СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку в 9-ом классе по теме "СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя и несколькими придаточными и пунктуация в них".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку для 9-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку в 9-ом классе по теме "СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя и несколькими придаточными и пунктуация в них".»

СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя и несколькими придаточными и пунктуация в них.

СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя и несколькими придаточными и пунктуация в них.

 Задачи уроки: 1. дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными; 2. познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение; 3. научить строить схемы СПП с несколькими придаточными; 4. познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными; 5. повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.

Задачи уроки:

1. дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;

2. познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

3. научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

4. познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;

5. повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.

Многочленные предложения – сложноподчиненные предложения, которые содержат два и более придаточных.

Многочленные предложения – сложноподчиненные предложения, которые содержат два и более придаточных.

Виды подчинительной связи Соподчинение Последовательное подчинение Неоднородное (параллельное) Однородное

Виды подчинительной связи

Соподчинение

Последовательное подчинение

Неоднородное (параллельное)

Однородное

СОПОДЧИНЕНИЕ При соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению.

СОПОДЧИНЕНИЕ

При соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению.

ОДНОРОДНОЕ соподчинение : придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному. Получили известие, что Волга  стала и что через нее потянулись  обозы . [], (что…) и (что…).

ОДНОРОДНОЕ соподчинение : придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному.

Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы .

[], (что…) и (что…).

1 (главное) О чём? 3 (придаточное) 2 (придаточное)

1

(главное)

О чём?

3

(придаточное)

2

(придаточное)

Все части присоединяются к одному предложению или к одному слову. Придаточные отвечают на один и тот же вопрос. Между частями может стоят сочинительный союз.
  • Все части присоединяются к одному предложению или к одному слову.
  • Придаточные отвечают на один и тот же вопрос.
  • Между частями может стоят сочинительный союз.

НЕОДНОРОДНОЕ соподчинение: к главному предложению относятся придаточные разных видов ; придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении.

НЕОДНОРОДНОЕ соподчинение: к главному предложению относятся придаточные разных видов ; придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении.

Она  жаловалась , когда была голодна , и требовала , чтобы он непременно ее жалел .

Она жаловалась , когда была голодна , и требовала , чтобы он непременно ее жалел .

[…, (когда…),…], (чтобы…). 1 (главное) 1 (главное) Когда? Чего? 2. когда 3. чтобы

[…, (когда…),…], (чтобы…).

1 (главное)

1

(главное)

Когда?

Чего?

2. когда

3. чтобы

Когда у меня в руках новая книга , я  чувствую , что в мою жизнь вошло  что-то чудесное.

Когда у меня в руках новая книга , я чувствую , что в мою жизнь вошло что-то чудесное.

(Когда…), [ ], (что…). 2. (главное) Когда? Что? 1. когда 3. что

(Когда…), [ ], (что…).

2.

(главное)

Когда?

Что?

1. когда

3. что

Придаточные разного вида (отвечают на разные вопросы). Придаточные относятся к одному предложению. Придаточные могут быть одного вида, но относиться к разным словам в главном предложении.
  • Придаточные разного вида (отвечают на разные вопросы).
  • Придаточные относятся к одному предложению.
  • Придаточные могут быть одного вида, но относиться к разным словам в главном предложении.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ подчинение При последовательном подчинении придаточные предложения зависят одно от другого.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ подчинение

При последовательном подчинении придаточные предложения зависят одно от другого.

Я  открыл их тогда, когда услышал , что до берега недалеко .

Я открыл их тогда, когда услышал , что до берега недалеко .

[ ], (когда…), (что…). Когда? Что? 1. (главное) 2. когда 3. что

[ ], (когда…), (что…).

Когда?

Что?

1. (главное)

2. когда

3. что

Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, ТАК ЧТО и ХОТЯ , то запятая между союзами ставится.  Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.  Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – ТО или ТАК.  Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.
  • Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, ТАК ЧТО и ХОТЯ , то запятая между союзами ставится.

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

  • Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – ТО или ТАК.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

В предложении могут сочетаться разные типы подчинения. 1.Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, 2. что мы повторили тему, 3. которую изучили на прошлой неделе.

В предложении могут сочетаться разные типы подчинения.

1.Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, 2. что мы повторили тему, 3. которую изучили на прошлой неделе.

Главное 1. чтобы 2. что 3. которую 1,2 – неоднородное подчинение; 2,3 – последовательное подчинение.

Главное

1. чтобы

2. что

3. которую

1,2 – неоднородное подчинение;

2,3 – последовательное подчинение.

ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП

Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.  2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
  • Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.  4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться. ОДНОРОДНОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

ОДНОРОДНОЕ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги - «настоящее колдовство».

От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги - «настоящее колдовство».

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.  6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.  8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ и ОДНОРОДНОЕ

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ и ОДНОРОДНОЕ

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».  10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

ОДНОРОДНОЕ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

  Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания.

  Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания.

 Чтобы вообразить Верину жизнь он должен был перенестись на четверть века назад в то время когда он был студентом худым подвижным (Нагибин). , , , ,

Чтобы вообразить Верину жизнь он должен был перенестись на четверть века назад в то время когда он был студентом худым подвижным (Нагибин).

,

,

,

,

опред. какое? 2.сущ. + ук. сл. 3.когда – с. сл. 1. с. чтобы цели зачем? ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

опред.

какое?

2.сущ. + ук. сл.

3.когда – с. сл.

1. с. чтобы

цели

зачем?

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!