СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по окружающему миру 4 класс "Смутное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Смутное время" содержит содержательный материал, дополняющий и раскрывающий тему по окружающему миру в 4 классе "На пути к единству". Отвечает на вопросы: - Почему опустел престол? - Какие беды обрушились на Русь? - Кто захватил русские города? - Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

Просмотр содержимого документа
«Презентация по окружающему миру 4 класс "Смутное время"»

Вспомним У Ивана Грозного было четыре сына; судьба каждого сложилась трагически. Первый, Дмитрий, утонул в годовалом возрасте. Иван погиб, предположительно от руки отца. Федор царствовал, но бесславно, Дмитрий последний погиб. Почему опустел престол? В начале XVII в. голод и междоусобные войны разоряли страну . Какие беды обрушились на Русь? Кто захватил русские города? Русская земля на северо-западе и западе была занята поляками. Главные пограничные крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон. России угрожала потеря независимости. Восстание началось в Нижнем Новгороде. В октябре 1611г. Пришла туда из Троицкого монастыря грамота, старшие люди собрались на совет. Пришел на совет и земский староста- торговец Козьма Минин, человек честный, очень разумный, с чистой душой. Он горячо любил родную землю и много бился за нее. На совете Минин сказал: «Святой Сергий явился ко мне во сне и велел разбудить уснувших; прочитать грамоту в соборе, а там пусть будет, что Богу угодно» Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

Вспомним

У Ивана Грозного было четыре сына; судьба каждого сложилась трагически. Первый, Дмитрий, утонул в годовалом возрасте. Иван погиб, предположительно от руки отца. Федор царствовал, но бесславно, Дмитрий последний погиб.

Почему опустел престол?

В начале XVII в. голод и междоусобные войны разоряли страну .

Какие беды обрушились на Русь?

Кто захватил русские города?

Русская земля на северо-западе и западе была занята поляками. Главные пограничные крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон. России угрожала потеря независимости.

Восстание началось в Нижнем Новгороде. В октябре 1611г. Пришла туда из Троицкого монастыря грамота, старшие люди собрались на совет. Пришел на совет и земский староста- торговец Козьма Минин, человек честный, очень разумный, с чистой душой. Он горячо любил родную землю и много бился за нее. На совете Минин сказал: «Святой Сергий явился ко мне во сне и велел разбудить уснувших; прочитать грамоту в соборе, а там пусть будет, что Богу угодно»

Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

Соедините человека с его ролью в освобождении Руси во времена Смуты Дмитрий Пожарский Козьма Минин Отказался подписать грамоту на царствование польского королевича и завещал престол Михаилу Романову Отказался показать полякам местонахождения юного Михаила Романова , будущего царя Встал во главе войск народного ополчения Сделал первый взнос на создание войска, призвал сограждан «не жалеть добра» на защиту отечества

Соедините человека с его ролью в освобождении Руси

во времена Смуты

Дмитрий Пожарский

Козьма Минин

Отказался подписать грамоту на царствование польского королевича и завещал престол Михаилу Романову

Отказался показать полякам местонахождения юного Михаила Романова , будущего царя

Встал во главе войск народного ополчения

Сделал первый взнос

на создание войска,

призвал сограждан

«не жалеть добра»

на защиту отечества

Тест А1. Когда польские захватчики выступили против России? 1) В 11в 2) В 14 в 3) В 16 в 4) В 17 в А2.Где укрылись польские захватчики? 3) В Москве 1) В Новгороде 2) В Киеве 4) В Рязани А3. Кто из русских людей призвал народ к сопротивлению врагам? 3) Иван Грозный 4) Козьма Минин 1) Иван Федоров 2) Дмитрий Донской А4.Кто встал во главе русского войска? 3) Александр Невский 1) Козьма Минин 2) Дмитрий Пожарский 4) Иван Грозный В1. Когда была одержана победа над поляками? 4) 1613 г 2) 1610г 3) 1604г 1) 1612г В2. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков? 2) 23 февраля 4) 21 сентября 3) 12 июня 1) 4 ноября

Тест

А1. Когда польские захватчики выступили против России?

1) В 11в

2) В 14 в

3) В 16 в

4) В 17 в

А2.Где укрылись польские захватчики?

3) В Москве

1) В Новгороде

2) В Киеве

4) В Рязани

А3. Кто из русских людей призвал народ к сопротивлению врагам?

3) Иван Грозный

4) Козьма Минин

1) Иван Федоров

2) Дмитрий Донской

А4.Кто встал во главе русского войска?

3) Александр Невский

1) Козьма Минин

2) Дмитрий Пожарский

4) Иван Грозный

В1. Когда была одержана победа над поляками?

4) 1613 г

2) 1610г

3) 1604г

1) 1612г

В2. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?

2) 23 февраля

4) 21 сентября

3) 12 июня

1) 4 ноября

В3. Какой памятник воздвигнут на Красной площади в Москве? 1)Ивану Сусанину 4) Народному ополчению 2) Дмитрию Донскому 3) Минину и Пожарскому С1. Какой подвиг, совершенный во время этой войны описывается в стихотворении К. Рылеева? Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую землю из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Все в том захолустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» – лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!- Сусанин сказал. -Убейте! Замучьте!- моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! 2) Дмитрия Пожарского 3) Ивана Сусанина 4) Прокопия Ляпунова 1) Козьмы Минина С2. Как назвали те времена в истории? 4) безвременьем 3) возрождением Монголотатарским 2)Смутным временем игом

В3. Какой памятник воздвигнут на Красной площади в Москве?

1)Ивану Сусанину

4) Народному ополчению

2) Дмитрию Донскому

3) Минину и Пожарскому

С1. Какой подвиг, совершенный во время этой войны описывается в стихотворении К. Рылеева?

Всё глуше и диче становится лес!

И вдруг пропадает тропинка пред ними:

И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую землю из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Все в том захолустье и мертво и глухо…

«Куда ты завел нас?» – лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.

-Убейте! Замучьте!- моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

2) Дмитрия Пожарского

3) Ивана Сусанина

4) Прокопия Ляпунова

1) Козьмы Минина

С2. Как назвали те времена в истории?

4) безвременьем

3) возрождением

  • Монголотатарским

2)Смутным временем

игом

«НАЧАЛО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» Царь Михаил Федорович Царь Алексей Михайлович Романов (12.07.1596.- 13.07.1645.) Романов (9.03 1629.-29.01.1676.) Царь и император Петр 1 Алексеевич (30.05. 1672г-28.01.1725г)

«НАЧАЛО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Царь Михаил Федорович

Царь Алексей Михайлович

Романов (12.07.1596.- 13.07.1645.)

Романов (9.03 1629.-29.01.1676.)

Царь и император Петр 1 Алексеевич

(30.05. 1672г-28.01.1725г)

Царь Михаил Федорович Романов (12.07.1596.- 13.07.1645.) Начало царствования 16-летнего Михаила Федоровича бело нелёгким. Пустая казна, безлюдье на огромных территориях, разграбленных оккупантами и разбойничьими шайками, набеги оживившихся ногаев и казаков, утрата Новгорода, захваченного шведами, - все эти последствия Смуты требовали немедленного преодоления. Деньги пришлось просить у богачей Строгановых, одалживаться у Голландии, Англии, Персии. С 1619 года Россией правил вернувшийся из польского плена Филарет- отец Михаила Федоровича,-который принял титул «великого государя» и 29 июня 1619 года был провозглашён патриархом. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Царь Михаил Федорович

Романов (12.07.1596.- 13.07.1645.)

Начало царствования 16-летнего Михаила Федоровича бело нелёгким. Пустая казна, безлюдье на огромных территориях, разграбленных оккупантами и разбойничьими шайками, набеги оживившихся ногаев и казаков, утрата Новгорода, захваченного шведами, - все эти последствия Смуты требовали немедленного преодоления. Деньги пришлось просить у богачей Строгановых, одалживаться у Голландии, Англии, Персии.

С 1619 года Россией правил вернувшийся из польского плена Филарет- отец Михаила Федоровича,-который принял титул «великого государя» и 29 июня 1619 года был провозглашён патриархом. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Царь Алексей Михайлович Романов (9.03 1629.-29.01.1676.) Царь Алексей Михайлович (Тишайший) , как и его отец, взошел на престол в 16 лет. По натуре мягкий и добродушный, он 30 лет правил страной твердой рукой, подготовив своими реформами почву для преобразований своего великого сына Петра 1. Государственное управление при Алексее достигла невиданного для России совершенства. Вся работа была направлена на укрепление централизованной власти: с 1653 года были упразднены Земские соборы, в 1654 году учрежден приказ Тайных дел (царская Тайная полиция), старая путанная система налогообложения упрощена. Крупным успехом царствования стало возвращение под власть Москвы Смоленска и воссоединение с Россией Левобережной Украины( древних Киевских, Черниговских, Новгород-Северских земель. Одновременно русские землепроходцы проникали все далее на восток Сибири (Федор Пущин , Иван Ребров , Иван Москвитин, Илья Перфильев, достигли Тихого океана. Семён Дежнев в 1648 году обогнул Чукотский полуостров. Вся Сибирь стала росскийской.

Царь Алексей Михайлович

Романов (9.03 1629.-29.01.1676.)

Царь Алексей Михайлович (Тишайший) , как и его отец, взошел на престол в 16 лет. По натуре мягкий и добродушный, он 30 лет правил страной твердой рукой, подготовив своими реформами почву для преобразований своего великого сына Петра 1. Государственное управление при Алексее достигла невиданного для России совершенства. Вся работа была направлена на укрепление централизованной власти: с 1653 года были упразднены Земские соборы, в 1654 году учрежден приказ Тайных дел (царская Тайная полиция), старая путанная система налогообложения упрощена.

Крупным успехом царствования стало возвращение под власть Москвы Смоленска и воссоединение с Россией Левобережной Украины( древних Киевских, Черниговских, Новгород-Северских земель. Одновременно русские землепроходцы проникали все далее на восток Сибири (Федор Пущин , Иван Ребров , Иван Москвитин, Илья Перфильев, достигли Тихого океана. Семён Дежнев в 1648 году обогнул Чукотский полуостров. Вся Сибирь стала росскийской.

Царь и император Петр 1 Алексеевич (30.05. 1672г-28.01.1725г) Величайший представитель династии Романовых, первый российский император, крупнейший реформатор 18 века. Воин и мыслитель, блестящий дипломат, он сумел сделать для России, казалось , невозможное- всего за одно десятилетие повернул гигантскую державу на новый путь развития, проведя беспрецедентные по масштабам реформы, в корне изменившие государственное устройство страны Петр 1 стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она сильно отстала в развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя – боярами и дворянами- постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимали восстания.

Царь и император Петр 1 Алексеевич

(30.05. 1672г-28.01.1725г)

Величайший представитель династии Романовых, первый российский император, крупнейший реформатор 18 века. Воин и мыслитель, блестящий дипломат, он сумел сделать для России, казалось , невозможное- всего за одно десятилетие повернул гигантскую державу на новый путь развития, проведя беспрецедентные по масштабам реформы, в корне изменившие государственное устройство страны

Петр 1 стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она сильно отстала в развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя – боярами и дворянами- постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимали восстания.

Царь и император Петр 1 Алексеевич (30.05. 1672г-28.01.1725г) Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы , фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. « Я в учении нуждаюсь и в учителях»,- вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Царь и император Петр 1 Алексеевич

(30.05. 1672г-28.01.1725г)

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы , фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. « Я в учении нуждаюсь и в учителях»,- вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

В голландском городе Заандаме, на верфи, где строили морские суда, однажды появился плотник. Вместе со всеми он строгал доски забивал гвозди таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго ходил по городу стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр 1, отправившийся в заграничное путешествие

В голландском городе Заандаме, на верфи, где строили морские суда, однажды появился плотник. Вместе со всеми он строгал доски забивал гвозди таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго ходил по городу стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр 1, отправившийся в заграничное путешествие

При Петре Первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур- промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академии наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры.      Мануфактуры- промышленные предприятия Школа математических и навигацких наук Михайловское артиллерийское училище

При Петре Первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур- промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академии наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры.

Мануфактуры- промышленные предприятия

Школа математических и навигацких наук

Михайловское артиллерийское училище

Полтавская битва — крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава на украинских землях (Левобережье Днепра). Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе. Теперь у страны появился выход к морю и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица –Петербург. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки.

Полтавская битва — крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава на украинских землях (Левобережье Днепра). Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе.

Теперь у страны появился выход к морю и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица –Петербург. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки.

РЕФЛЕКСИЯ -Во сколько лет Петр был провозглашен царем? -Как назывался его игровой полк? -Что дала Петру 1 эта игра? - Чем отличался Петр1 от европейских государей своего времни? -Каковы главные черты характера Петра1? -Какие дела Петра1 вошли в историю? - Какой город на Неве был заложен Петром? -С каким именем Петр1 вошел в историю?

РЕФЛЕКСИЯ

-Во сколько лет Петр был провозглашен царем?

-Как назывался его игровой полк?

-Что дала Петру 1 эта игра?

- Чем отличался Петр1 от европейских государей своего времни?

-Каковы главные черты характера Петра1?

-Какие дела Петра1 вошли в историю?

- Какой город на Неве был заложен Петром?

-С каким именем Петр1 вошел в историю?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!