Существует ли в музыке чистая изобразительность? (Обобщение)
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Конкретизация проблемы: Существует ли в музыке чистая изобразительность?
Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
ЦЕЛЬ: Конкретизация проблемы: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?»
ЗАДАЧИ:
- уметь прослеживать смысловое развитие музыки: анализировать содержательный смысл музыки во взаимодействии с окружающей жизнью, распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;
- познакомиться с «Карнавалом животных» Сен-Санса; проанализировать, как изобразительные средства музыки становятся выражением характера животных ;
- выявлять интонационно-образное содержание музыки через жесты, характерные движения; уметь вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку;
- играть на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле; сочинять и исполнять аккомпанемент к песням на шумовых инструментах;
- эмоционально откликаться на музыкальные произведения композиторов-классиков.
Время загадок
Р азрываются салютом эти сладкие минуты.
К аждый верит, каждый ждёт этот праздник ...
Зимние праздники
Н а Руси в зимнее время существовало много праздников: Святки, Новый год, Рождество, Крещение, Масленица. В эти праздники устраивались настоящие гуляния с песнями, играми.
З имние святки в народе считались особым временем – солнце поворачивало на лето. Праздник традиционно сопровождался ряжеными.
В канун Нового года ходили ряженые под окнами домов, авсенили-таусенили – пели рождественские коляды, таусенные песни.
- Колядка « Щедрик-Петрик »
- «Снежная песенка», муз. Д. Львова-Компанейца , сл. С. Богомазова
- «Падает снег», муз. Н. Тимофеева, сл. В. Приходько
Поём, играем
Зоокарнавал
Под Новый год, под Новый год
Сбываются все сказки.
Олень и волк под Новый год
Гуляют без опаски.
Пусть говорят: «Такого нет,
Такого не бывает…»
Кружится в небе белый снег
И ветки укрывает.
К. Сен-Санс. Карнавал животных
- «Королевский марш львов»
- «Курицы и петух»
- «Антилопы»
- «Черепахи»
- «Ископаемые»
- «Слоны»
- «Кенгуру»
- «Аквариум»
- «Персонаж с длинными ушами»
- «Кукушка в глубине леса»
- «Птичник»
- «Лебедь»
Маска, я тебя знаю!..
Что за чудо?.. Вот так чудо:
Сверху - блюдо, снизу - блюдо.
Ходит чудо по дороге:
Голова торчит да ноги …
- К акой была музыка - быстрой или медленной?
- О ком музыка? Как называют того, кто «плетётся еле-еле»?
- К акое средство музыкальной выразительности передает медлительность этого животного?
- К акой характер был у музыки?
- К ак звучит мелодия? Песенная она или танцевальная?
Послушай. Сравни. Изобрази
« Продвигается черепашьими темпами»
«Мудрый, как черепаха»
«Шагает черепашьим шагом»
- Подумай, что хотел подчеркнуть своей музыкой Камиль Сен-Санс?
- Оффенбах. Канкан
- Сен-Санс. Черепахи
Маска, я тебя знаю!..
- Б ольшое или маленькое животное изобразила музыка?
- К акое живое существо нарисовал композитор?
Слушай. Размышляй. Изображай
«Слон в посудной лавке»
«Вы танцуете, как слон»?
- С ердитого или доброго слона изобразил композитор?
- К акое у него настроение - грустный он или весёлый?
- Ч то делал слон в музыке: просто топал по дороге?.. ел траву и листья?.. танцевал?..
- К акой танец напомнили звуки пьесы Сен-Санса?
- П очему про человека говорят «Вы танцуете, как слон»?
Маска, я тебя знаю!..
«Держи карман шире!»
«Скачет, как кенгуру»
Слушай. Размышляй. Изображай
Маска, я тебя знаю!..
«Ни рыба ни мясо»
Музыка «Аквариума» рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.
«Нем, как рыба»
Играем. Изображаем
Маска, я тебя знаю!..
- К ак ты считаешь, изображенный персонаж маленький или большой?.. Быстрый или медленный?.. Добродушный или сердитый?.. Испуганный или спокойный?
- О н красивый?
- Ч то он делал: бежал?.. прыгал?.. спасался от врагов?..
- К акой у музыки характер? Что ты представлял себе, пока её слушал?
- Н е показалось ли тебе, что в музыке чуть слышно плещется вода, тихая и спокойная, переливающаяся на солнце?
- К аких водоплавающих птиц ты знаешь? Какая из них самая большая и красивая?
- К ак звучала музыкальная интонация?
- К акие изобразительные краски использовал композитор?
Слушай. Играй. Изображай
«Лебедь» у Сен-Санса - единственный серьезный номер в его комической сюите - рисует светлый идеал.
Это самая знаменитая и обворожительная часть сюиты «Карнавал животных». Удивительную по красоте певучую мелодию виолончели поддерживает плавным покачивающимся аккомпанементом фортепиано. Чистота и строгость мелодии, благородный «бархатный» тембр виолончели создают образ красивейшей птицы, а спокойные звуки фортепиано подражают лёгкому всплеску воды.
Животные и птицы Р. Шумана
Г лавное содержание творчества Роберта Шумана - тема любви ко всему живому, окружающему нас.
Э моциональная музыка Шумана рисует и портреты-характеры, и картины настроения, и образы одухотворенной природы.
Р. Шуман. «Совёнок»
Я - маленький совенок.
И дети все считают
Меня сердитым,
Куда я полечу?
Мне грустно темной ночью,
злым!..
Я в дом родной хочу.
И гонят прочь камнями,
У сов сердитый страшный вид;
Чтоб не мешал я им.
Кто встретит - прочь от них спешит;
Угрюм я, жалок и смешон,
А я - совенок,
Противен крик мой, резок он,
Ведь я - совенок.
Ведь я - совенок!
М ой сук на дубе старом,
Я так хочу резвиться,
Где я всегда сижу,
В лесу родном порхать,
Покрыт сухой листвою, -
И слушать птичье пенье,
Оттуда я гляжу.
И радостно играть.
Никто мне песню не споет,
Всех птиц милей мне соловей…
Никто ко мне не подойдет,
Молчу о нежности своей,
Ведь я - совенок!
Ведь я - совенок!
Р. Шуман. Совёнок
- К акое настроение музыки в этой песне?
- К акие человеческие чувства переданы в музыке?
- В ыучи песню.
Р. Шуман. Мотылёк
- П ослушай, как музыка расскажет о мотыльке. Какой он?
- В ыучи песню.
Поём, играем
Останься со мной
Тихонько вспорхнул,
В полуденный зной.
Крылами блеснул,
Я стану недвижно,
Садись мне на руку,
Как в поле цветок.
Не трону тебя.
Поём, играем
Я – не волшебник. Я только учусь!..
Откуда приятный и нежный тот звон, тра-ля…
Такого я прежде нигде не слыхал, тра-ля...
Такого я прежде нигде не слыхал, тра-ля...
Если б каждый мог найти колокольчик нежный,
Без труда своих врагов он прогнал, конечно.
Жил бы счастливо тогда
В полном мире и любви, в полном мире и любви.
Только дружба и любовь горе облегчают.
А без них какая жизнь всех нас ожидает?..
В любой сказке всегда происходит полная победа добра и красоты над силами зла и безвкусицы.
О пять прозвенел звонок. Закончился наш урок.
К ак грустно покидать волшебный класс.
М ы будем дни считать, мы очень будем ждать,
К огда звонок вновь позовёт на музыку всех нас.
Используемые ресурсы
- https://dic.academic.ru/
- https://ekomfort.ru/
- https://nsportal.ru/
- http://uznayslovo.ru/index
- http://www.belcanto.ru/genre_simphony
- https:// www.liveinternet.ru/journal