ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ
“ Война с ОДЗ” Екатериненко Серафим 10Б
Научный руководитель:
Мартынова Екатерина Владимировна
МБОУ гимназия №1
ВВЕДЕНИЕ
- «Война с ОДЗ»
- «Война с ОДЗ»
- Автор: Екатериненко Серафим Павлович
- Екатериненко Серафим Павлович
- Руководитель: Малькова Наталья Игоревна
- Малькова Наталья Игоревна
- Цель проекта: Определить значимость ОДЗ
- Определить значимость ОДЗ
- Задачи: Дать определение ОДЗ Определить границы ОДЗ Найти способы обхода ОДЗ Собрать статистику о знаниях ОДЗ среди учеников Собрать статистику о частоте появления ОДЗ в ЕГЭ
- Дать определение ОДЗ
- Определить границы ОДЗ
- Найти способы обхода ОДЗ
- Собрать статистику о знаниях ОДЗ среди учеников
- Собрать статистику о частоте появления ОДЗ в ЕГЭ
- Актуальность: Я выбрал данную тему для проекта, так как сам часто совершаю ошибки, не определив или неправильно определив ОДЗ. Поэтому для меня тема ОДЗ актуальна, и я считаю её достойной изучения.
- Я выбрал данную тему для проекта, так как сам часто совершаю ошибки, не определив или неправильно определив ОДЗ. Поэтому для меня тема ОДЗ актуальна, и я считаю её достойной изучения.
- Методы исследования: Обобщение Тестирование Математический метод
- Обобщение
- Тестирование
- Математический метод
- Гипотеза: ОДЗ является важной частью при решении уравнений и неравенств.
- ОДЗ является важной частью при решении уравнений и неравенств.
Об ИСТОРИИ ОДЗ
ОДЗ в той или иной форме появлялась сразу, как только возникали противоречия по поводы значения тех или иных выражений, например, когда кто-либо пытался делить на ноль. Но сам термин “ОДЗ” когда и кем был введен доподлинно неизвестно, так как постоянно изменялся вместе с математикой как наукой, но предположительно он появился в тот же период времени что и область определения и область значений функции. Термины область значений и определения в трактовке схожей сегодняшней появились чуть позже понятия функция, которое в своем первичном виде было введено Ренэ Декартом в своем труде “Геометрия”.
Рене Декарт
ОДЗ И ОБЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Область определения – множество значений переменной, на котором задается функция, это множество не может быть больше ОДЗ.
Область определения – множество значений переменной, на котором задается функция, это множество не может быть больше ОДЗ.
ОДЗ выражения - область допустимых значений, состоит, по определению, из тех x, для которых имеют смысл его левая и правая части.
Рассмотрим уравнение:
ОДЗ выражения - область допустимых значений, состоит, по определению, из тех x, для которых имеют смысл его левая и правая части.
ОДЗ: , т.к. x под знаком квадратного корня, если x отрицательно то выражение бессмысленно.
Несмотря на небольшое различие этих понятий, я рассмотрю их обоих.
Область определения: , т.к. значение корня четной степени всегда неотрицательно, при выражение все еще имеет смысл, хоть и ложно.
Несмотря на небольшое различие этих понятий, я рассмотрю их обоих.
ГРАНИЦЫ ОДЗ
- Деление на ноль запрещено
- Под знаком корня четной степени может быть лишь неотрицательное выражение
- При основании равном нуль показатель степени должен быть положителен
- Основание рациональной степени должно быть положительно
- Аргумент тангенса
- Аргумент котангенса
- Аргумент арккосинуса и арксинуса
ОДЗ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
ДЕЛЕНИЕ НА ЗНАЧЕНИЕ С НЕИЗВЕСТНЫМ
Рассмотрим следующее уравнение и два его решения:
Как можно понять после проверки подстановкой, прекрасное и короткое левое решение дано неверный ответ, потеряв x = 0, это произошло потому, что 0 – один из корней уравнения, т.е. x = 0, а первым же действием левого решения было произведено деление на x, т.е. деление на 0.
К счастью это правило можно обойти, рассмотрев два случая: когда делитель равен нули и неравен нулю, т.е. в данном случае подставить 0 в исходное.
При x ≠ 0:
При x ≠ 0:
При x = 0:
При x = 0:
является корнем
РЕШЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Иррациональное уравнение — это уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня, или возведённое в степень, которую нельзя свести к целому числу. Вся проблема здесь как раз таки в пресловутом корне (или степени), которые, имеют немало ограничений. Разберем пример иррационального уравнения с квадратным корнем:
| Возведение в квадрат
ОДЗ:
Модуль для левой части не требуется, согласно ОДЗ она и так неотрицательна
Модуль для левой части не требуется, согласно ОДЗ она и так неотрицательна
Решаем в уме через Виета
Решаем в уме через Виета
Вот и ответ
Вот и ответ
Корень x = -4 не является решением, это можно проверить подстановкой, но ведь ОДЗ было указано, верно? Да, но не было указано еще одно правило: значение арифметического корня четной степени всегда неотрицательно. Это очень важное правило при решении иррациональных уравнений, но оно не является правилом ОДЗ. Оно относится к области определения
ВИД УРАВНЕНИЯ, С ОДЗ СОСТОЯЩИМ ИЗ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ТОЧЕК
Рассмотрим следующее уравнение:
С виду оно абсолютно нерешаемо, но при нахождении ОДЗ произойдет следующее:
Как видно, все ОДЗ состоит из двух точек: 4 и 5, то есть можно подставить эти значения и проверить, являются ли они корнями.
При : . После вычислений станет ясно, что выражение справедливо, то есть является корнем.
При : . После вычислений станет ясно, что выражение не справедливо, то есть не является корнем.
ОДЗ ПРИ ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ
Рассмотрим следующее уравнение:
,
И его преобразованную версию:
Легко найти решение: , при подстановке в уже преобразованное уравнение ответ сходится, но вот при подстановке в оригинальное уравнение появляется корень из отрицательного числа.
Проблема в разности ОДЗ для обоих примеров, для первого: , для второго же ограничений нет. Из чего можно сделать вывод, что ОДЗ требуется указывать до проведения любых преобразований.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБХОДА ОДЗ
В некоторых выражениях найти ОДЗ может оказаться непростой задачей, в таких случаях рационально не указывать его, а просто проверить верность корней методом подстановки. Рассмотрим следующее уравнение:
В знаменателе видим уравнение четвертой степени и просто игнорируем его:
=0
Подставляем ответы в знаменатель и получаем:
- – противоречит ОДЗ
- – не противоречит ОДЗ
Как видно, вместо решения уравнения четвертой степени можно сперва решить всё уравнение, а затем подставить корни в исходное.
ОДЗ В ЖИЗНИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Итак, передо мной стояла задача посчитать, сколько пятерок надо получить чтобы “подтянуть” оценку до 4.5 баллов. Средняя оценка считается ка среднее арифметическое среди всех оценок, у меня имеется следующие оценки: 5, 2, 4, 4 и их среднее равно: . Пусть мне нужно получить n пятерок, тогда, чтобы вычислить n мне нужно решить неравенство: .
Я решу уравнение без области определения и ОДЗ и посмотрю, что получится:
Как можно получить -4 пятерки? Никак, количество оценок должно быть положительным и целым, это и была область определения, то есть ответом будет являться .
ЗНАНИЯ ОДЗ СРЕДИ УЧЕНИКОВ 9 И 10 КЛАССОВ, УЧИТЕЛЕЙ.
Я провел тестирование среди десятых и девятых классов профильной и базовой групп математики, дав 3 уравнения девятому и 4 десятому классу.
Дополнительное уравнение для десятого класса: .
РЕЗУЛЬТАТ (10 классы и учителя)
Среди десятиклассников единственной ошибкой в первом уравнении стало неправильное решение, а не деление на , во втором уравнении все ошибившиеся не указали ОДЗ, как и в третьем. В четвертом же всех ошибившихся просто пугал знаменатель, и они не могли от него избавиться, что очень интересно. Полностью с заданием никто кроме двух учителей не справился. Интересно, что после объяснения правильного решения все несправившиеся сочли его чрезвычайно легким и признавали свои ошибки.
№
Класс
1
Группа
Б
2
П
н1
Б
3
П
н2
+
Б
4
+
н3
+
Б
Б
5
+
+
н4
П
+
Б
6
+
-
Б
7
П
-
+
-
П
Б
+
-
8
-
+
-
+
9
-
Б
Б
10
Б
П
+
+
-
-
П
-
-
-
Б
-
11
-
П
Б
12
+
-
-
Б
13
-
Б
+
+
-
-
+
Б
-
+
Б
14
+
Б
15
А
-
-
-
П
-
А
16
+
-
-
А
П
17
-
-
+
-
П
-
+
А
+
-
18
19
П
-
+
+
-
У
А
20
У
+
-
-
+
+
21
А
П
-
-
+
-
-
-
+
22
П
Б
У
П
-
+
+
-
23
У
-
-
-
-
24
А
-
+
-
+
25
А
П
-
+
+
26
+
П
У
+
+
-
+
У
У
+
У
+
+
-
+
+
+
-
+
-
-
+
+
-
Б – база, П – профиль, У – учитель.
РЕЗУЛЬТАТ (9 класс)
Самой распространенной ошибкой среди учеников девятого класса являлось неуказание ОДЗ во втором уравнении. Много учеников испытывали трудности с самим уравнением, а не с ОДЗ. Так, в первом уравнении, один ученик, при раскрытии скобок, умножая на получил , один ученик перенес из правой части в левую и сократил его на , стоящий как множитель перед скобкой. Несколько учеников перенесли , раскрыли скобки, но не смогли решить неполное квадратное уравнение. Было два ученика, которые верно решили первое и второе уравнения, указали ОДЗ в третьем, но при делении на 3 не поделили один из членов квадратного уравнения.
№
н1
1
2
н2
+
-
+
н3
3
З
4
НД
-
НД
!
5
!
НД
+
-
6
НД
+
+
7
+-
8
+
-
НД
9
!
-
+
10
-
+
11
+
+
НД
-
+-
НД
12
+-
-
!
13
НД
!
+
14
15
!
-
!
!
+
+
16
17
НД
-
!
-
НД
18
+
-
+
19
НД
20
+-
-
+
+
НД
-
21
22
НД
+
-
-
+-
!
23
24
+-
+
-
+
25
З
+
-
+
+-
26
+
-
+
!
-
З
+ – верно
- – неверное решение, из-за неуказания ОДЗ
! – полностью неверное решение
НД – задание не выполнено
З – ОДЗ указано, но не использовано
+- – ОДЗ указано, но решение неверно.
ОДЗ В ЕГЭ
Для меня, как для десятиклассника эта тема важна как никогда и точно подходит под заголовок “ОДЗ в жизни”.
Задание 1
Группа
Всего заданий
Линейные, квадратные, кубические уравнения
Рациональные уравнения
Без ОДЗ
10
Иррациональные уравнения
11
10
Незнание ОДЗ может привести к ошибке
0
15
0
ОДЗ есть, но его незнание не приведет к ошибке
Тригонометрические уравнения
0
2
0
3
Всего
11
1
2
39
Задание 12
12
Группа
14
0
1
Всего заданий
1
Рациональные уравнения
Иррациональные уравнения
24
Без ОДЗ
4
5
Тригонометрические уравнения
0
Незнание ОДЗ может привести к ошибке
0
Тригонометрические уравнения, разложение на множители
ОДЗ есть, но его незнание не приведет к ошибке
0
88
Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ
4
33
74
2
4
Всего
38
31
3
0
10
0
168
2
29
105
9
35
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- В результате анализа полученной информации можно сказать что ОДЗ – важная часть при решении математических задач, в том числе и тех, что встречаются в ЕГЭ. При этом ученики не умеют определять границы ОДЗ при решении задач, что может привести к ошибке. Стоит отметить, что вместо ОДЗ желательно использовать область определения, так как она включает куда больше правил, следовательно “отбрасывает” большее количество неподходящих корней, что особенно заметно при решении иррациональных уравнений.