СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Электролитическая диссоциация" (8 класс ФГОС)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание данной презентации позволяет изучить теоретический материал по теме "Электролитическая диссоциация" в 8-м классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Электролитическая диссоциация" (8 класс ФГОС)»

Электролитическая диссоциация ХИМИЯ - 8 Автор: Кунова Г.В. - учитель химии ГОАОУ «ЦОРиО» г. Липецк

Электролитическая диссоциация

ХИМИЯ - 8

Автор: Кунова Г.В. - учитель химии ГОАОУ «ЦОРиО» г. Липецк

Растворы одних веществ способны проводить электрический ток, а других - нет. Чтобы опытным путём проверить эту способность у растворов различных веществ, воспользуемся следующим прибором: В стакан наливают раствор исследуемого вещества. На стакан ставят пластинку из эбонита с вмонтированными в неё двумя угольными электродами, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединён с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока. Какую пользу получит аудитория от презентации: взрослых учащихся больше интересует предмет, если они знают, почему и насколько он важен для них. Уровень знаний докладчика по теме: кратко укажите свои профессиональные успехи в этой области или объясните, почему участникам интересно будет вас послушать. Если раствор, налитый в стакан, проводит электрический ток , то лампочка загорается, и чем лучше эта способность, тем ярче горит лампочка.
  • Растворы одних веществ способны проводить электрический ток, а других - нет.

Чтобы опытным путём проверить эту способность у растворов различных веществ, воспользуемся следующим прибором:

В стакан наливают раствор исследуемого вещества.

На стакан ставят пластинку из эбонита с вмонтированными в неё двумя угольными электродами, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединён с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока.

  • Какую пользу получит аудитория от презентации: взрослых учащихся больше интересует предмет, если они знают, почему и насколько он важен для них.
  • Уровень знаний докладчика по теме: кратко укажите свои профессиональные успехи в этой области или объясните, почему участникам интересно будет вас послушать.

Если раствор, налитый в стакан, проводит электрический ток , то лампочка загорается, и чем лучше эта способность, тем ярче горит лампочка.

Растворы кислот, оснований и солей проводят электрический ток. Растворы сахара, спирта, глюкозы и некоторых других веществ не проводят электрический ток.
  • Растворы кислот, оснований и солей проводят электрический ток.
  • Растворы сахара, спирта, глюкозы и некоторых других веществ не проводят электрический ток.
- Почему же растворы электролитов проводят электрический ток? Шведский учёный Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов различных веществ, пришёл в 1877 г. к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов , которые образуются при растворении электролита в воде.

- Почему же растворы электролитов проводят электрический ток?

  • Шведский учёный Сванте Аррениус, изучая электропроводность растворов различных веществ, пришёл в 1877 г. к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов , которые образуются при растворении электролита в воде.
С. Аррениус, который придерживался физической теории растворов, не учитывал взаимодействия электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы. В отличие от него русские химики И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Д. И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворённого вещества с водой , которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы. Они считали, что в растворах находятся не свободные ионы, а гидратированные. Каблуков И. А. Кистяковский В. А.
  • С. Аррениус, который придерживался физической теории растворов, не учитывал взаимодействия электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы.
  • В отличие от него русские химики И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Д. И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворённого вещества с водой , которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы. Они считали, что в растворах находятся не свободные ионы, а гидратированные.

Каблуков И. А.

Кистяковский В. А.

Молекулы воды Молекулы воды представляют собой диполи (два полюса), так как атомы водорода расположены под углом 104,5°, благодаря чему молекула имеет угловую форму.
  • Молекулы воды
  • Молекулы воды представляют собой диполи (два полюса), так как атомы водорода расположены под углом 104,5°, благодаря чему молекула имеет угловую форму.
Механизм диссоциации Как правило, легче всего диссоциируют вещества с ионной связью и соответственно с ионной кристаллической решёткой , так как они уже состоят из готовых ионов. При их растворении диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и отрицательных ионов электролита. Между ионами электролита и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В результате химическая связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор. Гидратированные ионы
  • Механизм диссоциации
  • Как правило, легче всего диссоциируют вещества с ионной связью и соответственно с ионной кристаллической решёткой , так как они уже состоят из готовых ионов.
  • При их растворении диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и отрицательных ионов электролита.
  • Между ионами электролита и диполями воды возникают силы взаимного притяжения.

В результате химическая связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор.

Гидратированные ионы

Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей): 1) ориентация молекул - диполей воды около ионов кристалла; 2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла; 3) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы. Упрощённо происходящие процессы можно отразить с помощью следующего уравнения:

Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей):

1) ориентация молекул - диполей воды около ионов кристалла;

2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла;

3) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.

  • Упрощённо происходящие процессы можно отразить с помощью следующего уравнения:
Электролитическая диссоциация молекул с полярной связью: 1) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита; 2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита; 3) ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную); 4) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы. Уравнение диссоциации соляной кислоты: Гидратированные ионы
  • Электролитическая диссоциация молекул с полярной связью:

1) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;

2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита;

3) ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную);

4) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы.

  • Уравнение диссоциации соляной кислоты:

Гидратированные ионы

Степень электролитической диссоциации В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой α («альфа»). Степень диссоциации электролита определяют опытным путём и выражают в долях или в процентах. Если α = 0, то диссоциация отсутствует, а если α = 1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Электролиты имеют различную степень диссоциации, т. е. степень диссоциации зависит от природы электролита . Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.
  • Степень электролитической диссоциации
  • В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой α («альфа»).
  • Степень диссоциации электролита определяют опытным путём и выражают в долях или в процентах.
  • Если α = 0, то диссоциация отсутствует, а если α = 1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы.
  • Электролиты имеют различную степень диссоциации, т. е. степень диссоциации зависит от природы электролита . Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.
Классификация электролитов и их признаки Сильные электролиты Слабые электролиты При растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. Значение степени диссоциации стремится к единице в разбавленных растворах. При растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. Значение степени диссоциации стремится к нулю. К сильным электролитам относят: 1) практически все соли; К слабым электролитам относят: 1) слабые кислоты, например: 2) сильные кислоты, например: H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 ; H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 ; 2) водный раствор аммиака NH 3 •H 2 O. 3) все щёлочи, например: NaOH, KOH.
  • Классификация электролитов и их признаки

Сильные электролиты

Слабые электролиты

  • При растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы.
  • Значение степени диссоциации стремится к единице в разбавленных растворах.
  • При растворении в воде почти не диссоциируют на ионы.
  • Значение степени диссоциации стремится к нулю.

К сильным электролитам относят:

1) практически все соли;

К слабым электролитам относят:

1) слабые кислоты, например:

2) сильные кислоты, например:

H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 ;

H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 ;

2) водный раствор аммиака NH 3 •H 2 O.

3) все щёлочи, например: NaOH, KOH.

 Источники

  • Источники


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!