СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по географии на тему "НТР и НТП- части и черты развития", 10 класс"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии на тему "НТР и НТП- части и черты развития", 10 класс"»

СЕМИНАР  по географии  21 января 2014 г.  МБОУ СОШ №8

СЕМИНАР по географии 21 января 2014 г. МБОУ СОШ №8

 Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,  а тому, как они должны думать,  то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг .

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг .

  Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.   При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.  Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией .

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.

При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией .

  Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

   Кризис основной школы связан с несколькими причинами.   Одна из главных — трудный возраст, взросление, гормональная перестройка.  Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое» в начальной школе, приходит множество предметников.   Третья – усложнение учебного материала.   На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

Кризис основной школы связан с несколькими причинами.

Одна из главных — трудный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое» в начальной школе, приходит множество предметников.

Третья – усложнение учебного материала.

На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

  Деятельностный подход позволяет выделить  основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

Деятельностный подход позволяет выделить

основные результаты обучения и воспитания,

выраженные в терминах ключевых задач развития

учащихся и формирования универсальных способов

учебных и познавательных действий , которые, в свою

очередь, должны быть положены в основу отбора и

структурирования содержания образования.

Новые подходы к образованию ЗУНовский Компетентностный Системно - деятельностный

Новые подходы к образованию

  • ЗУНовский
  • Компетентностный
  • Системно - деятельностный
 СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  = системно – деятельностный подход (СДП) ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые:  Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, и др. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др.

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП)

ИННОВАЦИЯ –

нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы.

Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые:

Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов,

и др.

Среди зарубежных ученых –

Э.Колли,

А.Комбс,

А.Маслоу

и др.

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП деятельность   Какова деятельность – такова и личность   Вне деятельности нет личности УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Text Text личность

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП

деятельность

Какова деятельность – такова и личность

Вне деятельности нет личности

УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Text

Text

личность

РО с позиции концепции СДП развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и  интеллектуальных способностей формируются: теоретическое мышление и творческие способности

РО с позиции концепции СДП

развивающим можно назвать обучение,

в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития

  • на базе обыденного мышления и
  • интеллектуальных способностей формируются:
  • теоретическое мышление и
  • творческие способности
 Сравнительная таблица успешности  РО – ТО   Традиционное обучение 1 Инновационное Базируется на принципе доступности 2 Развивающее обучение Опирается на зону ближайшего развития Учащийся выступает в роли объекта 3 4 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Учащийся действует как субъект собственной УД Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 5 Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы 6 На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Сравнительная таблица успешности РО – ТО

Традиционное обучение

1

Инновационное

Базируется на принципе доступности

2

Развивающее обучение

Опирается на зону ближайшего развития

Учащийся выступает в роли объекта

3

4

Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний

Учащийся действует как субъект собственной УД

Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения

Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

5

Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

6

На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности

Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Основные виды УУД вопросы общения общеучебные унив.д. целеполагание знаково-символические д. Коммуникативные УУД  планирование логические унив.д. прогнозирование постановка и решение проблемы Познавательные УУД  контроль коррекция Регулятивные УУД  оценка саморегуляция самоопределение Личностные УУД  смыслообразование нравственно-этическая ориентация

Основные виды УУД

вопросы общения

общеучебные унив.д.

целеполагание

знаково-символические д.

Коммуникативные УУД

планирование

логические унив.д.

прогнозирование

постановка и решение проблемы

Познавательные УУД

контроль

коррекция

Регулятивные УУД

оценка

саморегуляция

самоопределение

Личностные УУД

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

 Критерии оценки сформированности УУД:    Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям

Критерии оценки сформированности УУД:

Соответствие

свойств

универсальных

действий

заранее

заданным

требованиям

Соответствие

возрастно-психологическим

нормативным

требованиям

Сравнительная таблица  «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС н.п. парадигма ЗУН ТО 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 3Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 4. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»

ФГОС н.п.

парадигма ЗУН ТО

1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся.

2. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе

Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика

3Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно)

4. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

Сравнительная таблица  «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 5На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 7.Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 8.. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО»

ФГОС

парадигма ЗУН

5На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

Контроль и оценку осуществляет сам учитель

6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы

Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала

7.Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи

В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их.

8.. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.

Как научить учиться? УУД Ценностные ориентиры формирование гражданской идентичности развитие личности  СДП ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Как научить учиться?

УУД

Ценностные

ориентиры

формирование

гражданской

идентичности

развитие

личности

СДП

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ?  этап формирования УУД Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ?

этап формирования УУД

Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ Этап ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ  Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:  ставят цель , выбирают способ ,   строят план достижения цели;  определяют средства, ресурсы и сроки ,  согласовывают тему урока. –  формулирование цели учения ( Р ); – выбор способов решения задач ( Р ); – планирование ( Р ); – проектирование ( Р ); – осознанное построение речевого  высказывания ( П ); – аргументация своего мнения ( К ); – учет разных мнений ( К ); – смыслообразование ( Л) .

УУД, выполняемые учащимися

при работе по ТДМ

Этап ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА

ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Требования к этапу

УУД, выполняемые учащимися

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель ,
  • выбирают способ ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки ,
  • согласовывают тему урока.

– формулирование цели учения ( Р );

– выбор способов решения задач ( Р );

планирование ( Р );

проектирование ( Р );

осознанное построение речевого

высказывания ( П );

аргументация своего мнения ( К );

– учет разных мнений ( К );

смыслообразование ( Л) .

Технология деятельностного метода (ТДМ)  1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

Технология деятельностного метода

(ТДМ)

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

 Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.  Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.

Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования  по показателям : придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

Последовательная реализация СДП

повышает эффективность образования

по показателям :

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Решение за вами! ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?

Решение за вами!

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!