ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА НА ЗДОРОВЬЕ ЛИЦЕИСТОВ
Работу выполнил: ученик 7 в класса
Кузнецов Матвей Алексеевич
Научный руководитель: учитель технологии
Черкасова Галина Ильинична
Актуальность
- Развитие индустрии, рост количества транспортных средств привели к повышению уровня шума и в бытовой среде. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния - раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушения нервной системы и др. Шум обостряет хронические заболевания. В связи с этим возникла серьезная проблема защиты людей от звуковых явлений. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и других живых существ. Мой интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое слух человека, как шум влияет на подростка, как его измеряют и как сохранить хороший слух до преклонного возраста.
- Цель проекта : изучить влияние шума на здоровье человека.
- Объект исследования: шум как звуковое явление.
- Предмет исследования: воздействие шума на организм подростка.
Задачи
• Проанализировать литературу по проблеме исследования.
• Провести микроисследования по определению остроты слуха подростков и выяснить влияние шума их состояние
• Изучить приборы для измерения шума и научиться с их помощью определять уровень шума в МАОУ г.Жуковки «Лицей №1 им Д.С. Езерского»
• Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.
Гипотеза
- Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:
- получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека; понизят «шумовое загрязнение» на переменах; внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.
- получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека; понизят «шумовое загрязнение» на переменах; внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.
- получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека; понизят «шумовое загрязнение» на переменах; внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.
- получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;
- понизят «шумовое загрязнение» на переменах;
- внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.
Звук
Шум
- звук – это механическое колебание упругой с частотой от 16 Гц до 20 кГц
- Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков
- источник колебаний должен быть таким, чтобы его частота изменялась в определенном (звуковом) интервале частот;
2) среда должна быть упругой;
3) интенсивность звуковой волны должна быть достаточной, чтобы вызвать ощущение звука.
Таблица №1. Интенсивность шума различных источников
Уровень шума
Допустимый
(дБ)
Предельно допустимый
0-60
60-100
Недопустимый
100-170 и более
Таблица №2. Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия ( в дВ)
Зимний лес в безветренную погоду
Шелест листвы
0
Тиканье часов в 1 м от уха
10-30
Комфортный
акустический
Около 10-25
Шёпот
режим (при
20-30
Спокойный разговор
уровне звука 10-
40-60
Шум в салоне легкового автомобиля
-60дБ)
60
Урок в школе
70
Шум на перемене в школе
Будильник
50-80
Телевизор
60-80
Появляется
Поезд ( метро, на железной дороге)
60-90
чувство
70
Громкий разговор
раздражения,
75
Пылесосы
утомляемость,
80
Игра на пианино
головная боль
до 80
Детский плач
80-90
Плеер
Транспортный шум оживлённой городской магистрали
110
120-130
Реактивный двигатель
вызывает
130-150
Шум на дискотеке
звуковое
175
Удар молнии
опьянение ,
Взлёт реактивного самолёта
120-130
нарушает сон,
140
Старт космической ракеты
разрушает
150-160
Выстрел из орудия
психику,
170
приводит к глухоте
- Шумомер –прибор для определения уровня шума (громкости)
Микроисследование № 1 «Определение остроты слуха».
- Цель: Исследование остроты слуха учащихся 7 класса
- Оборудование: механические часы, линейка.
- Порядок работы:
- 1. Приближаю часы до тех пор, пока испытуемый не услышит звук. Измеряю расстояние от уха до часов в сантиметрах.
- 2. Приложу часы плотно к уху и отвожу от испытуемого до тех пор, пока не исчезнет звук .Определяю расстояние до часов.
- 3. Для оценки расстояния слышимости вычисляю среднее арифметическое двух расстояний
Оценка результатов теста
- Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.
Вывод : из 28 учащихся нормальный слух имеют 92,8%, у 7,2% - слух понижен.
№ Испытуемого
L1, см
L2,см
12см
(L1+L2)/2
14см
15см
Результаты
13,5 см
15см
7см
11см
14,5см
норма
8см
14см
12см
7,5см
норма
11,5см
14см
понижен
15см
14,5см
норма
13см
15см
14,5см
11см
норма
14см
13см
норма
13,5см
12см
9см
11,5см
14см
норма
норма
10см
14см
13,5см
9,5см
13см
норма
15см
понижен
14,5см
14см
13,5см
норма
норма
Микроисследование №2 Плееры у учащихся 7 класса
- Особую опасность представляют плееры для подростков. Громкость звука плеера составляет 100-114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.
- Цель работы : определение количества учеников, у которых есть плеер.
- Ход работы:
- Я провел опрос среди 7 классников. Определив количество учеников, имеющих плееры или сотовые телефоны с наушниками и регулярно их использующие.
- Вывод: Среди 28человек, плееры оказались у 21 человек, что составляет 75%.
- 75% учащихся моего класса, при регулярном использовании плееров, к 30 годам могут ощутить понижение слуха.
Микроисследование №4 « Измерение уровня шума в лицее»
- Цель работы:
- Оценить степень шумового загрязнения в лицее в разное время
- Научиться пользоваться шумером.
- Оборудование: блокнот, карандаш, шумомер.
- Вывод: В результате проведения данного исследования, используя шумометр, получил следующие данные: Уровень шума в среднем лежит в пределах нормы на уроках, и превышает на 8 % норму на переменах и в столовой во время максимальной загруженности (на второй и пятой перемене).
Таблица №4 .Измерение шума в лицее
Место измерения
Максимум
После второй перемены
48dB
Среднее
Урок физкультуры
Минимум
65dB
47dB
В раздевалки после шестого урока
49dB
79dB
63dB
На уроке
После третьего урока
35dB
77dB
67dB
78dB
61dB
42dB
50dB
70dB
77dB
Микроисследование №3 Социологический опрос «Влияние шума на состояние ученика».
Цель : изучить по средствам опроса влияние свойств шума на здоровье семиклассников.
Вывод: Каждый пятый ученик моего класса слушает музыку при выполнении домашней работы ,при этом он их не раздражает. Более половины учеников 7 класса (57 %) иногда слушают музыку при выполнении домашнего задания, что связано с особенностями их восприятия (настроения, состояния здоровья в этот день), остальные 21,5% не любят посторонних шумов при выполнении домашних заданий. 50% моих одноклассников могут отвлечься от посторонних шумом и 46% лишь иногда могут это сделать, а 7 % вообще не могут сосредоточится при воздействии шума, а значит у них будет снижаться успеваемость, если в классе или дома при выполнении домашней работы шумно. Все 100% отмечают, что наиболее шумно в лицее на переменах, но раздражает шум только 14% учеников и даже способны воспринимать объяснения учителя на уроке. У 43 % учеников хорошая адаптация к шуму, так как они могут заснуть, даже если шумно, а у 53% низкая. Все семиклассники отмечают, что шумно в лицее на перемене. Меня огорчило, что 66% моих одноклассников не задумались о вредном воздействии шума на свой организм.
Таблица №5 . Социологический опрос «влияние шума на состояние ученика »
1. Какое направление в музыке вы предпочитаете?
Рок -7,14% Рэп-39,3%, Поп-клас.муз.-21,42 %., другая-32,14%
2. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?
Да- 21,42 %. Нет- 21,42 %. Иногда- 57,16 %
3. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?
Динамики – 21,42 %, наушники - 35,71 %, когда как – 42,87 %
4.Когда в лицее наиболее шумно
На перемене
5. Раздражает ли вас посторонний шум во время выполнения домашней работы….ю?
6. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?
Да - 14,28%. Нет – 28,57 %.
Иногда – 57,15 %.
Да – 50 %. Нет - 7,14 %.
7. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?
Иногда – 42,86 %
Да – 17,85 %. Нет - 71,44 %.
8. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?
Иногда – 10,71 %
Да – 42,85 %. Нет – 57,15 %
9. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?
Да – 53,58%. Нет –32,14 %. Иногда – 14,28%
10. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?
Да - 34,25 %. Нет – 65,75 %.
заключение
В ходе работы над проектом мной были изучены свойства слуха и особенности шума.
Экспериментальная проверка гипотезы исследования нашла своё подтверждение. Мной сделаны следующие выводы:
1.Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно.
2. С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ, для нервной системы вреден шум свыше 60 дБ, а при уровнях выше 80 дБ начинается область максимального дискомфорта.
3. Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в лицее, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность и слушать ее в наушниках длительное время.
4. Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.