СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Алгоритмы" для учащихся 8 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Алгоритмы" для учащихся 8 класса»

Алгоритм Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату. Происхождение слова «алгоритм»

Алгоритм

Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату.

Происхождение слова «алгоритм»

Происхождение слова « алгоритм» Слово « алгоритм » происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления. В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами « Алгоризми сказал ». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово « алгоритм » является одним из важнейших понятий науки информатики.

Происхождение слова « алгоритм»

Слово « алгоритм » происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами « Алгоризми сказал ». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово « алгоритм » является одним из важнейших понятий науки информатики.

Работа обучающихся в группах Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?  Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»

Работа обучающихся в группах

  • Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
  • Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?»
Исполнители алгоритмов

Исполнители

алгоритмов

Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко. Сосчитайте число окон в своём доме. Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте). Сосчитайте звёзды на небе. Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что.

Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко.

  • Сосчитайте число окон в своём доме.
  • Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
  • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что.
Свойства алгоритма Результативность Дискретность (пошаговость) Детерминированность (определённость) Понятность Выполнимость Массовость

Свойства алгоритма

  • Результативность
  • Дискретность (пошаговость)
  • Детерминированность

(определённость)

  • Понятность
  • Выполнимость
  • Массовость
Свойства алгоритма Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом. Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

Свойства алгоритма

  • Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
  • Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
Свойства алгоритма Детерминированность (определённость ). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены. Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю. Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем. Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

Свойства алгоритма

  • Детерминированность (определённость ). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
  • Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
  • Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
  • Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.
Формы записи алгоритмов Словесно-формульный Например , Составить алгоритм решения арифметического выражения ( 23+34)*57/3 1 шаг 23+34=57 2 шаг 57*57=3249 3 шаг 3249/3=1083 С помощью алгоритмического языка Например , Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z  алг  Выражение  арг  y,z: цел  рез  x: цел  нач  x:= 2* y  x:=x+z  кон Таблицы Блок-схемы

Формы записи алгоритмов

  • Словесно-формульный

Например , Составить алгоритм решения арифметического выражения ( 23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

  • С помощью алгоритмического языка

Например , Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

алг Выражение

арг y,z: цел

рез x: цел

нач

x:= 2* y

x:=x+z

кон

  • Таблицы
  • Блок-схемы
Элементы блок-схемы Начало и конец алгоритма Описание ввода и вывода данных Описание линейной последовательности команд Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» Объявление переменных или ввод комментариев Начало Данные Последовательность  команд Условие Объявление переменных

Элементы блок-схемы

Начало и конец алгоритма

Описание ввода и вывода данных

Описание линейной последовательности команд

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

Объявление переменных или ввод комментариев

Начало

Данные

Последовательность

команд

Условие

Объявление

переменных

Типы алгоритмов Линейный Разветвлённый(алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») Циклический (алгоритмическая структура «цикл») Вспомогательный Определения

Типы алгоритмов

  • Линейный
  • Разветвлённый(алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»)
  • Циклический (алгоритмическая структура «цикл»)
  • Вспомогательный

Определения

Типы алгоритмов

Типы алгоритмов

Линейный алгоритм Пример. Алгоритм посадки дерева Начало Выкопать в земле ямку Опустить в ямку саженец Закопать ямку с саженцем землёй Полить саженец водой Конец

Линейный алгоритм

Пример. Алгоритм посадки дерева

Начало

Выкопать в земле ямку

Опустить в ямку саженец

Закопать ямку с саженцем землёй

Полить саженец водой

Конец

Разветвлённый алгоритм Пример: Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь? Начало Положить по 1 монете на каждую чашу весов, третью монету отложить в сторону Весы в равновесии? Нет Да Монета на поднявшейся вверх чаше фальшивая Отложенная монета фальшивая Конец

Разветвлённый алгоритм

Пример: Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?

Начало

Положить по 1 монете на каждую чашу весов,

третью монету отложить в сторону

Весы

в равновесии?

Нет

Да

Монета на поднявшейся

вверх чаше фальшивая

Отложенная монета

фальшивая

Конец

Циклический алгоритм Домашнее задание по математике Начало Нет Есть нерешённые задачи по математике? Да Решить задачу Пойти погулять Конец

Циклический алгоритм

Домашнее задание по математике

Начало

Нет

Есть

нерешённые задачи

по математике?

Да

Решить задачу

Пойти погулять

Конец

Повторим… 1.  Приведите примеры известных Вам алгоритмов. 2.  Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая). 3.  Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами. 4.  Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами). 5.  Какие Вы знаете формы описания алгоритмов? 6.  (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел 7.  Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.

Повторим…

1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

2. Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).

3. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

4. Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).

5. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

6. (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел

7. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение.

Практическая работа Продумайте и создайте на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов.  Пояснение: При работе  используйте элементы блок-схемы.

Практическая работа

Продумайте и создайте на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного,

разветвлённого,

циклического алгоритмов.

Пояснение: При работе

используйте элементы блок-схемы.

Домашнее задание Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса/ Н.В.Макарова, §12.1-12.2 (обязательно). Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники (по желанию).  Творческое сообщение обязательно  будет оценено!

Домашнее задание

  • Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса/ Н.В.Макарова, §12.1-12.2 (обязательно).
  • Творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники (по желанию).

Творческое сообщение обязательно

будет оценено!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!