СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация НПК

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация НПК»

Министерство образования и науки республики Бурятия Еравнинский районный отдел образования МАОУ «Усть-Эгитуйская средняя общеобразовательная школа» Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Жаргонизмы в речи школьников и произведениях современных писателей Выполнила: Цыдендамбаева Лариса, ученица 10 класса Усть-Эгитуйской СОШ Учитель Цыденова Жаргалма Цыдыповна, учитель русского языка.

Министерство образования и науки республики Бурятия

Еравнинский районный отдел образования

МАОУ «Усть-Эгитуйская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Жаргонизмы в речи школьников и произведениях современных писателей

Выполнила:

Цыдендамбаева Лариса, ученица 10 класса

Усть-Эгитуйской СОШ

Учитель Цыденова Жаргалма Цыдыповна, учитель русского языка.

Объект исследования: учащиеся МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ» Предмет исследования: молодёжный жаргон учащихся МАОУ «Усть – Эгитуйская средняя общеобразовательная школа» Гипотеза: существует мнение, что употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными. Цель работы: проанализировать речь учащихся школы с точки зрения количественного и качественного использования жаргонизмов, выяснить лексическое значение употребляемых жаргонизмов, частоту их употребления.
  • Объект исследования: учащиеся МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ»
  • Предмет исследования: молодёжный жаргон учащихся МАОУ «Усть – Эгитуйская средняя общеобразовательная школа»
  • Гипотеза: существует мнение, что употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными.
  • Цель работы: проанализировать речь учащихся школы с точки зрения количественного и качественного использования жаргонизмов, выяснить лексическое значение употребляемых жаргонизмов, частоту их употребления.
Задачи: Определить понятие «жаргон». Выявить виды жаргона. Изучить теоретический материал по данной проблеме, обработать и систематизировать его. Провести анкетирование учащихся с целью выявления наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частоту их использования, причин их употребления. Методы исследования: 1.Обзор литературы. 2. Проведение анкетирования. 3. Наблюдение. 4. Анализ анкет.
  • Задачи:
  • Определить понятие «жаргон».
  • Выявить виды жаргона.
  • Изучить теоретический материал по данной проблеме, обработать и систематизировать его.
  • Провести анкетирование учащихся с целью выявления наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частоту их использования, причин их употребления.

Методы исследования:

1.Обзор литературы.

2. Проведение анкетирования.

3. Наблюдение.

4. Анализ анкет.

Что же такое жаргонизмы? Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей.

Что же такое жаргонизмы?

Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей.

Группы жаргонов: Армейский жаргон. Спортивный жаргон. Жаргон людей, связанных с музыкальной культурой. Жаргон байкеров. Жаргон «новых русских», представителей криминальных структур Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону.  Например , названия учебных предметов: матеша – математика, физра – физкультура, русиш – русский язык.

Группы жаргонов:

  • Армейский жаргон.
  • Спортивный жаргон.
  • Жаргон людей, связанных с музыкальной культурой.
  • Жаргон байкеров.
  • Жаргон «новых русских», представителей криминальных структур

Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону.

Например , названия учебных предметов: матеша – математика, физра – физкультура, русиш – русский язык.

Факторы, влияющие на появление жаргонов С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.

Факторы, влияющие на появление жаргонов

С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.

Источники образования жаргона: Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, интернет. (Например, вирусняк – компьютерный вирус, инет – интернет, глючит, тупит – неполадки в работе компьютера, юзер – пользователь ) 2. Современная музыкальная культура. (Например, попса, попсятина – поп-музыка, свежак – новая музыка. Часто школьники придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Мармеладзе, Филя, Кретинушки International. 3 . Хобби, увлечения молодых людей. (финтовать, гонять финты)

Источники образования жаргона:

  • Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, интернет. (Например, вирусняк – компьютерный вирус, инет – интернет, глючит, тупит – неполадки в работе компьютера, юзер – пользователь )

2. Современная музыкальная культура. (Например, попса, попсятина – поп-музыка, свежак – новая музыка.

Часто школьники придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Мармеладзе, Филя, Кретинушки International.

3 . Хобби, увлечения молодых людей. (финтовать, гонять финты)

Выводы: 1. Проведенный литературный обзор показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – протест против окружающей действительности. Язык ярче, чем одежда, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников. 2 . Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность,но стоит помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвященным людям, это часто вызывает недоразумения. 3. Основными факторами, влияющими на появление жаргонных слов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.

Выводы:

1. Проведенный литературный обзор показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – протест против окружающей действительности. Язык ярче, чем одежда, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников.

2 . Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность,но стоит помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвященным людям, это часто вызывает недоразумения.

3. Основными факторами, влияющими на появление жаргонных слов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.

Лингвистическое исследование речи школьников.  Социологический опрос. В анкетировании приняли участие 74 человека: 10 из 5 класса 15 из 6 класса 14 из 7 класса 13 из 8 класса 12 из 9 класса 4 из 10 класса 6 из 11 класса

Лингвистическое исследование речи школьников.

Социологический опрос.

В анкетировании приняли участие 74 человека:

10 из 5 класса

15 из 6 класса

14 из 7 класса

13 из 8 класса

12 из 9 класса

4 из 10 класса

6 из 11 класса

Анкета: 1.Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы? А) Да. Б) Нет В) Стараюсь не употреблять  2. Напишите известные вам жаргонные слова.  3.Для чего вы их употребляете? А)считаете, что модно, современно; Б)нужны в речи для связи слов; В)помогают преодолеть недостаток слов в моей речи; Г)делают речь понятнее для друзей; Д)свой вариант. 4. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи? А) да; Б) нет; В) иногда, в разных случаях; Г) не думал об этом.

Анкета:

1.Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?

А) Да.

Б) Нет

В) Стараюсь не употреблять

2. Напишите известные вам жаргонные слова.

3.Для чего вы их употребляете?

А)считаете, что модно, современно;

Б)нужны в речи для связи слов;

В)помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;

Г)делают речь понятнее для друзей;

Д)свой вариант.

4. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

А) да;

Б) нет;

В) иногда, в разных случаях;

Г) не думал об этом.

Результаты 2 вопроса: Напишите известные вам жаргонные слова. Существительные: мобила, телек, комп, ящик, труба, хавчик, кент, лох, кореш, чувак, крыса, стукач, домашка, контрошка, училка, русиш, жратва, мусор, бабки, бабло, капуста, инет, комы, комменты. Глаголы: отвали, отсыхай, гонишь, хавать, задолбал, обломать, приколись, зашибись, отвянь, офигеть, жрать. Наречия: ништяк, кайфово, клево, угарно, классно. Устойчивые словосочетания: шнурки в стакане, базара нет, я не в курсах, ё-мое, я че, рыжий, флаг в руки, барабан на шею, с какого перепугу.

Результаты 2 вопроса:

Напишите известные вам жаргонные слова.

  • Существительные: мобила, телек, комп, ящик, труба, хавчик, кент, лох, кореш, чувак, крыса, стукач, домашка, контрошка, училка, русиш, жратва, мусор, бабки, бабло, капуста, инет, комы, комменты.
  • Глаголы: отвали, отсыхай, гонишь, хавать, задолбал, обломать, приколись, зашибись, отвянь, офигеть, жрать.
  • Наречия: ништяк, кайфово, клево, угарно, классно.
  • Устойчивые словосочетания: шнурки в стакане, базара нет, я не в курсах, ё-мое, я че, рыжий, флаг в руки, барабан на шею, с какого перепугу.
Результаты 1 вопроса Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?

Результаты 1 вопроса

Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?

Результаты 2 вопроса: Для чего вы их употребляете ?

Результаты 2 вопроса:

Для чего вы их употребляете ?

Результаты 3 вопроса: Как вы считаете, нужны ли в речи жаргонизмы?

Результаты 3 вопроса:

Как вы считаете, нужны ли в речи жаргонизмы?

Исследование произведений современной писательницы Екатерины Вильмонт . Одна из известнейших писательниц XXI века. Многие её произведения не только издаются и выложены на различных электронных ресурсах, но и экранизированы .

Исследование произведений современной писательницы Екатерины Вильмонт .

Одна из известнейших писательниц XXI века. Многие её произведения не только издаются и выложены на различных электронных ресурсах, но и экранизированы .

«В поисках сокровищ» Екатерина Вильмонт «Секрет пропавшего клада» Екатерина Вильмонт

«В поисках сокровищ» Екатерина Вильмонт

«Секрет пропавшего клада» Екатерина Вильмонт

Примеры жаргонизма взяты из произведений Е.Вильмонт «В поисках сокровищ», «Секрет пропавшего клада» - Отвяжись , пацан! – не выдержал наконец один из грузчиков. – Не твоего ума дело! Отвяжись - отстань «Какая клевая девчонка» – подумал Стас. Клевая – красивая, хорошая. -Глупости, стану я из-за такой муры обижаться! Мура - мелочь -Ага! И легенды о ней сочинять будут! Кайф ! Кайф – здорово.

Примеры жаргонизма взяты из произведений Е.Вильмонт

«В поисках сокровищ», «Секрет пропавшего клада»

- Отвяжись , пацан! – не выдержал наконец один из грузчиков. – Не твоего ума дело!

Отвяжись - отстань

«Какая клевая девчонка» – подумал Стас.

Клевая – красивая, хорошая.

-Глупости, стану я из-за такой муры обижаться!

Мура - мелочь

-Ага! И легенды о ней сочинять будут! Кайф !

Кайф – здорово.

Выводы: Анализ ответов показал: Большинство учеников стараются не употреблять жаргонизмы. Учащиеся используют жаргоны, как слова,наиболее понятные их друзьям. Школьники считают, что иногда их можно употреблять, но в разумных пределах. Жаргонизмы, какой-то мере, помогают понять атмосферу происходящего в произведениях, чувства героев.

Выводы:

Анализ ответов показал:

  • Большинство учеников стараются не употреблять жаргонизмы.
  • Учащиеся используют жаргоны, как слова,наиболее понятные их друзьям.
  • Школьники считают, что иногда их можно употреблять, но в разумных пределах.
  • Жаргонизмы, какой-то мере, помогают понять атмосферу происходящего в произведениях, чувства героев.
Заключение: Работая над темой «Жаргонизмы в речи школьников», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь

Заключение:

Работая над темой «Жаргонизмы в речи школьников», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!