Опыт работы преподавателя ОП ГПОУ «Донецкий финансово-экономический техникум» ГО ВПО ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Вайсеро Ларисы Михайловны за 2017-2021гг.
«Формирование профессиональных компетенций обучающихся с использованием инновационных технологий в процессе преподавания финансовых дисциплин»
Современные процессы, происходящие в системе среднего профессионального образования, определяют серьезное изменение подходов к организации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования. Изменились методологические основы образования вследствие формирования личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
В Государственном образовательном стандарте Донецкой Народной Республики специальности 38.02.06 Финансы под компетенцией понимается динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Считаю, что такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.
В своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Формирование профессиональных компетенций обучающихся с использованием инновационных технологий в процессе преподавания финансовых дисциплин».
Инновация – это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности. Применение инновационных технологий в обучении способствует подготовке специалистов для решения многих профессиональных задач в дальнейшей деятельности.
Инновационные технологии обучения, применяемые в настоящее время, учитывают единство теории и практики обучения, придерживаются общих принципов дидактики, что побуждает студента систематически и последовательно, осмысленно и активно изучать дисциплины.
Выбор метода проведения занятия всегда был и остается актуальной задачей для каждого преподавателя. Ведь именно такие нестандартные занятия помогают студентам облегчить процесс обучения, потому что они изучают пути этой деятельности на уровне сотрудничества студента и преподавателя. Результатом такого взаимодействия является, как правило, высокопроизводительная высокоэффективная работа как студента, так и преподавателя.
Проведение таких занятий способствует развитию у студентов умения работать в коллективе, осуществлять наблюдение конкретной ситуации, способность анализировать ситуацию и принимать решения, нести ответственность за результаты деятельности.
В процессе педагогической деятельности ставится цель: оптимизировать процесс решения студентами конкретной учебной задачи путем эффективного управления деятельностью; в ходе этого управления создавать условия для стимулирования психического развития студентов; предпринимать усилия для целостного гармонического развития личности студентов.
Итак, инновационные технологи обучения направлены не только на формирование новых знаний, умений и навыков, но и помогают формировать привычки, характер, развивают мышление, память, интеллект, волю студента.
Основа опыта состоит в создании условий для профессиональной подготовки современного специалиста, которая должна не только обеспечить усвоение им профессиональных знаний и умений, но и способствовать всестороннему его личностном развитии. При этом продуктами учебной деятельности становятся не воспроизведение готовых знаний, а готовность будущего специалиста к процессу решения задач, к профессиональной исполнительской деятельности.
Цель: формирование специалиста инициативного, предприимчивого, который бы мог активно и творчески решать профессиональные задачи, обладал бы рационально экономическим мышлением.
Задачи:
- переход от педагогического традиционализма до новых форм и методов обучения, ориентированных на формирование творческой личности, которая умеет сочетать в различных вариантах теоретические знания, научные достижения с решением вопросов, которые возникают на практике;
- повышение творческой активности студентов во время аудиторных занятий путем внедрения деловых и ролевых игр, игрового проектирования;
- усиление мотивации студентов к самостоятельной работе с целью углубления знаний и получения умений и навыков;
- обеспечение компьютеризации учебного процесса и создание компьютерных (информационных) систем его поддержки;
- разработка интерактивных комплексов учебно-методического обеспечения дисциплины.
Реализация данного опыта в системе занятий осуществляется через внедрение инновационных методов обучения, ориентированных на подготовку специалистов среднего звена в области финансов, которые бы умело смогли применить полученные знания в будущем или на соответствующих должностях на предприятиях, занимаясь научно - исследовательской деятельностью.
При преподавании междисциплинарного курса «Организация внешних финансовых отношений» используются следующие инновационные методы:
- имитационные методы активного обучения, т. е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Студентам как во время лекций, так и во время практических работ предлагаются разнообразные ситуации;
- проблемные лекции, лекции с использованием опорного конспекта и визуального сопровождения, лекции с участием практических работников, лекции с заранее запланированными ошибками и лекции пресс-конференции;
- деловые игры. Цель такой игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры;
- во время проведения практических и семинарских занятий, инновационные формы и методы обучения направлены на практическое использование студентами полученных знаний и навыков. Для этого используются творческие и ситуационные задания. Включаясь в имитацию управленческой деятельности, студент вынужден ставить цели, планировать, принимать решения, брать на себя ответственность и тому подобное. Технология творческого моделирования позволяет приблизить процесс обучения к реальной практической деятельности специалистов. Применение такой технологии обучения дает возможность сформировать у студентов умения использовать приобретенные знания для решения производственных, в том числе нестандартных ситуаций, способствует развитию изобретательности, умению решать проблемные задачи учета и методики составления отчетности. Для успешного выполнения творческого задания они должны воспроизвести основные элементы пройденного и усвоения учебного материала не только на уровне способности словесного воспроизведения, а также умением практически использовать полученную информацию для эффективной практической деятельности, осознанием профессиональной значимости знаний и умений в области финансов.
В процессе обучения студенты приобретают опыт работы с нормативными и законодательными актами, статистической информацией, научной и учебной литературой, обобщают и анализируют результаты собственных научных исследований, решают практические ситуации, разрабатывают предложения направленные на повышение эффективности функционирования действующей финансовой системы Донецкой Народной Республики.
Поскольку в настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании является информатизация, в этой святи, актуальным является поиск методического обеспечения, способствующего организации образовательной и профессиональной деятельности с применением информационно - коммуникационных технологий.
Для оптимального обеспечения учебного процесса по междисциплинарному курсу «Организация внешних финансовых отношений» разработаны электронные версии учебно-методических документов, которые представлены и ежегодно обновляются на сайте Центр дистанционного обучения ОП ГПОУ «Донецкий финансово-экономический техникум» по адресу: http://distant.donfet.donnuet.education/login/. На сайте создан аккаунт преподавателя Вайсеро Л.М. на котором, помимо электронных ресурсов, выставляются задания для обучающихся и осуществляется проверка и оценка выполнения этих заданий, также предусмотрено консультирование обучающихся по чату. Все это позволяет оперативно обеспечить обучающихся информацией, адекватной целям и содержанию учебной дисциплины, организовать самостоятельную работу обучающихся в учебно-воспитательном процессе, повышать образовательную мотивацию обучающихся, поддерживать все этапы учебно-воспитательного процесса, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения.
В своей педагогической деятельности значительное внимание уделяю воспитательной работе, работе с талантливыми и одаренными студентами, которые принимают активное участие в научно - практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, а так же подготовке студентов к защите отчетов по всем видам практик, выпускных квалификационных работ.
В течение межаттестационного периода была награждена грамотами, дипломами, сертификатами. Постоянно занимаюсь самосовершенствованием, повышением своего профессионального, педагогического и методического уровня. Принимала участие в методических конкурсах, круглых столах, педагогических форумах, конференциях. Выступала с докладами на заседаниях педагогического, методического советов техникума, заседаниях цикловой комиссии.
В целом, следует отметить, что применяемый опыт педагогической деятельности и достигнутые в ней результаты свидетельствует, что использование инновационных технологий в процессе обучения позволяет существенно повышать качество изучения учебной дисциплины и значительно активизировать процесс формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
Выпускники после окончания образовательного учреждения с успехом продолжают обучение по специальности 38.02.06 Финансы в системе высшего профессионального образования или выполняют профессиональные обязанности, сформулированные в государственном образовательном стандарте, и предъявляемые заинтересованными работодателями.