СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Научного проекта на тему: "Область допустимых значений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Научного проекта на тему: "Область допустимых значений"»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ “ Война с ОДЗ”  Екатериненко Серафим 10Б Научный руководитель: Мартынова Екатерина Владимировна МБОУ гимназия №1

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

“ Война с ОДЗ” Екатериненко Серафим 10Б

Научный руководитель:

Мартынова Екатерина Владимировна

МБОУ гимназия №1

ВВЕДЕНИЕ

  • Название проекта:
  • «Война с ОДЗ»
  • «Война с ОДЗ»
  • Автор: Екатериненко Серафим Павлович
  • Екатериненко Серафим Павлович
  • Руководитель: Малькова Наталья Игоревна
  • Малькова Наталья Игоревна
  • Цель проекта: Определить значимость ОДЗ
  • Определить значимость ОДЗ
  • Задачи: Дать определение ОДЗ Определить границы ОДЗ Найти способы обхода ОДЗ Собрать статистику о знаниях ОДЗ среди учеников Собрать статистику о частоте появления ОДЗ в ЕГЭ
  • Дать определение ОДЗ
  • Определить границы ОДЗ
  • Найти способы обхода ОДЗ
  • Собрать статистику о знаниях ОДЗ среди учеников
  • Собрать статистику о частоте появления ОДЗ в ЕГЭ
  • Актуальность: Я выбрал данную тему для проекта, так как сам часто совершаю ошибки, не определив или неправильно определив ОДЗ. Поэтому для меня тема ОДЗ актуальна, и я считаю её достойной изучения.
  • Я выбрал данную тему для проекта, так как сам часто совершаю ошибки, не определив или неправильно определив ОДЗ. Поэтому для меня тема ОДЗ актуальна, и я считаю её достойной изучения.
  • Методы исследования: Обобщение Тестирование Математический метод
  • Обобщение
  • Тестирование
  • Математический метод
  • Гипотеза: ОДЗ является важной частью при решении уравнений и неравенств.
  • ОДЗ является важной частью при решении уравнений и неравенств.
Об ИСТОРИИ ОДЗ ОДЗ в той или иной форме появлялась сразу, как только возникали противоречия по поводы значения тех или иных выражений, например, когда кто-либо пытался делить на ноль. Но сам термин “ОДЗ” когда и кем был введен доподлинно неизвестно, так как постоянно изменялся вместе с математикой как наукой, но предположительно он появился в тот же период времени что и область определения и область значений функции. Термины область значений и определения в трактовке схожей сегодняшней появились чуть позже понятия функция, которое в своем первичном виде было введено Ренэ Декартом в своем труде “Геометрия”. Рене Декарт

Об ИСТОРИИ ОДЗ

ОДЗ в той или иной форме появлялась сразу, как только возникали противоречия по поводы значения тех или иных выражений, например, когда кто-либо пытался делить на ноль. Но сам термин “ОДЗ” когда и кем был введен доподлинно неизвестно, так как постоянно изменялся вместе с математикой как наукой, но предположительно он появился в тот же период времени что и область определения и область значений функции. Термины область значений и определения в трактовке схожей сегодняшней появились чуть позже понятия функция, которое в своем первичном виде было введено Ренэ Декартом в своем труде “Геометрия”.

Рене Декарт

ОДЗ И ОБЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Область определения – множество значений переменной, на котором задается функция, это множество не может быть больше ОДЗ. Область определения – множество значений переменной, на котором задается функция, это множество не может быть больше ОДЗ.  ОДЗ выражения - область допустимых значений, состоит, по определению, из тех x, для которых имеют смысл его левая и правая части. Рассмотрим уравнение:   ОДЗ выражения - область допустимых значений, состоит, по определению, из тех x, для которых имеют смысл его левая и правая части.   ОДЗ: , т.к. x под знаком квадратного корня, если x отрицательно то выражение бессмысленно.  Несмотря на небольшое различие этих понятий, я рассмотрю их обоих. Область определения: , т.к. значение корня четной степени всегда неотрицательно, при выражение все еще имеет смысл, хоть и ложно. Несмотря на небольшое различие этих понятий, я рассмотрю их обоих.

ОДЗ И ОБЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Область определения – множество значений переменной, на котором задается функция, это множество не может быть больше ОДЗ.

Область определения – множество значений переменной, на котором задается функция, это множество не может быть больше ОДЗ.

ОДЗ выражения - область допустимых значений, состоит, по определению, из тех x, для которых имеют смысл его левая и правая части.

Рассмотрим уравнение:

ОДЗ выражения - область допустимых значений, состоит, по определению, из тех x, для которых имеют смысл его левая и правая части.

ОДЗ: , т.к. x под знаком квадратного корня, если x отрицательно то выражение бессмысленно.

Несмотря на небольшое различие этих понятий, я рассмотрю их обоих.

Область определения: , т.к. значение корня четной степени всегда неотрицательно, при выражение все еще имеет смысл, хоть и ложно.

Несмотря на небольшое различие этих понятий, я рассмотрю их обоих.

ГРАНИЦЫ ОДЗ Деление на ноль запрещено Под знаком корня четной степени может быть лишь неотрицательное выражение При основании равном нуль показатель степени должен быть положителен Основание рациональной степени должно быть положительно Аргумент тангенса Аргумент котангенса Аргумент арккосинуса и арксинуса  

ГРАНИЦЫ ОДЗ

  • Деление на ноль запрещено
  • Под знаком корня четной степени может быть лишь неотрицательное выражение
  • При основании равном нуль показатель степени должен быть положителен
  • Основание рациональной степени должно быть положительно
  • Аргумент тангенса
  • Аргумент котангенса
  • Аргумент арккосинуса и арксинуса
  •  
ОДЗ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

ОДЗ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

ДЕЛЕНИЕ НА ЗНАЧЕНИЕ С НЕИЗВЕСТНЫМ Рассмотрим следующее уравнение и два его решения:    Как можно понять после проверки подстановкой, прекрасное и короткое левое решение дано неверный ответ, потеряв x = 0, это произошло потому, что 0 – один из корней уравнения, т.е. x = 0, а первым же действием левого решения было произведено деление на x, т.е. деление на 0.  К счастью это правило можно обойти, рассмотрев два случая: когда делитель равен нули и неравен нулю, т.е. в данном случае подставить 0 в исходное. При x ≠ 0: При x ≠ 0: При x = 0: При x = 0:  является корнем

ДЕЛЕНИЕ НА ЗНАЧЕНИЕ С НЕИЗВЕСТНЫМ

Рассмотрим следующее уравнение и два его решения:

  •  

Как можно понять после проверки подстановкой, прекрасное и короткое левое решение дано неверный ответ, потеряв x = 0, это произошло потому, что 0 – один из корней уравнения, т.е. x = 0, а первым же действием левого решения было произведено деление на x, т.е. деление на 0.

К счастью это правило можно обойти, рассмотрев два случая: когда делитель равен нули и неравен нулю, т.е. в данном случае подставить 0 в исходное.

При x ≠ 0:

При x ≠ 0:

При x = 0:

При x = 0:

является корнем

РЕШЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Иррациональное уравнение — это уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня, или возведённое в степень, которую нельзя свести к целому числу. Вся проблема здесь как раз таки в пресловутом корне (или степени), которые, имеют немало ограничений.  Разберем пример иррационального уравнения с квадратным корнем:  | Возведение в квадрат ОДЗ: Модуль для левой части не требуется, согласно ОДЗ она и так неотрицательна Модуль для левой части не требуется, согласно ОДЗ она и так неотрицательна Решаем в уме через Виета Решаем в уме через Виета Вот и ответ Вот и ответ Корень x = -4 не является решением, это можно проверить подстановкой, но ведь ОДЗ было указано, верно? Да, но не было указано еще одно правило: значение арифметического корня четной степени всегда неотрицательно.  Это очень важное правило при решении иррациональных уравнений, но оно не является правилом ОДЗ. Оно относится к области определения

РЕШЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Иррациональное уравнение — это уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня, или возведённое в степень, которую нельзя свести к целому числу. Вся проблема здесь как раз таки в пресловутом корне (или степени), которые, имеют немало ограничений. Разберем пример иррационального уравнения с квадратным корнем:

| Возведение в квадрат

ОДЗ:

Модуль для левой части не требуется, согласно ОДЗ она и так неотрицательна

Модуль для левой части не требуется, согласно ОДЗ она и так неотрицательна

Решаем в уме через Виета

Решаем в уме через Виета

Вот и ответ

Вот и ответ

Корень x = -4 не является решением, это можно проверить подстановкой, но ведь ОДЗ было указано, верно? Да, но не было указано еще одно правило: значение арифметического корня четной степени всегда неотрицательно. Это очень важное правило при решении иррациональных уравнений, но оно не является правилом ОДЗ. Оно относится к области определения

ВИД УРАВНЕНИЯ, С ОДЗ СОСТОЯЩИМ ИЗ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ТОЧЕК Рассмотрим следующее уравнение:    С виду оно абсолютно нерешаемо, но при нахождении ОДЗ произойдет следующее:  Как видно, все ОДЗ состоит из двух точек: 4 и 5, то есть можно подставить эти значения и проверить, являются ли они корнями. При : . После вычислений станет ясно, что выражение справедливо, то есть является корнем. При : . После вычислений станет ясно, что выражение не справедливо, то есть не является корнем.

ВИД УРАВНЕНИЯ, С ОДЗ СОСТОЯЩИМ ИЗ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ТОЧЕК

Рассмотрим следующее уравнение:

  •  

С виду оно абсолютно нерешаемо, но при нахождении ОДЗ произойдет следующее:

Как видно, все ОДЗ состоит из двух точек: 4 и 5, то есть можно подставить эти значения и проверить, являются ли они корнями.

При : . После вычислений станет ясно, что выражение справедливо, то есть является корнем.

При : . После вычислений станет ясно, что выражение не справедливо, то есть не является корнем.

ОДЗ ПРИ ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ  Рассмотрим следующее уравнение:   , И его преобразованную версию:  Легко найти решение: , при подстановке в уже преобразованное уравнение ответ сходится, но вот при подстановке в оригинальное уравнение появляется корень из отрицательного числа.  Проблема в разности ОДЗ для обоих примеров, для первого: , для второго же ограничений нет. Из чего можно сделать вывод, что ОДЗ требуется указывать до проведения любых преобразований.

ОДЗ ПРИ ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ

Рассмотрим следующее уравнение:

  •  

,

И его преобразованную версию:

Легко найти решение: , при подстановке в уже преобразованное уравнение ответ сходится, но вот при подстановке в оригинальное уравнение появляется корень из отрицательного числа.

Проблема в разности ОДЗ для обоих примеров, для первого: , для второго же ограничений нет. Из чего можно сделать вывод, что ОДЗ требуется указывать до проведения любых преобразований.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБХОДА ОДЗ  В некоторых выражениях найти ОДЗ может оказаться непростой задачей, в таких случаях рационально не указывать его, а просто проверить верность корней методом подстановки.   Рассмотрим следующее уравнение:    В знаменателе видим уравнение четвертой степени и просто игнорируем его: =0   Подставляем ответы в знаменатель и получаем: – противоречит ОДЗ –  не противоречит ОДЗ  Как видно, вместо решения уравнения четвертой степени можно сперва решить всё уравнение, а затем подставить корни в исходное.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБХОДА ОДЗ

В некоторых выражениях найти ОДЗ может оказаться непростой задачей, в таких случаях рационально не указывать его, а просто проверить верность корней методом подстановки. Рассмотрим следующее уравнение:

  •  

В знаменателе видим уравнение четвертой степени и просто игнорируем его:

=0

Подставляем ответы в знаменатель и получаем:

  • – противоречит ОДЗ
  • не противоречит ОДЗ

Как видно, вместо решения уравнения четвертой степени можно сперва решить всё уравнение, а затем подставить корни в исходное.

ОДЗ В ЖИЗНИ

ОДЗ В ЖИЗНИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  Итак, передо мной стояла задача посчитать, сколько пятерок надо получить чтобы “подтянуть” оценку до 4.5 баллов. Средняя оценка считается ка среднее арифметическое среди всех оценок, у меня имеется следующие оценки: 5, 2, 4, 4 и их среднее равно: . Пусть мне нужно получить n пятерок, тогда, чтобы вычислить n мне нужно решить неравенство: .   Я решу уравнение без области определения и ОДЗ и посмотрю, что получится:  Как можно получить -4 пятерки? Никак, количество оценок должно быть положительным и целым, это и была область определения, то есть ответом будет являться .

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Итак, передо мной стояла задача посчитать, сколько пятерок надо получить чтобы “подтянуть” оценку до 4.5 баллов. Средняя оценка считается ка среднее арифметическое среди всех оценок, у меня имеется следующие оценки: 5, 2, 4, 4 и их среднее равно: . Пусть мне нужно получить n пятерок, тогда, чтобы вычислить n мне нужно решить неравенство: .

  •  

Я решу уравнение без области определения и ОДЗ и посмотрю, что получится:

Как можно получить -4 пятерки? Никак, количество оценок должно быть положительным и целым, это и была область определения, то есть ответом будет являться .

ЗНАНИЯ ОДЗ СРЕДИ УЧЕНИКОВ 9 И 10 КЛАССОВ, УЧИТЕЛЕЙ. Я провел тестирование среди десятых и девятых классов профильной и базовой групп математики, дав 3 уравнения девятому и 4 десятому классу.   Дополнительное уравнение для десятого класса: .

ЗНАНИЯ ОДЗ СРЕДИ УЧЕНИКОВ 9 И 10 КЛАССОВ, УЧИТЕЛЕЙ.

Я провел тестирование среди десятых и девятых классов профильной и базовой групп математики, дав 3 уравнения девятому и 4 десятому классу.

  •  

Дополнительное уравнение для десятого класса: .

РЕЗУЛЬТАТ (10 классы и учителя) Среди десятиклассников единственной ошибкой в первом уравнении стало неправильное решение, а не деление на , во втором уравнении все ошибившиеся не указали ОДЗ, как и в третьем. В четвертом же всех ошибившихся просто пугал знаменатель, и они не могли от него избавиться, что очень интересно. Полностью с заданием никто кроме двух учителей не справился. Интересно, что после объяснения правильного решения все несправившиеся сочли его чрезвычайно легким и признавали свои ошибки.   № Класс 1 Группа Б 2 П н1 Б 3 П н2 + Б 4 + н3 + Б Б 5 + + н4 П + Б 6 + - Б 7 П - + - П Б + - 8 - + - + 9 - Б Б 10 Б П + + - - П - - - Б - 11 - П Б 12 + - - Б 13 - Б + + - - + Б - + Б 14 + Б 15 А - - - П - А 16 + - - А П 17 - - + - П - + А + - 18 19 П - + + - У А 20 У + - - + + 21 А П - - + - - - + 22 П Б У П - + + - 23 У - - - - 24 А - + - + 25 А П - + + 26 + П У + + - + У У + У + + - + + + - + - - + + - Б – база, П – профиль, У – учитель.

РЕЗУЛЬТАТ (10 классы и учителя)

Среди десятиклассников единственной ошибкой в первом уравнении стало неправильное решение, а не деление на , во втором уравнении все ошибившиеся не указали ОДЗ, как и в третьем. В четвертом же всех ошибившихся просто пугал знаменатель, и они не могли от него избавиться, что очень интересно. Полностью с заданием никто кроме двух учителей не справился. Интересно, что после объяснения правильного решения все несправившиеся сочли его чрезвычайно легким и признавали свои ошибки.

 

Класс

1

Группа

Б

2

П

н1

Б

3

П

н2

+

Б

4

+

н3

+

Б

Б

5

+

+

н4

П

+

Б

6

+

-

Б

7

П

-

+

-

П

Б

+

-

8

-

+

-

+

9

-

Б

Б

10

Б

П

+

+

-

-

П

-

-

-

Б

-

11

-

П

Б

12

+

-

-

Б

13

-

Б

+

+

-

-

+

Б

-

+

Б

14

+

Б

15

А

-

-

-

П

-

А

16

+

-

-

А

П

17

-

-

+

-

П

-

+

А

+

-

18

19

П

-

+

+

-

У

А

20

У

+

-

-

+

+

21

А

П

-

-

+

-

-

-

+

22

П

Б

У

П

-

+

+

-

23

У

-

-

-

-

24

А

-

+

-

+

25

А

П

-

+

+

26

+

П

У

+

+

-

+

У

У

+

У

+

+

-

+

+

+

-

+

-

-

+

+

-

Б – база, П – профиль, У – учитель.

РЕЗУЛЬТАТ (9 класс) Самой распространенной ошибкой среди учеников девятого класса являлось неуказание ОДЗ во втором уравнении. Много учеников испытывали трудности с самим уравнением, а не с ОДЗ. Так, в первом уравнении, один ученик, при раскрытии скобок, умножая на получил , один ученик перенес из правой части в левую и сократил его на , стоящий как множитель перед скобкой. Несколько учеников перенесли , раскрыли скобки, но не смогли решить неполное квадратное уравнение. Было два ученика, которые верно решили первое и второе уравнения, указали ОДЗ в третьем, но при делении на 3 не поделили один из членов квадратного уравнения.   № н1 1 2 н2 + - + н3 3 З 4 НД - НД !  5 ! НД + - 6 НД + + 7 +- 8 + - НД 9 ! - + 10 - + 11 + + НД - +- НД 12 +- - ! 13 НД ! + 14 15 ! - ! ! + + 16 17 НД - ! - НД 18 + - + 19 НД 20 +- - + + НД - 21 22 НД + - - +- ! 23 24 +- + - + 25 З + - + +- 26 + - + ! - З + – верно - – неверное решение, из-за неуказания ОДЗ ! – полностью неверное решение НД – задание не выполнено З – ОДЗ указано, но не использовано +- – ОДЗ указано, но решение неверно.

РЕЗУЛЬТАТ (9 класс)

Самой распространенной ошибкой среди учеников девятого класса являлось неуказание ОДЗ во втором уравнении. Много учеников испытывали трудности с самим уравнением, а не с ОДЗ. Так, в первом уравнении, один ученик, при раскрытии скобок, умножая на получил , один ученик перенес из правой части в левую и сократил его на , стоящий как множитель перед скобкой. Несколько учеников перенесли , раскрыли скобки, но не смогли решить неполное квадратное уравнение. Было два ученика, которые верно решили первое и второе уравнения, указали ОДЗ в третьем, но при делении на 3 не поделили один из членов квадратного уравнения.

 

н1

1

2

н2

+

-

+

н3

3

З

4

НД

-

НД

!

5

!

НД

+

-

6

НД

+

+

7

+-

8

+

-

НД

9

!

-

+

10

-

+

11

+

+

НД

-

+-

НД

12

+-

-

!

13

НД

!

+

14

15

!

-

!

!

+

+

16

17

НД

-

!

-

НД

18

+

-

+

19

НД

20

+-

-

+

+

НД

-

21

22

НД

+

-

-

+-

!

23

24

+-

+

-

+

25

З

+

-

+

+-

26

+

-

+

!

-

З

+ – верно

- – неверное решение, из-за неуказания ОДЗ

! – полностью неверное решение

НД – задание не выполнено

З – ОДЗ указано, но не использовано

+- – ОДЗ указано, но решение неверно.

ОДЗ В ЕГЭ Для меня, как для десятиклассника эта тема важна как никогда и точно подходит под заголовок “ОДЗ в жизни”. Задание 1 Группа Всего заданий Линейные, квадратные, кубические уравнения Рациональные уравнения Без ОДЗ 10 Иррациональные уравнения 11 10 Незнание ОДЗ может привести к ошибке 0 15 0 ОДЗ есть, но его незнание не приведет к ошибке Тригонометрические уравнения 0 2 0 3 Всего 11 1 2 39 Задание 12 12 Группа 14 0 1 Всего заданий 1 Рациональные уравнения Иррациональные уравнения 24 Без ОДЗ 4 5 Тригонометрические уравнения 0 Незнание ОДЗ может привести к ошибке 0 Тригонометрические уравнения, разложение на множители ОДЗ есть, но его незнание не приведет к ошибке 0 88 Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ 4 33 74 2 4 Всего 38 31 3 0 10 0 168 2 29 105 9 35 28

ОДЗ В ЕГЭ

Для меня, как для десятиклассника эта тема важна как никогда и точно подходит под заголовок “ОДЗ в жизни”.

Задание 1

Группа

Всего заданий

Линейные, квадратные, кубические уравнения

Рациональные уравнения

Без ОДЗ

10

Иррациональные уравнения

11

10

Незнание ОДЗ может привести к ошибке

0

15

0

ОДЗ есть, но его незнание не приведет к ошибке

Тригонометрические уравнения

0

2

0

3

Всего

11

1

2

39

Задание 12

12

Группа

14

0

1

Всего заданий

1

Рациональные уравнения

Иррациональные уравнения

24

Без ОДЗ

4

5

Тригонометрические уравнения

0

Незнание ОДЗ может привести к ошибке

0

Тригонометрические уравнения, разложение на множители

ОДЗ есть, но его незнание не приведет к ошибке

0

88

Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ

4

33

74

2

4

Всего

38

31

3

0

10

0

168

2

29

105

9

35

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате анализа полученной информации можно сказать что ОДЗ – важная часть при решении математических задач, в том числе и тех, что встречаются в ЕГЭ. При этом ученики не умеют определять границы ОДЗ при решении задач, что может привести к ошибке. Стоит отметить, что вместо ОДЗ желательно использовать область определения, так как она включает куда больше правил, следовательно “отбрасывает” большее количество неподходящих корней, что особенно заметно при решении иррациональных уравнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • В результате анализа полученной информации можно сказать что ОДЗ – важная часть при решении математических задач, в том числе и тех, что встречаются в ЕГЭ. При этом ученики не умеют определять границы ОДЗ при решении задач, что может привести к ошибке. Стоит отметить, что вместо ОДЗ желательно использовать область определения, так как она включает куда больше правил, следовательно “отбрасывает” большее количество неподходящих корней, что особенно заметно при решении иррациональных уравнений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!