СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по Русскому языку на тему "Падежные окончания имён существительных 1 2 3 склонения" Русский язык 4 класс УМК "Школа России

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по Русскому языку на тему "Падежные окончания имён существительных 1 2 3 склонения" Русский язык 4 класс УМК "Школа России»

НАЧИНАЕТСЯ УРОК!

НАЧИНАЕТСЯ

УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Д ва д цат ь вос ь мо е  н о я бря  К ла сс ная р а бота   Сижу правильно, пишу красиво!

Д ва д цат ь вос ь мо е н о я бря К ла сс ная р а бота

Сижу правильно,

пишу красиво!

Вставьте, где нужно пропущенные буквы. Звёз…ный, поз…но, ус…ный, прекрас…ный, парус…ный, ярос…ный, капус…ный, гиган…ский, небес…ный, сер…це.

Вставьте, где нужно пропущенные буквы.

Звёз…ный, поз…но,

ус…ный, прекрас…ный,

парус…ный, ярос…ный,

капус…ный, гиган…ский,

небес…ный, сер…це.

 Определите порядок проверки непроизносимой согласной. 01.Произнесите слово, найди непроизносимый звук. 02.Подберите однокоренные слова. 03.Выберите из этих слов проверочное, где согласный произносится чётко. 04.Найдите корень. 05.Напишите слово. 06.Проверьте написание и обозначь орфограмму. 1.Напиши слово. 2. Подбери однокоренные слова. 3. Выбери из этих слов проверочное, где согласный произносится чётко. 4.Произнеси слово, найди непроизносимый звук. 5.Найди корень. 6.Проверь написание и обозначь орфограмму.

Определите порядок проверки непроизносимой согласной.

01.Произнесите слово, найди непроизносимый звук.

02.Подберите однокоренные слова.

03.Выберите из этих слов проверочное, где согласный произносится чётко.

04.Найдите корень.

05.Напишите слово.

06.Проверьте написание и обозначь орфограмму.

1.Напиши слово.

2. Подбери однокоренные слова.

3. Выбери из этих слов проверочное, где согласный произносится чётко. 4.Произнеси слово, найди непроизносимый звук.

5.Найди корень.

6.Проверь написание и обозначь орфограмму.

Определите склонение имён существительных.

Определите склонение имён

существительных.

Сделайте разбор предложения.  Дайте характеристику. Багрянец неба ярко отражался в воде.

Сделайте разбор предложения.

Дайте характеристику.

Багрянец неба ярко отражался в воде.

Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

01. Найдите имя существительное. 02. Найдите слово, к которому относится имя существительное. 03.Поставьте от этого слова к существительному оба падежных вопроса. 4. По вопросу определите падеж.

01. Найдите имя существительное.

02. Найдите слово, к которому относится имя существительное.

03.Поставьте от этого слова к существительному оба падежных вопроса.

4. По вопросу определите падеж.

Работа по теме урока

Работа по теме урока

Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные окончания. Как можно их проверить? Пригодится в жизн…, вспоминать о лет…, появились на неб…, сидеть на скамейк…, прожить до старост…, прийти с подарк…, сойти с дорог… .

Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные окончания. Как можно их проверить?

Пригодится в жизн…,

вспоминать о лет…,

появились на неб…,

сидеть на скамейк…,

прожить до старост…,

прийти с подарк…,

сойти с дорог… .

 Отойти от дорог…,  лежать на печк…,  дойти до башн…,  увидеть в корыт..,  сделать из лепёшк..,  плыть на льдинк…,  для площадк…,  без геран…, к обложк…,  для медал…, к нефт…,  для обув…, к копилк… .

Отойти от дорог…,

лежать на печк…,

дойти до башн…,

увидеть в корыт..,

сделать из лепёшк..,

плыть на льдинк…,

для площадк…,

без геран…, к обложк…,

для медал…, к нефт…,

для обув…, к копилк… .

Задачи: учиться ставить имя существительное в начальную форму научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах; научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания

Задачи:

  • учиться ставить имя существительное в начальную форму
  • научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного
  • запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
  • научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания
Упражнение 181 Стр.102

Упражнение 181

Стр.102

Что означает слово ключ ?  Какие значения оно имеет? Какое значение мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться  к лючом для правильного написания окончаний имен существительных? Слово – шифр .

Что означает слово ключ ? Какие значения оно имеет?

Какое значение мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться

к лючом для правильного написания

окончаний имен существительных?

Слово – шифр .

Слова ключи для каждого из склонений Луна, Земля, вода, окно, конь,  степь, печь . Проследите за окончаниями этих слов. Что заметили? Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? Под ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении.

Слова ключи для каждого из склонений

Луна, Земля, вода, окно, конь, степь, печь .

  • Проследите за окончаниями этих слов.
  • Что заметили?
  • Почему ударные окончания делают эти слова волшебными?

Под ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении.

По ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении .  Они являются «помощникам»  для правописания, потому, что имеют ударные окончания, по которым проверяются безударные окончания слов.  Слова –помощники:  1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.  Луна окно степь  Земля конь  печь  вода

По ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении .

Они являются «помощникам» для правописания, потому, что имеют ударные окончания, по которым проверяются безударные окончания слов.

Слова –помощники:

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

Луна окно степь

Земля конь печь

вода

 Слова - помощники  1-е склонение  Луна, Земля, вода 2-е склонение  окно, конь 3-е склонение  степь, печь

Слова - помощники

1-е склонение Луна, Земля, вода

2-е склонение окно, конь

3-е склонение степь, печь

Рассмотрим на примере слова от тет и . 1 шаг . Привести данное слово к начальной форме:  от тёти → тётя , для того чтобы определить  склонение. 2 шаг . Определить склонение и сопоставить его со  словом-ключом: тётя (1 скл.) → земля (1 скл.)  3 шаг.  Слово ключ поставить в ту же форму, в какой  стояло данное слово: от земл и → от тёт и ,  то есть безударное окончание и .

Рассмотрим на примере слова от тет и .

1 шаг . Привести данное слово к начальной форме:

от тёти → тётя , для того чтобы определить склонение.

2 шаг . Определить склонение и сопоставить его со словом-ключом:

тётя (1 скл.) → земля (1 скл.)

3 шаг. Слово ключ поставить в ту же форму, в какой стояло данное слово: от земл и → от тёт и ,

то есть безударное окончание и .

Алгоритм 1 шаг . Определяю, к какому склонению относится слово. 2 шаг. Подбираю слово-ключ и ставлю его в ту же форму. 3 шаг. Если у слова- ключа окончание и ,      значит в данном слове будет тоже   окончание .

Алгоритм

  • 1 шаг . Определяю, к какому склонению относится слово.
  • 2 шаг. Подбираю слово-ключ и ставлю его в ту же форму.
  • 3 шаг. Если у слова- ключа окончание и , значит в данном слове будет тоже окончание .
(без) насмешк… ( и/е ) 1 шаг. (без) насмешк… ( и/е) (что?) насмешк а 2 шаг. (1-е скл.) насмешк а → вод а  (земл я ) 3 шаг . без вод ы ( без земл и ) ↓ без насмешк и

(без) насмешк… ( и/е )

1 шаг. (без) насмешк… ( и/е) (что?) насмешк а

2 шаг. (1-е скл.) насмешк а вод а (земл я )

3 шаг . без вод ы ( без земл и )

без насмешк и

 ! Итак , надо сделать п равильный выбор слова-ключа , чтобы по его ударному окончанию установить безударное окончание данного слова. ! А для этого надо запомнить  слова-ключи и понять алгоритм их действия .

! Итак , надо сделать п равильный выбор слова-ключа , чтобы по его ударному окончанию установить безударное окончание данного слова.

! А для этого надо запомнить слова-ключи и понять алгоритм их действия .

Как работают слова-ключи  в каждом склонении  1-е скл. 1-е скл. по дорожк е  - по земл е   2-е скл. 2-е скл.  с детсв ом  - с окн ом  3-е скл 3-е скл для молодёж и -  для степ и

Как работают слова-ключи в каждом склонении

1-е скл. 1-е скл.

по дорожк е - по земл е

2-е скл. 2-е скл.

с детсв ом - с окн ом

3-е скл 3-е скл

для молодёж и - для степ и

Как нужно действовать,  чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного

Как нужно действовать,  чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного 1. Поставлю ударение в слове 2. Если окончание ударное, то: Написание соответствует произношению 3. Если безударное окончание, то: Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного

1. Поставлю ударение в слове

2. Если окончание ударное, то:

  • Написание соответствует произношению

3. Если безударное окончание, то:

  • Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
  • Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице
  • Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице
  ЗАПОМНИ!  Главное правило правописания падежных окончаний имен существительных Безударные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склон ении Какие правила тебе напоминает эта орфограмма?

ЗАПОМНИ! Главное правило правописания падежных окончаний имен существительных

Безударные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склон ении

Какие правила тебе напоминает эта орфограмма?

Безударные гласные в корне проверяй ударными в том же корне. Безударные гласные в приставках можно проверить ударными в тех же приставках. Безударные гласные в суффиксах можно проверить ударными в тех же суффиксах, если такие ударные существуют.
  • Безударные гласные в корне проверяй ударными в том же корне.
  • Безударные гласные в приставках можно проверить ударными в тех же приставках.
  • Безударные гласные в суффиксах можно проверить ударными в тех же суффиксах, если такие ударные существуют.
Упражнение 182 Стр.103

Упражнение 182

Стр.103

Упражнение 183 Стр.103

Упражнение 183

Стр.103

ЧИТАЕМ рубрику  «Сведения о языке» на с. 104

ЧИТАЕМ рубрику

«Сведения о языке» на с. 104

ЧИТАЕМ рубрику  «Обратите внимание!» на с. 104

ЧИТАЕМ рубрику

«Обратите внимание!» на с. 104

Вставить пропущенные буквы в окончаниях  Тетрадь без обложк Раздал по горстк___ Рисунок на ткан___ Фильм о лебед___ Выросли в теплиц__ Шов на плать__ Букет черёмух__ Забота о брат_ Ходит без обув__ Подарок для матер__ На ветке сирен__ Подошёл к двер _ и  е  и  е  е  е  и  е  и  и  и  и

Вставить пропущенные буквы в окончаниях

Тетрадь без обложк Раздал по горстк___

Рисунок на ткан___ Фильм о лебед___

Выросли в теплиц__ Шов на плать__

Букет черёмух__ Забота о брат_

Ходит без обув__ Подарок для матер__

На ветке сирен__ Подошёл к двер _

и

е

и

е

е

е

и

е

и

и

и

и

 Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания и определите падеж.   К (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)     К речк е ( Д.п. ), на верхушк е ( П.п )  , с обложк и ( Р.п ), без радост и ( Р.п. ), в тетрад и ( П.п. ), о бабушк е ( П.п. ), в деревн е ( П.п. )

Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания и определите падеж. К (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

К речк е ( Д.п. ), на верхушк е ( П.п ) , с обложк и ( Р.п ), без радост и ( Р.п. ), в тетрад и ( П.п. ), о бабушк е ( П.п. ), в деревн е ( П.п. )

Вставьте пропущенные окончания, вспомните правило. Из палк…, о гибел…, на лавочк…, около модел…, к куртк.., на ножк…, от вишн…, на качалк…,около вырезк…, о сосульк…, без банк…, в пол…, к клюкв…., о площад… .

Вставьте пропущенные окончания,

вспомните правило.

Из палк…, о гибел…, на лавочк…,

около модел…, к куртк.., на ножк…,

от вишн…, на качалк…,около

вырезк…, о сосульк…, без банк…,

в пол…, к клюкв…., о площад… .

Закрепление изученного 1. Отметь ,в каком имени существительном окончание не требует проверки. а) под камнем б) в седле в) от радости  2. Укажи, с помощью какого слова можно проверить написание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения . а) автомобиль б) село в) дедушка

Закрепление изученного

1. Отметь ,в каком имени существительном окончание не требует проверки.

а) под камнем б) в седле в) от радости

2. Укажи, с помощью какого слова можно проверить написание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения .

а) автомобиль б) село в) дедушка

 3 . Укажи, в какой строчке у всех имен существительных окончание -и.   а) на дерев…, на крыш…, на печк…  б) из машин…, без лопат…, со слив…  в) у тарелк…, из рощ…, с лошад…

3 . Укажи, в какой строчке у всех имен существительных окончание -и.

а) на дерев…, на крыш…, на печк…

б) из машин…, без лопат…, со слив…

в) у тарелк…, из рощ…, с лошад…

4. Укажи количество слов, которые имеют окончание –е.    В сметан…, из област…, у речк…, в озер…, на верблюд…, по дорог…, в стенк…, по лестниц…, при матер… а) 6 слов б) 7 слов в) 8 слов.

4. Укажи количество слов, которые имеют окончание –е.

В сметан…, из област…, у речк…, в озер…, на верблюд…, по дорог…, в стенк…, по лестниц…, при матер…

а) 6 слов б) 7 слов в) 8 слов.

5. Отметь, в каком словосочетании  допущена ошибка а) к березовой рощи  б) в соседней области  в) из овощной палатки

5. Отметь, в каком словосочетании допущена ошибка

а) к березовой рощи

б) в соседней области

в) из овощной палатки

Проверь себя. Внизу под вашими ответами выставьте себе оценку за тест.  Обменяйтесь карточками с соседом по парте для взаимопроверки.  Таблица правильных ответов: Выставьте оценку по следующим критериям:  0 ошибок – оценка «5» 1 ошибка – оценка «4»  2 ошибки – оценка «3»  3-5 ошибок – оценка «2».   Номер вопроса 1 Правильные ответы 2 в б 3 4 в 5 а а

Проверь себя.

  • Внизу под вашими ответами выставьте себе оценку за тест.
  • Обменяйтесь карточками с соседом по парте для взаимопроверки.

Таблица правильных ответов:

Выставьте оценку

по следующим

критериям:

0 ошибок – оценка «5» 1 ошибка – оценка «4»

2 ошибки – оценка «3»

3-5 ошибок – оценка «2».

Номер вопроса

1

Правильные ответы

2

в

б

3

4

в

5

а

а

Спишите, употребив слова данные в скобках  в нужном падеже. Я ловил (рыба, озеро). (Вода) лежала волнистая рябь. В (глубокая вода) со дна струились  пузырьки воздуха. Высоко (небо) летели журавли. На (пригорок поляна) стояла избушка лесника .

Спишите, употребив слова данные в скобках

в нужном падеже.

Я ловил (рыба, озеро). (Вода)

лежала волнистая рябь. В

(глубокая вода) со дна струились

пузырьки воздуха. Высоко

(небо) летели журавли. На

(пригорок поляна) стояла

избушка лесника .

Вставьте пропущенные окончания, вспомните правило. Из палк…, о гибел…, на лавочк…, около модел…, к куртк.., на ножк…, от вишн…, на качалк…,около вырезк…, о сосульк…, без банк…, в пол…, к клюкв…., о площад… .

Вставьте пропущенные окончания,

вспомните правило.

Из палк…, о гибел…, на лавочк…,

около модел…, к куртк.., на ножк…,

от вишн…, на качалк…,около

вырезк…, о сосульк…, без банк…,

в пол…, к клюкв…., о площад… .

Придумайте предложения к схемам.

Придумайте предложения к схемам.

Составьте сложное предложение по картинке.

Составьте сложное предложение по картинке.

Как нужно действовать , чтобы узнать, какую букву нужно в безударном  падежном окончании имени  существительного? Какое задание сегодня на уроке  было самым интересным? Сегодня я узнал … Было трудно …. Я выполнял(а) задание … Я понял, что … Теперь я могу ….
  • Как нужно действовать , чтобы узнать,

какую букву нужно в безударном

падежном окончании имени

существительного?

  • Какое задание сегодня на уроке

было самым интересным?

Сегодня я узнал …

Было трудно ….

Я выполнял(а) задание …

Я понял, что …

Теперь я могу ….

1. Знать правила: способы проверки безударных окончаний имён существительных (с. 103-104); 2. Выполнить упр. 184 (с. 10 4 ).

1. Знать правила:

способы проверки безударных окончаний имён существительных (с. 103-104);

2. Выполнить упр. 184 (с. 10 4 ).

УРОК ОКОНЧЕН !

УРОК

ОКОНЧЕН !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!