Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамский район
Московская область
В 17 веке возникла потребность в грамотных людях. Это было связано с развитием промышленности и торговли, ростом государственного аппарата и взаимоотношений с другими странами.
Уровень грамотности к концу века:
52 % среди купечества и служащих,
до 42 % других слоях населения (24 % городское население).
Но большинство крестьян и женщин всех сословий оставались неграмотными. Самой распространённой формой обучения в 17 веке
было домашнее образование. Учителями были либо грамотные члены семьи, либо священники. Детей бояр и дворян обучали учителя-иностранцы (в основном поляки).
Дети обучались чтению, счёту, письму, а также латыни и польскому языку.
Титульный лист Азбуки Мезенца Певческая школа в 17 веке
В 17 веке создаётся система школ. Они открывались при церквах и монастырях.
В 1687 году греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией. В него принимали детей из свободных сословий.
Здесь постигали весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой и богословием.
Еще при Иване Грозном в 1564 году в России Иван Федоров вместе с
Петром Мстиславцем выпустили первую печатная книгу «Апостол».
Во второй половине 17 века Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и 150 тысяч церковных книг.
Большинство из них были доступны простому народу (букварь стоил 1 копейку).
Самым известным был «Букварь» Кариона Истомина.
На каждую букву алфавита в нем помещались картинки и определённый текст.
Главным источником научных знаний в России оставались иностранные книги, переведённые на русский язык (по медицине, производству чернил, добычи соли и т.д.) Из-за границы доставлялись и технические новинки (подзорная труба).
Но по мере освоения новых территорий развивалась география. Стали составляться карты отдельных районов государства, справочники для путешественников.
Чертёж Томского города
В России широко использовались водяные двигатели, умели отливать колокола, и большие (более 200 тонн) и малые, их малиновый звон славился по всей стране. В 1615 году была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой.
Перед вами Царь-пушка. Вес – 40 тонн.
Царь - пушка
Больших успехов в 17 веке достигла литература. По-прежнему русские люди любили читать жития святых, но в этот период появляются яркие сатирические повести и сказания.
Например, «Повесть о Ерше Ершовиче». В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и
Головлем отражены реальные условия жизни Руси того
времени, сословные отношения.
Во второй половине 17 века появляются первые автобиографические повести.
Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный отход от церковных канонов. Это выразилось в стремлении к внешней нарядности, «дивному узорочью».
Примером является Теремной дворец Московского Кремля (1635-36). Он был украшен изразцами, белокаменными наличниками, золочёной крышей и красочными узорами.
Выдающимся памятником архитектуры был загородный летний дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой. Он отличался не только размерами (3 тысячи окон), но и красотой убранства.
«Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе.
По заказу купцов Скрипкиных была построена церковь Ильи Пророка в Ярославле.
Почти 40 лет (1656-94) шло строительство Новоиерусалимского монастыря – загородная резиденция патриарха.
К Спасской башне Московского Кремля Бажен Огурцов надстроил ещё один ярус с белокаменными узорами и статуями.
Под руководством английского мастера Х.Галовея на башне были установлены большие часы.
В конце 17 века в русской архитектуре развивается новый стиль, получивший название московского барокко. Его отличительные черты: многоярусность, устремленность вверх, многоцветность, (резьба по белому камню, изразцы).
Церковь Покрова в Филях
Церковь Живоначальной Троицы
в Никитниках (1628-1653)
Основа русской живописи
17 века – это в основном иконы. Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата в Москве.
Выдающимся живописцем 17 века является Симон Ушаков. Центральное место в его живописи занимало изображение человеческого лица.
Симон Ушаков
Ветхозаветная Троица
Наиболее известное произведение Симона Ушакова –
«Спас Нерукотворный».
Новым явление в русской живописи 17 века стало возникновение и развитие портретной живописи. Портреты в это время назывались парсунами. В начале 17 века их писали на доске яичными красками, как иконы. Во второй половине 17 века – масляными красками на холсте.
Князь М.В. Скопин-Шуйский
Иван IV Грозный
Мини-проект: «Русская культура 17 века»
Темы проектов:
«Образование и наука» 95 – 97 ,
«Наука и литература» 96 - 98
«Архитектура и живопись» 98 - 100
Работу оформить в виде таблицы:
Мои вопросы
Ответы