Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку по теме "Каламбуры" (5 класс)»
каламбуры
Автор: Гайдар С.А., учитель русского языка высшей квалификационной категории
- КАЛАМБУР (франц.) — стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение, обычно придающая речи оттенок комизма. Каламбуры строятся на омонимах, омографах, шуточной этимологизации слов и пр. Напр.: «Я приехал в Москву, плачУ и плАчу» (П. В я з е м с к и й, Письмо к жене, 1824)
В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами). Близким по смыслу понятием является понятие парономазии.
Каламбуры широко используются писателями и поэтами :
- Вы, щенки, за мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите же, не болтайте, А не то поколочу. (А.Пушкин)
- Тетя сказала:
- - Ты же ребенок. Бегать так много нельзя же ребятам!
Вова в ответ:
- Если я жеребенок, бегать мне следует, как жеребятам!
- Не щеголяй, приятель, тем, Что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, Где лучшие погибли темы. (С.Шевцов)
- Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю...» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала б рысь! (Я.Козловский)
Омонимы в рассказе Н.Сладкова «Овсянка».
- - А у меня дома овсянка. - Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка. - Люблю я овсянку! - И я люблю! - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная! Особенно с молоком! - Как это вкусная? Как с молоком? - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела?! - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать!
Омографы
Не бойся: это окуни.
Резво скачущих сорок.
Средь неведомых дорог.
На каламбурах построены многие загадки-шутки:
- Почему человек ходит, а черепаха ползает? (По земле.)
- Зачем охотник носит ружье? (За плечами.)
- Три теленка. Сколько ног?
- У кого голова дорога? (У коровы.)
- Когда платья бывают из травы? (Когда они измяты.)
- Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна.)
Шарады
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету
- Я – сборник карт; от ударения
зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей шелковистой ткани.
- Мы - для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
«То - спишите, то - не спешите»
Учительница записала на доске слова и сказала ребятам:
-Спишите их, только - не спешите.
Все пишут, а Алеша нет…
-Почему ты не работаешь Алеша?
- А я не знаю, что делать. То Вы говорите «спишите», то – «не спишите»…
Познакомьтесь с некоторыми каламбурами поэта Я.Козловского и определите, на каких языковых особенностях они строятся: сопоставление значений многозначного слова, столкновение омонимов, омофонов, омографов, омоформов.
Лентяй
Сидел он на окошке И размышлял о кошке. Вдруг подумал: «А у сов Есть усы иль нет усов?
Воду в ступе потолок, Посмотрел на потолок
И зевнул: «Мне спать пора, Ночи близится пора!
***
Я коня водой пою, Песню солнышку пою:
-Ты свети, свети светило, Я хочу, чтоб ты светило До поры, когда под ушки Лягут белые подушки.
***
Косой купил ружье. И через час другой Был серый волк объят тревогой. Сказал ему Косой: - Послушай, дорогой, Ты стерегись ходить моей дорогой!
Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения.
- 1 . Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
- 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов.
- 3. Сейчас судьи вынесут очки.
- 4. Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.
- 5. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением.
- 6. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.
- 7. Ребенок требует ухода матери.
Творческая работа
- Составьте каламбуры на школьную тему со следующими словами : темы , засыпать, география, не уча, спиши, привели, отметки, перемена, класс, язык, урок.
- Русский язык предоставляет писателям неисчерпаемый материал для словесной игры. Создание каламбуров — это своего рода искусство, и, как всякое искусство, оно требует особых способностей и мастерства.