде 38 АТФ Суммарное уравнение: С 6 Н 12 О 6 + 6 О 2 = = 6 СО 2 + 6 Н 2 О + 38 АТФ = 6 СО 2 + 6 Н 2 О + 38 АТФ

ИТОГ

Энергия в виде 38 АТФ

Суммарное уравнение:

С 6 Н 12 О 6 + 6 О 2 =

= 6 СО 2 + 6 Н 2 О + 38 АТФ

  • = 6 СО 2 + 6 Н 2 О + 38 АТФ

 В организме всех живых существ ежедневно, ежечасно, ежесекундно происходит процесс катаболизма . Любое нарушение этого процесса может привести к непоправимым последствиям! И чтобы этот процесс не нарушился необходимо: …

В организме всех живых существ ежедневно, ежечасно, ежесекундно происходит процесс катаболизма . Любое нарушение этого процесса может привести к непоправимым последствиям! И чтобы этот процесс не нарушился необходимо: …

Для образования энергии необходим чистый воздух, т.е. кислород. 2. Для образования энергии необходимы питательные вещества. 3. Для образования энергии необходимы биологические катализаторы, т.е ферменты. 4. Для образования энергии необходимы биологические активаторы, т.е. витамины
  • Для образования энергии

необходим чистый воздух, т.е. кислород.

2. Для образования энергии

необходимы питательные вещества.

3. Для образования энергии

необходимы биологические катализаторы,

т.е ферменты.

4. Для образования энергии

необходимы биологические активаторы,

т.е. витамины

Значение дыхания В результате окисления сохраняется равновесие между синтезом органики и её распадом. СО 2  используется для образования карбонатов, накапливается в осадочных породах, для процесса фотосинтеза. Сохраняется равновесие между кислородом и углекислым газом в атмосфере

Значение дыхания

  • В результате окисления сохраняется равновесие между синтезом органики и её распадом.
  • СО 2 используется для образования карбонатов, накапливается в осадочных породах, для процесса фотосинтеза.
  • Сохраняется равновесие между кислородом и углекислым газом в атмосфере
Рекомендации:

Рекомендации:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!