СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Вопрос себе как первый шаг к творчеству", ( МХК, 9 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: осмысление вечных тем искусства и жизни в процессе познания научного и художественного творчества человека; поиск ответов на вопросы, волнующие людей разных эпох, стран, религий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Вопрос себе как первый шаг к творчеству", ( МХК, 9 класс)»

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

Вопрос себе

как первый шаг к творчеству

Современный человек живет в сложном   и  загадочном  мире,  ставящем  перед ним почти каждый день множество вопросов, на  которые  он  ищет  ответы. Эти  ответы  иногда  приходят  к  нему  в результате познания  и  труда, а  иногда в  результате  озарения.   В  любом  случае верно  найденный  ответ на  вопрос  вызывает чувство   удовлетворения . 

Современный человек живет в сложном 

и  загадочном  мире,  ставящем  перед ним почти каждый день множество вопросов, на  которые  он  ищет  ответы. Эти  ответы  иногда  приходят  к  нему  в результате познания  и  труда, а  иногда в  результате  озарения. 

В  любом  случае верно  найденный 

ответ на  вопрос  вызывает чувство

  удовлетворения . 

Американский писатель, карикатурист и выдающийся юморист Джеймс Тарбер говорил: «Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы» _ Как вы думаете, почему? _ Что вас удивляет? _ Какая возникает проблема? .

Американский писатель, карикатурист и выдающийся юморист Джеймс Тарбер говорил: «Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы»

_ Как вы думаете, почему?

_ Что вас удивляет?

_ Какая возникает проблема?

.

Именно  с  вопроса  начинается  любое  творчество:  и  художественное,  и научное.  Человеческие  творения  рождаются  сначала   в  виде  мысли  и  лишь затем  воплощаются  в  предметы  и  события.  Человечество  ищет  ответы  на возникающие  вопросы.  Именно  вопросы  служат  мотивом  для  познания мира. 

Именно  с  вопроса  начинается  любое 

творчество:  и  художественное,  и научное. 

Человеческие  творения  рождаются 

сначала 

в  виде  мысли  и  лишь затем 

воплощаются  в  предметы  и  события. 

Человечество  ищет  ответы 

на возникающие  вопросы. 

Именно  вопросы 

служат  мотивом  для  познания мира. 

Если  человек  не  ждет,  когда  ему  зададут  от  или  иной  вопрос, чтобы  начать  свой  поиск, а  сам  умеет  задавать себе  вопросы и  самостоятельно искать на    них  ответы,   то  можно  сказать,  что у  него  есть  потенциал  для  развития творчества. И  чем  больше  он  погружается  в  суть  предмета,  тем  больше  появляется  вопросов,  так  как  приходит понимание  огромности  и  непознаваемости  мира.

Если  человек  не  ждет,  когда  ему  зададут 

от  или  иной  вопрос, чтобы  начать  свой 

поиск, а  сам  умеет  задавать себе  вопросы

и  самостоятельно искать на    них  ответы, 

то  можно  сказать,  что у  него  есть 

потенциал  для  развития творчества. И  чем  больше  он  погружается  в  суть 

предмета,  тем  больше  появляется  вопросов,  так  как  приходит понимание  огромности 

и  непознаваемости  мира.

Этот  парадокс  заметил   древнегреческий  мудрец  Сократ    и  выразил  его в  лаконичной,  но  глубокой  по  смыслу фразе:   «Я  знаю  только  то, что  я ничего не  знаю».

Этот  парадокс  заметил 

древнегреческий  мудрец  Сократ  

и  выразил  его в  лаконичной, 

но  глубокой  по  смыслу фразе: 

«Я  знаю  только  то, что  я ничего не  знаю».

Запишите слова Сократа, объясните их смысл.

Запишите слова Сократа,

объясните их смысл.

Игровое упражнение  « Согласен – не согласен » . Ответьте, согласны вы или нет со следующими утверждениями:  Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Игровое упражнение

« Согласен – не согласен » .

Ответьте, согласны вы или нет со следующими утверждениями:

  • Именно вопросы служат мотивом для познания мира.
 Чем больше узнаёшь о каком-либо явлении, погружаешься в суть предмета, тем больше ты знаешь,  тем меньше вопросов у тебя остаётся.
  • Чем больше узнаёшь о каком-либо явлении,

погружаешься в суть предмета,

тем больше ты знаешь,

тем меньше вопросов у тебя остаётся.

 Чем больше возникает вопросов, тем больше шансов стать творческим человеком.
  • Чем больше возникает вопросов, тем больше шансов стать творческим человеком.
 Рассмотрим картину великого художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Попробуем сформулировать вопросы касательно анализа содержания картины
  • Рассмотрим картину великого художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
  • Попробуем сформулировать вопросы касательно анализа содержания картины
 Интересные факты о картине  «Девочка на шаре»
  • Интересные факты о картине

«Девочка на шаре»

  Девочка.  Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году. И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.

  Девочка.  Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году.

И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.

Шар.  Есть предположение, что шар, на котором балансирует акробатка, — это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.

Шар.  Есть предположение, что шар, на котором балансирует акробатка, — это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.

Атлет.  Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление — кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

Атлет.  Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление — кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

Цветок.  В данном контексте цветок с его недолговечной красотой — символ мимолетности, краткости бытия.

Цветок.  В данном контексте цветок с его недолговечной красотой — символ мимолетности, краткости бытия.

Лошадь.  В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков. 

Лошадь.  В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков. 

Семья.  Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах труппа — идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире.

Семья.  Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах труппа — идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире.

Куб.   «Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен») –латинская поговорка. Статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

Куб.   «Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен») –латинская поговорка.

Статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

 Картина жива и очень динамична,  как художник добился такой динамики?   Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент
  • Картина жива и очень динамична, 

как художник добился такой динамики?

  Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент

Теперь проведем эксперимент:

Теперь проведем эксперимент:

— с помощью графического редактора уберем людей…

с помощью графического редактора уберем людей…

… и лошадь с заднего плана.

и лошадь с заднего плана.

- Что изменилось после внедрения в исходный замысел художника?

- Что изменилось после внедрения в исходный замысел художника?

«Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь — это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру — еще одно важное движение, легкое и воздушное.

«Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь — это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру — еще одно важное движение, легкое и воздушное.

Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.

Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.

Детские мечты и неземные фантазии взрослого человека Просмотр ролика о работах художника Чесловаса Чеснакевичуса Музыка - Пуччини Fantasy, скрипка - К.Федотенко, виолончель - Е. Долгова

Детские мечты и неземные фантазии взрослого человека

Просмотр ролика о работах художника Чесловаса Чеснакевичуса

Музыка - Пуччини

Fantasy, скрипка - К.Федотенко, виолончель - Е. Долгова

Художник, что рисует дождь?.. И снег. И небо. Море. Землю. Луну. Слонов. Птиц... День. Ночь. Вдохновение. Грусть. Восхищение. Разочарование.

Художник, что рисует дождь?..

И снег. И небо. Море. Землю. Луну. Слонов. Птиц...

День. Ночь.

Вдохновение. Грусть.

Восхищение. Разочарование.

Движение. Жизнь. Фантазии. Всё - смешано и переплетено. Как в путающихся мыслях. И он так и выложил это - всё вместе и неотделимо одно от другого. О чём он?.. Никто точно не ответит. Наверное, и он сам. О своём. Но так притягивает, завораживает... Нравится мне?.. Точно не выразить. Как и его картины - всё так понятно! Но остаётся загадкой. Которую не хочется разгадывать. Пусть так и остаётся...

Движение. Жизнь. Фантазии.

Всё - смешано и переплетено.

Как в путающихся мыслях.

И он так и выложил это - всё вместе и неотделимо

одно от другого.

О чём он?..

Никто точно не ответит. Наверное, и он сам.

О своём. Но так притягивает, завораживает...

Нравится мне?..

Точно не выразить.

Как и его картины - всё так понятно! Но остаётся

загадкой. Которую не хочется разгадывать. Пусть

так и остаётся...

Картины?.. Фото?.. Коллаж?..

Картины?.. Фото?.. Коллаж?..

1. Каким образом можно найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком современный сложный и загадочный мир ?  2. С чего начинается любое творчество ? 3 . Как рождаются человеческие творения ?  4. У какого человека есть потенциал для развития творчества ? 

1. Каким образом можно найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком современный сложный и загадочный мир

2. С чего начинается любое творчество ?

3 . Как рождаются человеческие творения

4. У какого человека есть потенциал для развития творчества

5. Какой фразой древнегреческий философ высказал мысль о том, что чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов ?  6. Какое место в развитии человечества,  в познании мира занимает искусство ? (________________________)  Ответы запишем в творческую тетрадь  с аргументами и примерами.

5. Какой фразой древнегреческий философ высказал мысль о том, что чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов ?

6. Какое место в развитии человечества,

в познании мира занимает искусство ? (________________________) Ответы запишем в творческую тетрадь

с аргументами и примерами.

1. Каким образом можно найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком современный сложный и загадочный мир?  (в результате познания, труда и озарения) 2. С чего начинается любое творчество?  (с вопроса) 3. Как рождаются человеческие творения?  (сначала появляются мысли, затем они воплощаются в предметы и события) 4. У какого человека есть потенциал для развития творчества?  (который не ждет, когда ему зададут вопрос, чтобы начать свой поиск; который сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы) 5. Какой фразой древнегреческий философ высказал мысль о том, что чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов?  («Я знаю только то, что я ничего не знаю») 6. Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство? (_____________________________)

1. Каким образом можно найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком современный сложный и загадочный мир?  (в результате познания, труда и озарения)

2. С чего начинается любое творчество?  (с вопроса)

3. Как рождаются человеческие творения?  (сначала появляются мысли, затем они воплощаются в предметы и события)

4. У какого человека есть потенциал для развития творчества?  (который не ждет, когда ему зададут вопрос, чтобы начать свой поиск; который сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы)

5. Какой фразой древнегреческий философ высказал мысль о том, что чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов?  («Я знаю только то, что я ничего не знаю»)

6. Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство? (_____________________________)

Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях. Познавательная функция . Познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей. 3. Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. 4. Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.

Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях.

  • Познавательная функция . Познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
  • Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

3. Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.

4. Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.

Домашнее задание:  найти в справочниках, энциклопедиях значение слов «притча», «нимфа», «красота». Записать определения в творческую тетрадь. Проанализировать план действий при подготовке исследовательского проекта «Пушкин — наше всё».

Домашнее задание:

найти в справочниках, энциклопедиях значение слов «притча», «нимфа», «красота».

Записать определения в творческую тетрадь. Проанализировать план действий при подготовке исследовательского проекта «Пушкин — наше всё».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!