Русский язык УМК «Школа России»
«Парные звонкие и глухие согласные звуки» 1 класс
Составила Золотарева Л.Н.
учитель начальных классов
МОУ СШ №2 г.Богородицк
Отгадай загадку
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми лапами.
О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке (перен).
м е дведь
Медведя так назвали потому, что он
знает, ведает , где найти в лесу
мёд .
медведь – мёд, ведать =
«знающий, где мёд»
Пословицы и поговорки
Медведя бояться,
так и в лес не ходить.
Медведь неуклюж, да дюж.
Кто медведя боится,
тот боится и его следов.
Для медведя зима – одна ночь.
Работа в учебнике
с.93
4. Прочитай.
- Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнеси эти звуки.
Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнеси эти звуки.
- [ з ]
- [ г ]
- [ в ]
- [ б ]
- [ ж ]
- [ Д ]
- [c]
- [ к ]
- [ ф ]
- [ п ]
- [ ш ]
- [ Т ]
Эти звуки создают пары.
5. Произнеси сначала твёрдые парные по глухости-звонкости согласные звуки,
потом мягкие парные согласные звуки.
Объясни, почему в первом столбике шесть пар звуков, а во втором всего пять.
Подбери слова, в которых есть эти звуки.
Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.
Непарные звонкие согласные звуки:
[л], [л'], [м], [м'], [н]. [н'], [р], [р'], [й'].
Непарные глухие согласные звуки:
[х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].
6. Прочитай.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нём сверкает,
Как алмаз.
(Г. Бойко)
Найди в строках слова, которые отвечают на вопрос что? и заканчиваются буквой, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.
Произнеси этот звук. Какой буквой он обозначен в словах?
Обрати внимание! Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:
Поэтому написание слова с парным согласным звуком на конце надо проверять!
Проверь!
Гла з а - гла з
Алма з ы -алма з
Запомни!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
9. Прочитай. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Сделай вывод : как нужно изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова?
Запомни!
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: .
9. Прочитай. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Напиши пары слов: сначала проверочное, затем проверяемое.
Проверь!
гла з а – гла з,
Гри б ы-гри б,
ро г а – ро г,
чи ж и – чи ж ,
са д ы - са д ,
ль в ы – ле в.
Повторим пары
[ г ] – [ к ]
[ з ] – [ с ]
[ в ] – [ ф ]
[ б ] – [ п ]
[ ж ] – [ ш ]
[ д ] – [ т ]
Как проверить парные
глухие и звонкие согласные?
Молодцы!