Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
2. Синтаксический анализ
1. Способы выражения подлежащего
2. Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения
Простое глагольное
Составное глагольное (вспомогательный глагол или слова + инфинитив )
1. Глагол:
Составное именное (глагол-связка + именная часть)
Особые вспомогательные глаголы:
2. Составная форма буд. вр и повелительного наклонения:
Я думаю
Глагол-связка : быть, казаться, являться
3. Фразеологизм со значением действия:
Я буду думать. Пусть подумает. Сядь подумай
1. Глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия : начать, стать, приниматься, продолжать, закончить, прекратить, бросить
Может быть нулевой в наст. времени.
Он изъявил желание
2. Глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности : хотеть, мочь, желать, уметь, намереваться, надеяться, суметь, ухитряться, стремиться, думать, мечтать
Именная часть:
Я стану мечтать
4. Устойчивое словосочетание:
Ещё: считаться, называться
Он оказал помощь
3. Глаголы, выражающие эмоциональное состояние: любить, бояться, страшиться, стыдиться, стесняться, решиться, осмелиться, ненавидеть, привыкать, привыкнуть
имя прилагательное (чаще краткое)
Я мечтаю петь
имя существительное
Я врач. Он был врачом
Москва - столица России
Я люблю читать
имя числительное
4. Некоторые безличные глаголы: следует, стоит, требуется
Он богат
Дважды два -четыре
Мне следует подумать
наречие, категория состояния
5. Слова состояния: можно, нельзя, надо.
Осторожно! ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ИЛИ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ?
Мне надо спросить
Холодно
6. Другие слова: рад, горазд, согласен, нужен, должен, намерен, готов, способен, волен
Я рад встретиться
Причастие Комната убрана
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Местоимение Улица -моя
Составное глагольное : я начал думать – что делать?; я хочу написать – что делать? Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный (самостоятельный), то
Фразеологизм (без значения действия)
Простое глагольное : Она присела (с какой целью?) отдохнуть
Он был притчей во языцех
2 . Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.
Составное глагольное: Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).
Простое глагольное: Я просил её спеть . Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение ( просил – я, петь будет – она )
2. Синтаксический анализ
- (1) Заблуждается тот, кто, увидев храм Покрова на Нерли один раз, считает, что знает его. (2)Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чём есть прелесть этого необыкновенного сооружения.
- (3)Трудно сказать, когда лучше любоваться им. (4)Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. (5)В тёмных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников.
2. Синтаксический анализ
- (1) Заблуждается тот , кто , увидев храм Покрова на Нерли один раз, считает , что знает его. (2)Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять , в чём есть прелесть этого необыкновенного сооружения.
- (3) Трудно сказать , когда лучше любоваться им. (4)Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются , впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. (5)В тёмных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы , что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников.
2. Синтаксический анализ
- 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- 1) знает его (предложение 1)
- 2) надо перечитывать (предложение 2)
- 3) трудно сказать (предложение 3)
- 4) затопляет луга (предложение 4)
- 5) что старше и помнят (предложение 5)
3. Синтаксический анализ
ПОВТОРЯЕМ:
- Характеристика простого предложения
- Главные и второстепенные члены предложения
- Односоставное предложение
- Осложнение простого предложения
- Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения)
- Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование
3. Синтаксический анализ
- 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.
- 1) Предложение 1 содержит обособленное обстоятельство, выраженное ДО
- 2) Предложение 2 простое, осложненное
- 3) Предложение 3 сложное бессоюзное
- 4) Предложение 4 сложное сложноподчиненное
- 5) Вторая часть в предложении 5 осложнена однородными сказуемыми и вводным словом
3. Синтаксический анализ
- (1) Заблуждается тот , кто , увидев храм Покрова на Нерли один раз, считает , что знает его. (2)Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять , в чём есть прелесть этого необыкновенного сооружения.
- (3) Трудно сказать , когда лучше любоваться им. (4)Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются , впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. (5)В тёмных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы , что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников.
4. Пунктуационный анализ
ПОВТОРЯЕМ:
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Знаки препинания при однородных членах предложения
- Обобщающие слова при однородных членах предложения
- Знаки препинания при обособленных членах предложения (в том числе: приложение, уточняющие члены предложения, сравнительный оборот)
- Знаки препинания при обращениях
- Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
- Знаки препинания в сложном предложении
- Тире в неполном предложении
- Знаки препинания при прямой речи
4. Пунктуационный анализ
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
1) Дождь быстро промочил землю, в воздухе запахло свежестью.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
2) Кое-где на фоне черного леса клубился в сыром воздухе дымок, и искры вылетали и таяли во тьме.
В) Между однородными членами предложения, соединёнными бессоюзной связью и интонацией, ставится запятая.
3) В тёмных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы.
4) Трудно сказать, когда лучше любоваться им.
5) Миновав просеку, я заметил схоронившегося за кустом орешника охотника
5. Пунктуационный анализ
ПОВТОРЯЕМ:
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Знаки препинания при однородных членах предложения
- Обобщающие слова при однородных членах предложения
- Знаки препинания при обособленных членах предложения (в том числе: приложение, уточняющие члены предложения, сравнительный оборот)
- Знаки препинания при обращениях
- Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
- Знаки препинания в сложном предложении
- Тире в неполном предложении
- Знаки препинания при прямой речи
5. Пунктуационный анализ
- Расставьте знаки препинания . Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые .
- Ветер свищет между стволами вековых сосен (1) наклоняет стройные ели (2) качая их острыми верхушками (3) и осыпая (4) пушистый снег (5) с печально поникших зеленых ветвей (6) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной (7) а дремучий лес стоит (8) в глубоком раздумье (9) колышет темные вершины .
6. Орфографический анализ
- 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения , пишется буквы И.
- 1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно.
- 2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой –НЕ- пишется слитно.
- 3) В ТЕЧЕНИЕ года – производный предлог пишется раздельно и оканчивается на Е.
- 5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется О.
7. Орфографический анализ
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е
- Облака внезапно закрывают солнце, небо пр.. (1) нахмурива.. (2) тся. Пр.. (3) порошенные пеной волны одна за одной накатываются на берег. Море каж.. (4) тся суровым и пр.. (5) злым. Оно пр.. (6) дательски обрушива.. (7) тся на пр.. (8) швартованные в порту лодки, пр.. (9) поднимая их на волнах, а потом швыряя вниз.
8. Морфологические нормы
- Именительный падеж множественного числа
- Родительный падеж множественного числа
- Степени сравнения прилагательного
- Краткая форма прилагательных
- Склонение числительных (количественные, порядковые, собирательные, дробные)
- Склонение личных местоимений
- Склонение местоимений чей (чья, чьё, чьи), какой (какая, какое, какие)
- Склонение отрицательных местоимений
- Склонение неопределённых местоимений
- Правило добавления Н к местоимениям он, она, оно, они в сочетании с производными и простыми предлогами
- бухгалтер — бухгалтеры, диспетчер — диспетчеры, инженер — инженеры, инспектор — инспекторы, инструктор — инструкторы, конструктор — конструкторы, корректор — корректоры,
- лекарь — лекари, лектор — лекторы, маляр — маляры, офицер — офицеры, редактор — редакторы, ректор — ректоры, слесарь — слесари, снайпер — снайперы, столяр — столяры, токарь — токари, тренер — тренеры, шофёр — шофёры
Двоякие глагольные формы
Брызгает (на растение)/брызжет (фонтан), двигает (мебель)/движет (идея), капает (дождь)/каплет (с потолка), метает (копье)/мечет (икру)
Повелительное наклонение
- Ехать – поезжа́й (с отрицанием: не е́зди)
- Ездить- езди
- Лазить- лазь
- Лезть – полезай, лезь
- Напоить – напои
- Щипать -щипли
- Трепать -трепли
8. Морфологические нормы
- 8. Раскройте скобки и запишите глагол «кудахтать» в форме изъявительного наклонения в форме настоящего времени.
- Вокруг дома – ельник, солнце играет по цветным стёклам террасы, во дворе (кудахтать) куры
КУДАХТАЮТ, КУДАХЧУТ, КУДАХЧАТ?
- Замените словосочетание « морской пены », построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
Пена из моря?
Художественные средства выразительности
ПОВТОРЯЕМ:
- Художественные средства выразительности
(эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, фразеологизм)
- 11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- 1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.
- 2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.
- 3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
- 4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
- 5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!