«Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе»
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СОШ с. Талица
Булавиной Ирины Анатольевны
«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». В.П. Вахтеров
- В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся.
- Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
Человек способен запомнить
10% того, что он читает,
20% того, что он слышит,
30% того, что видит,
50-70% - при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
90% - при выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов
Он взрослых изводил вопросом
«Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Исследовательская деятельность имеет ряд направленностей:
- исследовательская (актуальность исследования, аргументация научной новизны, выдвижение гипотез, определение путей решения проблем и выводы)
- творческая (театральная постановка, поисковая работа, буклет, арт-альбом, поделка и т.д.);
- информационная (сбор информации из СМИ, анкетирование, публичные публикации).
Урок - исследование
- Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия .
Работа в группах
- При групповом исследовании учащиеся самостоятельно изучают вопрос учебной темы с целью подготовки группового выступления. Каждая группа изучает свой материал.
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
«Помощник представления»
1. Мы изучали… и выяснили, что ….
2.Это подтверждается тем, что …
3.Мы сделали вывод, что …
Или
1. Мы прочитали рассказ о ____________.
2. Нам удалось выяснить, что________.
3. Оказывается, _____.
4. Самым интересным было то, что ________.
5. Мы сделали заключение, что _______.
План исследования словарного слова
- 1.Знакомство со словом.
- 2. Этимологическая справка.
- 3. Толкование лексемы. Иллюстрация.
- 4.Однокоренные слова.
- 5. Пословицы, поговорки и загадки.
- 6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
- 7. Словосочетания.
- 8. Предложения, тексты.
- 9. Краеведение.
Объект исследования: словарное слово ЯБЛОКО
( работа выполнена к уроку русского языка на тему « Род имён существительных»)
Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки.
- 2. Яблоко - плод дерева яблонь или яблоня, даёт мелкие кислые и горькие яблоки, кислицу и резань (рязань) , а холя и уход вывели из дички множество вкусных пород, хорошо растущих во всей средней Европе; в Сибири яблоки вырождаются, а растут там только сибирские, китайские или райские с мелкими яблоками.
В.И.Даль
- 3. Яблоко - плод яблони.
- Глазное яблоко - шарообразное тело глаза.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина
- 4. Яблоко - яблоня - яблочко - яблоневый - яблочное.
- 5. Яблочко от яблоньки не далеко катится.
Не срывай яблоко, пока зелено, созреет - само упадёт.
Яблоньку за яблочки любят, а пчёлку - за мёд.
- 6. Яблоко раздора - то, что порождает ссору, раздор.
- Яблочку негде упасть - очень тесно.
- 7. Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я.Аким
- 8. На гербе города Лебедянь изображены яблоки, так как в нашем крае выращивают эти фрукты.
Поиск информации
- В настоящее время издаётся большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты.
Связь с родителями
- Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Итоги исследовательской работы
Результаты применения исследовательской деятельности.
- повышается интерес к предмету;
- появляется желание углубить свои знания;
- появляется удовлетворённость от работы;
- повышается самооценка ученика;
- возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.
Учиться – значит учить себя!