СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация-ознакомление выпускников 11 класса с заданиями ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для ознакомления выпускников с изменениями ЕГЭ 2023 года и подробное описание критериев оценивания 1 и 2 части экзамена.

Просмотр содержимого документа
«Презентация-ознакомление выпускников 11 класса с заданиями ЕГЭ по обществознанию»

ЕГЭ 2023  Обществознание

ЕГЭ 2023 Обществознание

Как изменится ЕГЭ по обществу в 2023 году по сравнению с предыдущими  В этот раз на экзамене по обществознанию учеников 11-го класса ждет несколько изменений. Вот они:  1) условие в задании 18 теперь звучит по-другому;  2) в условие задания 25 добавили больше деталей, а верный ответ на него теперь будут оценивать не 4 баллами, а 6;  3) за правильный ответ в задании 3 ученик теперь получит не 2 балла, а 1;  4) в 2023 году повысили максимальный первичный балл за весь экзамен: теперь это 58 баллов, а не 57.   Чтобы на 100% подготовиться к тому, что ждет вас на экзамене, советуем внимательно изучить все документы о ЕГЭ по обществознанию. Это демоверсии, кодификаторы и спецификации на сайте ФИПИ.

Как изменится ЕГЭ по обществу в 2023 году по сравнению с предыдущими В этот раз на экзамене по обществознанию учеников 11-го класса ждет несколько изменений. Вот они: 1) условие в задании 18 теперь звучит по-другому; 2) в условие задания 25 добавили больше деталей, а верный ответ на него теперь будут оценивать не 4 баллами, а 6; 3) за правильный ответ в задании 3 ученик теперь получит не 2 балла, а 1; 4) в 2023 году повысили максимальный первичный балл за весь экзамен: теперь это 58 баллов, а не 57. Чтобы на 100% подготовиться к тому, что ждет вас на экзамене, советуем внимательно изучить все документы о ЕГЭ по обществознанию. Это демоверсии, кодификаторы и спецификации на сайте ФИПИ.

Где всё найти? → Демоверсия: ob-11-ege-2023-demo.pdf → Спецификация: ob-11-ege-2023-spec.pdf → Кодификатор: ob-11-ege-2023-kodif.pdf

Где всё найти?

  • → Демоверсия: ob-11-ege-2023-demo.pdf
  • → Спецификация: ob-11-ege-2023-spec.pdf
  • → Кодификатор: ob-11-ege-2023-kodif.pdf
Как будут оценивать работы на ЕГЭ по обществознанию 1-я часть С заданиями 1, 3, 9 и 12 все просто: за каждый верный ответ вы получите 1 балл. Обратите внимание: его нужно записать так, как указано в инструкции. Если в ответе будет ошибка или он неправильно оформлен, поставят 0 баллов. В заданиях 6, 13 и 15 можно получить 2 балла, если ответ верен и записан так, как просят в задании. Если на одной любой позиции ответа вы ошиблись в символе, но все остальное правильно, можно получить 1 балл. 0 баллов поставят во всех остальных случаях.Задания 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14 и 16 тоже оценивают 2 баллами. 1 балл за ответ ставят, если один из символов неверен или его не хватает. В иных случаях — 0 баллов. 2-я часть. Задания 2-й части требуют развернутого ответа. А значит, и оценивать их будут по-другому. В таблицах ниже мы кратко раскроем критерии оценки, но все равно советуем изучить их более подробно в конце демоверсии экзамена по обществознанию.

Как будут оценивать работы на ЕГЭ по обществознанию

  • 1-я часть С заданиями 1, 3, 9 и 12 все просто: за каждый верный ответ вы получите 1 балл. Обратите внимание: его нужно записать так, как указано в инструкции. Если в ответе будет ошибка или он неправильно оформлен, поставят 0 баллов. В заданиях 6, 13 и 15 можно получить 2 балла, если ответ верен и записан так, как просят в задании. Если на одной любой позиции ответа вы ошиблись в символе, но все остальное правильно, можно получить 1 балл. 0 баллов поставят во всех остальных случаях.Задания 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14 и 16 тоже оценивают 2 баллами. 1 балл за ответ ставят, если один из символов неверен или его не хватает. В иных случаях — 0 баллов.
  • 2-я часть. Задания 2-й части требуют развернутого ответа. А значит, и оценивать их будут по-другому. В таблицах ниже мы кратко раскроем критерии оценки, но все равно советуем изучить их более подробно в конце демоверсии экзамена по обществознанию.
Задание №17 Баллы Ученик верно ответил на все 3 вопроса. 2 Ученик верно ответил только на 2 любых вопроса. 1 Все остальные случаи. 0 Максимальный балл 2 Задание №18 Баллы В ответе есть все 2 верных элемента. 2 В ответе есть только 1 верный элемент. 1 Все остальные случаи. 0 Максимальный балл 2

Задание №17

Баллы

Ученик верно ответил на все 3 вопроса.

2

Ученик верно ответил только на 2 любых вопроса.

1

Все остальные случаи.

0

Максимальный балл

2

Задание №18

Баллы

В ответе есть все 2 верных элемента.

2

В ответе есть только 1 верный элемент.

1

Все остальные случаи.

0

Максимальный балл

2

17. Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?  (приложение: текст для заданий 17-20)

17. Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности? (приложение: текст для заданий 17-20)

Пояснение:  1.  Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность. 2.  Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами. 3.  Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Пояснение: 1.  Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

2.  Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

3.  Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, — укажите не менее трёх основных признаков понятия «правовая норма»; — объясните связь названных автором элементов системы права. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Пояснение: 1)  Основные признаки понятия «правовая норма»: — устанавливается или санкционируется государством; — обеспечивается мерами государственного принуждения; — общеобязательность; — формальная определённость и др. 2)  Отрасль права  — это совокупность правовых норм, регулирующих сферу однородных, близких по своему характеру общественных отношений.

18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «правовая норма»;

— объясните связь названных автором элементов системы права. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Пояснение:

1)  Основные признаки понятия «правовая норма»:

— устанавливается или санкционируется государством;

— обеспечивается мерами государственного принуждения;

— общеобязательность;

— формальная определённость и др.

2)  Отрасль права  — это совокупность правовых норм, регулирующих сферу однородных, близких по своему характеру общественных отношений.

Задание №19 Баллы Ученик привел 3 верных примера и указал дополнительную информацию для каждого из них. Ученик привел 2–3 верных примера и указал дополнительную информацию для 2 из них. 3 Ученик привел 1–3 верных примера и указал дополнительную информацию для 1 из них 2 1 Все остальные случаи. Максимальный балл 0 3

Задание №19

Баллы

Ученик привел 3 верных примера и указал дополнительную информацию для каждого из них.

Ученик привел 2–3 верных примера и указал дополнительную информацию для 2 из них.

3

Ученик привел 1–3 верных примера и указал дополнительную информацию для 1 из них

2

1

Все остальные случаи.

Максимальный балл

0

3

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия граждан России, регулируемые тремя различными отраслями российского права. ( В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто .) Пояснение: Действия граждан РФ, регулируемые тремя различными отраслями права: 1)  совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание (конституционное право); 2)  16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право); 3)  Лидия и Олег заключили брак (семейное право).

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия граждан России, регулируемые тремя различными отраслями российского права.

( В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто .)

Пояснение: Действия граждан РФ, регулируемые тремя различными отраслями права:

1)  совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание (конституционное право);

2)  16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право);

3)  Лидия и Олег заключили брак (семейное право).

Задание №21 Баллы Есть верный ответ на все 3 вопроса. Есть верный ответ на 2 любых вопроса. 3 Есть верный ответ на 1 любой вопрос. 2 Все остальные случаи. 1 0 Максимальный балл 3 Задание №20 Ученик привел 3 верных суждения. Баллы Ученик привел 2 верных суждения. 3 Ученик привел 1 верное суждение. 2 Все остальные случаи. 1 0 Максимальный балл 3

Задание №21

Баллы

Есть верный ответ на все 3 вопроса.

Есть верный ответ на 2 любых вопроса.

3

Есть верный ответ на 1 любой вопрос.

2

Все остальные случаи.

1

0

Максимальный балл

3

Задание №20

Ученик привел 3 верных суждения.

Баллы

Ученик привел 2 верных суждения.

3

Ученик привел 1 верное суждение.

2

Все остальные случаи.

1

0

Максимальный балл

3

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)  Суждения: 1)  право закрепляет форму государственного устройства, политический режим и форму правления определённого государства. 2)  право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые представляют государственные органы.  3)  право защищает граждан от произвола со стороны государства.

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.

(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.) Суждения:

1)  право закрепляет форму государственного устройства, политический режим и форму правления определённого государства.

2)  право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые представляют государственные органы. 3)  право защищает граждан от произвола со стороны государства.

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране  Z . Кривая предложения переместилась из положения  S  в положение  S 1 при неизменном спросе  D . (На графике  P   — цена товара;  Q   — количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране  Z . Кривая предложения переместилась из положения  S  в положение  S 1 при неизменном спросе  D . (На графике  P   — цена товара;  Q   — количество товара).

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1)  ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась; 2)  ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: изменение технологии. Благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей; Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания. Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения). 3)  ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены. (Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;

2)  ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: изменение технологии. Благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей;

Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.

Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).

3)  ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Задание №22 Баллы Есть верный ответ на все 4 вопроса. Есть верный ответ на любые 3 вопроса. 4 Есть верный ответ на любые 2 вопроса. 3 2 Есть верный ответ только на 1 вопрос. Все остальные случаи. 1 0 Максимальный балл 4

Задание №22

Баллы

Есть верный ответ на все 4 вопроса.

Есть верный ответ на любые 3 вопроса.

4

Есть верный ответ на любые 2 вопроса.

3

2

Есть верный ответ только на 1 вопрос.

Все остальные случаи.

1

0

Максимальный балл

4

22. В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна. В период с 2013 г. по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видео-урокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа. К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

22. В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.

Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

В период с 2013 г. по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видео-урокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.

Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.

К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

1.  Ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа. 2.  Ответ на второй вопрос: рыночная. 3.  Ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования. 4.  Ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например: — муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами); — все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку); — решения по семейным вопросам принимаются совместно.

1.  Ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа.

2.  Ответ на второй вопрос: рыночная.

3.  Ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования.

4.  Ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:

— муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);

— все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);

— решения по семейным вопросам принимаются совместно.

Задание № 23 Баллы В ответе есть 3 подтверждения на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками. 3 В ответе есть 2 подтверждения на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками. 2 В ответе есть 1 подтверждение на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками. 1 Все остальные случаи. Максимальный балл 0 3

Задание № 23

Баллы

В ответе есть 3 подтверждения на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками.

3

В ответе есть 2 подтверждения на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками.

2

В ответе есть 1 подтверждение на основе Конституции РФ без лишних пунктов с ошибками.

1

Все остальные случаи.

Максимальный балл

0

3

23. Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

23. Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.

На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Пояснение: Подтверждения: 1)  в Конституции Российской Федерации утверждается ценность прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; 2)  в Конституции закреплены социальные ценности исторической памяти, патриотизма, детства и семьи; 3)  в Конституции закреплена ценность российской культуры, разнообразия культур народов России; 4)  в Конституции закреплён социальный характер Российского государства.

Пояснение:

Подтверждения:

1)  в Конституции Российской Федерации утверждается ценность прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

2)  в Конституции закреплены социальные ценности исторической памяти, патриотизма, детства и семьи;

3)  в Конституции закреплена ценность российской культуры, разнообразия культур народов России;

4)  в Конституции закреплён социальный характер Российского государства.

Задание № 24 24.1 Баллы Раскрытие темы по существу В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Оба этих пункта детализированы в подпунктах и раскрывают тему. 3 В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов, из которых2 или более детализированы в подпунктах. Среди них есть 2 пункта, наличие которых позволяет раскрыть тему. Только один из этих обязательных пунктов детализирован в подпунктах, которые раскрывают тему по- существу. ИЛИ В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Оба этих пункта детализированы менее чем в 3 подпунктах и раскрывают тему. 2 В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Один из пунктов детализирован в подпунктах и раскрывает тему. 1 Все остальные случаи. 0

Задание № 24

24.1

Баллы

Раскрытие темы по существу

В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Оба этих пункта детализированы в подпунктах и раскрывают тему.

3

В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов, из которых2 или более детализированы в подпунктах. Среди них есть 2 пункта, наличие которых позволяет раскрыть тему. Только один из этих обязательных пунктов детализирован в подпунктах, которые раскрывают тему по- существу. ИЛИ В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Оба этих пункта детализированы менее чем в 3 подпунктах и раскрывают тему.

2

В ответе есть сложный план минимум из 3 пунктов. При этом хотя бы 2 из них помогают раскрыть тему. Один из пунктов детализирован в подпунктах и раскрывает тему.

1

Все остальные случаи.

0

Задание № 24 24.2 Баллы Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана Формулировки пунктов и подпунктов корректны, в них нет ошибок. 1 Все остальные случаи. 0 Максимальный балл 4

Задание № 24

24.2

Баллы

Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана

Формулировки пунктов и подпунктов корректны, в них нет ошибок.

1

Все остальные случаи.

0

Максимальный балл

4

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. ( Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта .)

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. ( Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта .)

Пояснение: 1.  Понятие политической партии. 2.  Функции политических партий в демократическом обществе. а)  социально-представительская; б)  электоральная; в)  политическая социализация и др. 3.  Классификация политических партий: а)  по идеологическому признаку; б)  по типу политической программы; в)  по организационному признаку; г)  по отношению к проводимой политике; д)  по отношению к закону. 4.  Типы партийных систем: а)  однопартийная система; б)  двухпартийная система; в)  многопартийная система и её разновидности. 5.  Политический плюрализм (многопартийность) как признак демократического общества. 6.  Конституция РФ и законодательство РФ о политических партиях.

Пояснение:

1.  Понятие политической партии.

2.  Функции политических партий в демократическом обществе.

а)  социально-представительская;

б)  электоральная;

в)  политическая социализация и др.

3.  Классификация политических партий:

а)  по идеологическому признаку;

б)  по типу политической программы;

в)  по организационному признаку;

г)  по отношению к проводимой политике;

д)  по отношению к закону.

4.  Типы партийных систем:

а)  однопартийная система;

б)  двухпартийная система;

в)  многопартийная система и её разновидности.

5.  Политический плюрализм (многопартийность) как признак демократического общества.

6.  Конституция РФ и законодательство РФ о политических партиях.

При анализе ответа учитывается: — соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; — наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; — корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Задание № 25 25.1 Баллы Обоснование Есть верное обоснование из нескольких предложений, которое основано на обществоведческих знаниях. Оно без ошибок и неточностей раскрывает связи соответствующих объектов или процессов. 2 Есть в целом верное обоснование из нескольких предложений, которое основано на обществоведческих знаниях. В нем есть ошибки или неточности, которые не искажают тезис. ИЛИ Обоснование не полностью раскрывает связи соответствующих объектов или процессов. 1 Все остальные случаи. 0

Задание № 25

25.1

Баллы

Обоснование

Есть верное обоснование из нескольких предложений, которое основано на обществоведческих знаниях. Оно без ошибок и неточностей раскрывает связи соответствующих объектов или процессов.

2

Есть в целом верное обоснование из нескольких предложений, которое основано на обществоведческих знаниях. В нем есть ошибки или неточности, которые не искажают тезис. ИЛИ Обоснование не полностью раскрывает связи соответствующих объектов или процессов.

1

Все остальные случаи.

0

Задание № 25 25.2 Баллы Ответ на вопрос Ответ верный. 1 Все остальные случаи. 25.3 0 Примеры Есть 3 примера, которые нужны по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет. 3 Есть 2 примера, которые нужны по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет. 2 Есть 1 пример, который нужен по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет.ИЛИЕсть 2–3 примера, которые нужны по условию задания. Также есть 1 лишний пример и более с неточностями и/или ошибками. 1 Все остальные случаи. Максимальный балл 0 6

Задание № 25

25.2

Баллы

Ответ на вопрос

Ответ верный.

1

Все остальные случаи.

25.3

0

Примеры

Есть 3 примера, которые нужны по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет.

3

Есть 2 примера, которые нужны по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет.

2

Есть 1 пример, который нужен по условию задания. Лишних примеров с ошибками или неточностями нет.ИЛИЕсть 2–3 примера, которые нужны по условию задания. Также есть 1 лишний пример и более с неточностями и/или ошибками.

1

Все остальные случаи.

Максимальный балл

0

6

25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1)  Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. ( Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи .) 2)  Какие политические партии действуют в Российской Федерации? ( Назовите любые три партии .) 3)  Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. ( Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции .)

25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1)  Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. ( Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи .)

2)  Какие политические партии действуют в Российской Федерации? ( Назовите любые три партии .)

3)  Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. ( Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции .)

Пояснение: 1.  Многопратийность в демократическом обществе обеспечивает конкуренцию на политической арене. Таким образом, в условиях политического плюрализма представлено большое количество политических идей, мнений, программ, что позволяет государству учитывать различные политические и иные потребности населения. 2.  Единая Россия, ЛДПР, КПРФ.

Пояснение:

1.  Многопратийность в демократическом обществе обеспечивает конкуренцию на политической арене. Таким образом, в условиях политического плюрализма представлено большое количество политических идей, мнений, программ, что позволяет государству учитывать различные политические и иные потребности населения.

2.  Единая Россия, ЛДПР, КПРФ.

3.  Примеры, иллюстрирующие реализацию функций политических партий: —  Партия «Единая Россия» подготовила списки с кандидатами в Государственную Думу РФ на выборы 2021 года (функция политического рекрутирования). —  Фракция от партии «Справедливая Россия» представляет интересы своих избирателей в Государственной Думе РФ (функция социального представительства). —  В период избирательной кампании перед выборами в Государственную Думу РФ 2021 партия «ЛДПР» разработала партийную программу и распространяла ее среди избирателей с целью формирования общественного мнения (идеологическая функция).

3.  Примеры, иллюстрирующие реализацию функций политических партий:

—  Партия «Единая Россия» подготовила списки с кандидатами в Государственную Думу РФ на выборы 2021 года (функция политического рекрутирования).

—  Фракция от партии «Справедливая Россия» представляет интересы своих избирателей в Государственной Думе РФ (функция социального представительства).

—  В период избирательной кампании перед выборами в Государственную Думу РФ 2021 партия «ЛДПР» разработала партийную программу и распространяла ее среди избирателей с целью формирования общественного мнения (идеологическая функция).

Как сдать ЕГЭ по обществознанию: разбор сложных заданий  В экзамене по обществу много сложных задач: 8 — повышенного уровня, 4 — высокого. А значит, на самом деле он не такой легкий, каким многие его считают. Советуем готовиться к экзамену тщательно, если вы его уже выбрали. Чтобы помочь с этим, мы подготовили советы и разбор нескольких особо трудных заданий. Задание 6 Один из вариантов этого задания — о системе налогов в России. Именно он вызывает трудности у школьников из года в год. Чтобы справиться с ним, советуем повторить эту тему. А именно запомнить, какие налоги поступают в разные виды бюджета: местный, региональный и федеральный.

Как сдать ЕГЭ по обществознанию: разбор сложных заданий В экзамене по обществу много сложных задач: 8 — повышенного уровня, 4 — высокого. А значит, на самом деле он не такой легкий, каким многие его считают. Советуем готовиться к экзамену тщательно, если вы его уже выбрали. Чтобы помочь с этим, мы подготовили советы и разбор нескольких особо трудных заданий.

Задание 6 Один из вариантов этого задания — о системе налогов в России. Именно он вызывает трудности у школьников из года в год. Чтобы справиться с ним, советуем повторить эту тему. А именно запомнить, какие налоги поступают в разные виды бюджета: местный, региональный и федеральный.

  Тип 6 №     Установите соответствие между примерами и видами операций коммерческих банков, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕР А)  приём вкладов от населения Б)  предоставление кредита владельцу фирмы В)  выпуск облигаций банка Г)  ипотечное кредитование населения Д)  получение кредита от Центрального банка ВИД ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 1)  пассивная 2)  активная Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:   А   Б   В   Г   Д  

Тип 6 №    

Установите соответствие между примерами и видами операций коммерческих банков, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А)  приём вкладов от населения

Б)  предоставление кредита владельцу фирмы

В)  выпуск облигаций банка

Г)  ипотечное кредитование населения

Д)  получение кредита от Центрального банка

ВИД ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

1)  пассивная

2)  активная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Пояснение.  А)  приём вкладов от населения  —  1) пассивная, так как направлена на привлечение банком свободных денежных средств. Б)  предоставление кредита владельцу фирмы  —  2) активная, так как направлена на использование банком привлеченных денежных средств для оказания банковских услуг. В)  выпуск облигаций банка  —  1) пассивная, так как направлена на привлечение банком свободных денежных средств. Г)  ипотечное кредитование населения  —  2) активная, так как направлена на использование банком привлеченных денежных средств для оказания банковских услуг. Д)  получение кредита от Центрального банка  —  1) пассивная, так как направлена на привлечение банком свободных денежных средств.   Ответ: 12121.

Пояснение.  А)  приём вкладов от населения  —  1) пассивная, так как направлена на привлечение банком свободных денежных средств.

Б)  предоставление кредита владельцу фирмы  —  2) активная, так как направлена на использование банком привлеченных денежных средств для оказания банковских услуг.

В)  выпуск облигаций банка  —  1) пассивная, так как направлена на привлечение банком свободных денежных средств.

Г)  ипотечное кредитование населения  —  2) активная, так как направлена на использование банком привлеченных денежных средств для оказания банковских услуг.

Д)  получение кредита от Центрального банка  —  1) пассивная, так как направлена на привлечение банком свободных денежных средств.

 

Ответ: 12121.

Задание 13 Это одно из самых сложных заданий экзамена по обществознанию. В нем вам могут встретиться два вида условий. В первом нужно соотнести полномочия органов государственной власти и субъекты власти. Во втором — полномочия субъектов и федерального центра и их ведения. Чтобы правильно выполнить это задание, советуем внимательно изучить Конституцию РФ. Рабочий способ, как можно самостоятельно подготовиться к этому вопросу на ЕГЭ по обществознанию, — мнемонические карточки. Их можно сделать своими руками. На одной стороне напишите полномочия, а на другой — название органа, который их имеет.

Задание 13

Это одно из самых сложных заданий экзамена по обществознанию. В нем вам могут встретиться два вида условий. В первом нужно соотнести полномочия органов государственной власти и субъекты власти. Во втором — полномочия субъектов и федерального центра и их ведения. Чтобы правильно выполнить это задание, советуем внимательно изучить Конституцию РФ. Рабочий способ, как можно самостоятельно подготовиться к этому вопросу на ЕГЭ по обществознанию, — мнемонические карточки. Их можно сделать своими руками. На одной стороне напишите полномочия, а на другой — название органа, который их имеет.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИЯ А)  выдвижение обвинения против главы государства для отрешения его от должности Б)  управление федеральной собственностью В)  одобрение или отклонение федеральных законов Г)  принятие решения о роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Д)  назначение выборов в Государственную Думу СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ РФ 1)  Президент РФ 2)  Совет Федерации 3)  Государственная Дума 4)  Правительство РФ А   Б   В   Г   Д  

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

А)  выдвижение обвинения против главы государства для отрешения его от должности

Б)  управление федеральной собственностью

В)  одобрение или отклонение федеральных законов

Г)  принятие решения о роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

Д)  назначение выборов в Государственную Думу

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1)  Президент РФ

2)  Совет Федерации

3)  Государственная Дума

4)  Правительство РФ

А

Б

В

Г

Д

Пояснение.  А)  выдвижение обвинения против главы государства для отрешения его от должности  — Государственная Дума. Б)  управление федеральной собственностью  — Правительство РФ. В)  одобрение или отклонение федеральных законов  — Совет Федерации. Г)  принятие решения о роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией  — Президент РФ. Д)  назначение выборов в Государственную Думу  — Президент РФ.   Ответ: 34211.

Пояснение. А)  выдвижение обвинения против главы государства для отрешения его от должности  — Государственная Дума.

Б)  управление федеральной собственностью  — Правительство РФ.

В)  одобрение или отклонение федеральных законов  — Совет Федерации.

Г)  принятие решения о роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией  — Президент РФ.

Д)  назначение выборов в Государственную Думу  — Президент РФ.

 

Ответ: 34211.

Задания 24 и 25  В этих заданиях школьник должен поработать с планом и вопросами к нему. С ними тоже часто возникают сложности. Например, в 2022 году задание 24 выполнили только 40,2% (32,3%) по критерию 24.1 и 13,3% (10,5%) по критерию 24.2. Задание 25 правильно сделали в среднем 28,7% выпускников. Чтобы справиться с этими заданиями, уделяйте им больше внимания во время подготовки с учителем или репетитором. У них нестандартные условия, и только практика поможет научиться работать с ними наиболее эффективно. В задании 25, где нужно привести примеры, используйте межпредметные связи и информацию из разных источников. Например, из книг, фильмов, сериалов и общественной жизни. Чтобы найти ее, чаще читайте новости.

Задания 24 и 25 В этих заданиях школьник должен поработать с планом и вопросами к нему. С ними тоже часто возникают сложности. Например, в 2022 году задание 24 выполнили только 40,2% (32,3%) по критерию 24.1 и 13,3% (10,5%) по критерию 24.2. Задание 25 правильно сделали в среднем 28,7% выпускников. Чтобы справиться с этими заданиями, уделяйте им больше внимания во время подготовки с учителем или репетитором. У них нестандартные условия, и только практика поможет научиться работать с ними наиболее эффективно. В задании 25, где нужно привести примеры, используйте межпредметные связи и информацию из разных источников. Например, из книг, фильмов, сериалов и общественной жизни. Чтобы найти ее, чаще читайте новости.

Как будут оценивать работы на ЕГЭ по обществознанию 1-я часть С заданиями 1, 3, 9 и 12 все просто: за каждый верный ответ вы получите 1 балл. Обратите внимание: его нужно записать так, как указано в инструкции. Если в ответе будет ошибка или он неправильно оформлен, поставят 0 баллов. В заданиях 6, 13 и 15 можно получить 2 балла, если ответ верен и записан так, как просят в задании. Если на одной любой позиции ответа вы ошиблись в символе, но все остальное правильно, можно получить 1 балл. 0 баллов поставят во всех остальных случаях. Задания 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14 и 16 тоже оценивают 2 баллами. 1 балл за ответ ставят, если один из символов неверен или его не хватает. В иных случаях — 0 баллов. 2-я часть Задания 2-й части требуют развернутого ответа. А значит, и оценивать их будут по-другому. В таблицах ниже мы кратко раскрыли критерии оценки, но все равно советуем изучить их более подробно.

Как будут оценивать работы на ЕГЭ по обществознанию

1-я часть

С заданиями 1, 3, 9 и 12 все просто: за каждый верный ответ вы получите 1 балл. Обратите внимание: его нужно записать так, как указано в инструкции. Если в ответе будет ошибка или он неправильно оформлен, поставят 0 баллов. В заданиях 6, 13 и 15 можно получить 2 балла, если ответ верен и записан так, как просят в задании. Если на одной любой позиции ответа вы ошиблись в символе, но все остальное правильно, можно получить 1 балл. 0 баллов поставят во всех остальных случаях. Задания 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14 и 16 тоже оценивают 2 баллами. 1 балл за ответ ставят, если один из символов неверен или его не хватает. В иных случаях — 0 баллов.

2-я часть

Задания 2-й части требуют развернутого ответа. А значит, и оценивать их будут по-другому. В таблицах ниже мы кратко раскрыли критерии оценки, но все равно советуем изучить их более подробно.

5 советов как хорошо сдать ЕГЭ по обществознанию 1 . Будьте в центре инфополя Учебники из ФПУ (Федерального перечня учебников) и дополнительные материалы — это ваши главные помощники. Но в них вы не найдете актуальных примеров для заданий во 2-й части, а без них 100 баллов не получить. Чтобы накопить их, читайте и смотрите новости. Для этого необязательно специально часами смотреть выпуски. Достаточно будет подписаться на пару авторитетных новостных каналов в социальных сетях, чтобы листать их в удобное время. Или смотреть репортажи за завтраком.

5 советов как хорошо сдать ЕГЭ по обществознанию

1 . Будьте в центре инфополя

Учебники из ФПУ (Федерального перечня учебников) и дополнительные материалы — это ваши главные помощники. Но в них вы не найдете актуальных примеров для заданий во 2-й части, а без них 100 баллов не получить. Чтобы накопить их, читайте и смотрите новости. Для этого необязательно специально часами смотреть выпуски. Достаточно будет подписаться на пару авторитетных новостных каналов в социальных сетях, чтобы листать их в удобное время. Или смотреть репортажи за завтраком.

2.Готовьтесь заранее Если не хотите за месяц до экзамена судорожно думать, как с нуля выучить обществознание для ЕГЭ, распланируйте подготовку. Начать лучше заранее. Обычно готовиться начинают с начала 11-го класса. Но если вы уже в 10-м твердо решили, что будете сдавать этот предмет, можно начинать составлять план. Только не берите изнуряющий темп сразу. У вас будет достаточно времени, чтобы повысить уровень до дня Х. Правильно разработать план можно и самому. Для этого нужно оценить свой уровень, найти бреши в знаниях и собрать материалы для подготовки. А после разбить темы по дням, которые у вас есть в запасе до экзамена.

2.Готовьтесь заранее

Если не хотите за месяц до экзамена судорожно думать, как с нуля выучить обществознание для ЕГЭ, распланируйте подготовку. Начать лучше заранее. Обычно готовиться начинают с начала 11-го класса. Но если вы уже в 10-м твердо решили, что будете сдавать этот предмет, можно начинать составлять план. Только не берите изнуряющий темп сразу. У вас будет достаточно времени, чтобы повысить уровень до дня Х. Правильно разработать план можно и самому. Для этого нужно оценить свой уровень, найти бреши в знаниях и собрать материалы для подготовки. А после разбить темы по дням, которые у вас есть в запасе до экзамена.

3.Учитесь анализировать, а не пользоваться шаблонами Если вы думаете о том, как найти клише для развернутых ответов на ЕГЭ по обществознанию и выучить их, лучше забудьте об этой идее. Это не экзамен по русскому языку, где проверяют ваше умение следовать структуре сочинения или красноречие. На ЕГЭ по обществу важно то, насколько хорошо вы знаете тему и можете четко рассуждать на нее. А потому старайтесь заполнить пробелы в знаниях и учитесь находить логические связи.

3.Учитесь анализировать, а не пользоваться шаблонами

Если вы думаете о том, как найти клише для развернутых ответов на ЕГЭ по обществознанию и выучить их, лучше забудьте об этой идее. Это не экзамен по русскому языку, где проверяют ваше умение следовать структуре сочинения или красноречие. На ЕГЭ по обществу важно то, насколько хорошо вы знаете тему и можете четко рассуждать на нее. А потому старайтесь заполнить пробелы в знаниях и учитесь находить логические связи.

4.Готовьтесь к ЕГЭ с наставником Самостоятельная подготовка дает хорошие результаты. Но если вы хотите попасть на бюджет, недостаточно будет просто хорошо сдать экзамен. Чтобы добиться этого, важно заниматься с учителем. Это может быть ваш школьный преподаватель или репетитор — неважно. Главное, чтобы наставник рассказал, как и с чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Это ценная помощь, которая сэкономит вам много баллов, сил и времени. Не отказывайтесь от нее, если можете.

4.Готовьтесь к ЕГЭ с наставником

Самостоятельная подготовка дает хорошие результаты. Но если вы хотите попасть на бюджет, недостаточно будет просто хорошо сдать экзамен. Чтобы добиться этого, важно заниматься с учителем. Это может быть ваш школьный преподаватель или репетитор — неважно. Главное, чтобы наставник рассказал, как и с чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Это ценная помощь, которая сэкономит вам много баллов, сил и времени. Не отказывайтесь от нее, если можете.

5.Будьте внимательны к заданиям В ЕГЭ по обществу есть задания, где ученик должен выбрать и записать в ответ несколько вариантов из предложенного списка. И в них часто ошибаются. Причина в том, что многие стараются выбрать именно 3 варианта, т. к. чаще всего именно столько оказываются верными. Но так делать не стоит. Задания везде различаются, и иногда там может быть всего 2 правильных варианта, а иногда и 4. В результате школьники теряют один из пунктов ответа или записывают лишний. И в итоге не получают нужное количество баллов. Подготовка к такому ответственному экзамену может пугать, но все окажется не так страшно, если вы будете работать по плану и заручитесь поддержкой учителя.

5.Будьте внимательны к заданиям

В ЕГЭ по обществу есть задания, где ученик должен выбрать и записать в ответ несколько вариантов из предложенного списка. И в них часто ошибаются. Причина в том, что многие стараются выбрать именно 3 варианта, т. к. чаще всего именно столько оказываются верными. Но так делать не стоит. Задания везде различаются, и иногда там может быть всего 2 правильных варианта, а иногда и 4. В результате школьники теряют один из пунктов ответа или записывают лишний. И в итоге не получают нужное количество баллов.

Подготовка к такому ответственному экзамену может пугать, но все окажется не так страшно, если вы будете работать по плану и заручитесь поддержкой учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!