Министерство образования и науки республики Бурятия
Еравнинский районный отдел образования
МАОУ «Усть-Эгитуйская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Жаргонизмы в речи школьников и произведениях современных писателей
Выполнила:
Цыдендамбаева Лариса, ученица 10 класса
Усть-Эгитуйской СОШ
Учитель Цыденова Жаргалма Цыдыповна, учитель русского языка.
- Объект исследования: учащиеся МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ»
- Предмет исследования: молодёжный жаргон учащихся МАОУ «Усть – Эгитуйская средняя общеобразовательная школа»
- Гипотеза: существует мнение, что употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными.
- Цель работы: проанализировать речь учащихся школы с точки зрения количественного и качественного использования жаргонизмов, выяснить лексическое значение употребляемых жаргонизмов, частоту их употребления.
- Определить понятие «жаргон».
- Выявить виды жаргона.
- Изучить теоретический материал по данной проблеме, обработать и систематизировать его.
- Провести анкетирование учащихся с целью выявления наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частоту их использования, причин их употребления.
Методы исследования:
1.Обзор литературы.
2. Проведение анкетирования.
3. Наблюдение.
4. Анализ анкет.
Что же такое жаргонизмы?
Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей.
Группы жаргонов:
- Жаргон людей, связанных с музыкальной культурой.
- Жаргон «новых русских», представителей криминальных структур
Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону.
Например , названия учебных предметов: матеша – математика, физра – физкультура, русиш – русский язык.
Факторы, влияющие на появление жаргонов
С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.
Источники образования жаргона:
- Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, интернет. (Например, вирусняк – компьютерный вирус, инет – интернет, глючит, тупит – неполадки в работе компьютера, юзер – пользователь )
2. Современная музыкальная культура. (Например, попса, попсятина – поп-музыка, свежак – новая музыка.
Часто школьники придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Мармеладзе, Филя, Кретинушки International.
3 . Хобби, увлечения молодых людей. (финтовать, гонять финты)
Выводы:
1. Проведенный литературный обзор показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – протест против окружающей действительности. Язык ярче, чем одежда, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников.
2 . Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность,но стоит помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвященным людям, это часто вызывает недоразумения.
3. Основными факторами, влияющими на появление жаргонных слов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.
Лингвистическое исследование речи школьников.
Социологический опрос.
В анкетировании приняли участие 74 человека:
10 из 5 класса
15 из 6 класса
14 из 7 класса
13 из 8 класса
12 из 9 класса
4 из 10 класса
6 из 11 класса
Анкета:
1.Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?
А) Да.
Б) Нет
В) Стараюсь не употреблять
2. Напишите известные вам жаргонные слова.
3.Для чего вы их употребляете?
А)считаете, что модно, современно;
Б)нужны в речи для связи слов;
В)помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;
Г)делают речь понятнее для друзей;
Д)свой вариант.
4. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?
А) да;
Б) нет;
В) иногда, в разных случаях;
Г) не думал об этом.
Результаты 2 вопроса:
Напишите известные вам жаргонные слова.
- Существительные: мобила, телек, комп, ящик, труба, хавчик, кент, лох, кореш, чувак, крыса, стукач, домашка, контрошка, училка, русиш, жратва, мусор, бабки, бабло, капуста, инет, комы, комменты.
- Глаголы: отвали, отсыхай, гонишь, хавать, задолбал, обломать, приколись, зашибись, отвянь, офигеть, жрать.
- Наречия: ништяк, кайфово, клево, угарно, классно.
- Устойчивые словосочетания: шнурки в стакане, базара нет, я не в курсах, ё-мое, я че, рыжий, флаг в руки, барабан на шею, с какого перепугу.
Результаты 1 вопроса
Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?
Результаты 2 вопроса:
Для чего вы их употребляете ?
Результаты 3 вопроса:
Как вы считаете, нужны ли в речи жаргонизмы?
Исследование произведений современной писательницы Екатерины Вильмонт .
Одна из известнейших писательниц XXI века. Многие её произведения не только издаются и выложены на различных электронных ресурсах, но и экранизированы .
«В поисках сокровищ» Екатерина Вильмонт
«Секрет пропавшего клада» Екатерина Вильмонт
Примеры жаргонизма взяты из произведений Е.Вильмонт
«В поисках сокровищ», «Секрет пропавшего клада»
- Отвяжись , пацан! – не выдержал наконец один из грузчиков. – Не твоего ума дело!
Отвяжись - отстань
«Какая клевая девчонка» – подумал Стас.
Клевая – красивая, хорошая.
-Глупости, стану я из-за такой муры обижаться!
Мура - мелочь
-Ага! И легенды о ней сочинять будут! Кайф !
Кайф – здорово.
Выводы:
Анализ ответов показал:
- Большинство учеников стараются не употреблять жаргонизмы.
- Учащиеся используют жаргоны, как слова,наиболее понятные их друзьям.
- Школьники считают, что иногда их можно употреблять, но в разумных пределах.
- Жаргонизмы, какой-то мере, помогают понять атмосферу происходящего в произведениях, чувства героев.
Заключение:
Работая над темой «Жаргонизмы в речи школьников», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь
Спасибо за внимание!