Вопрос себе
как первый шаг к творчеству
Современный человек живет в сложном
и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения.
В любом случае верно найденный
ответ на вопрос вызывает чувство
удовлетворения .
Американский писатель, карикатурист и выдающийся юморист Джеймс Тарбер говорил: «Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы»
_ Как вы думаете, почему?
_ Что вас удивляет?
_ Какая возникает проблема?
.
Именно с вопроса начинается любое
творчество: и художественное, и научное.
Человеческие творения рождаются
сначала
в виде мысли и лишь затем
воплощаются в предметы и события.
Человечество ищет ответы
на возникающие вопросы.
Именно вопросы
служат мотивом для познания мира.
Если человек не ждет, когда ему зададут
от или иной вопрос, чтобы начать свой
поиск, а сам умеет задавать себе вопросы
и самостоятельно искать на них ответы,
то можно сказать, что у него есть
потенциал для развития творчества. И чем больше он погружается в суть
предмета, тем больше появляется вопросов, так как приходит понимание огромности
и непознаваемости мира.
Этот парадокс заметил
древнегреческий мудрец Сократ
и выразил его в лаконичной,
но глубокой по смыслу фразе:
«Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Запишите слова Сократа,
объясните их смысл.
Игровое упражнение
« Согласен – не согласен » .
Ответьте, согласны вы или нет со следующими утверждениями:
- Именно вопросы служат мотивом для познания мира.
- Чем больше узнаёшь о каком-либо явлении,
погружаешься в суть предмета,
тем больше ты знаешь,
тем меньше вопросов у тебя остаётся.
- Чем больше возникает вопросов, тем больше шансов стать творческим человеком.
- Рассмотрим картину великого художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
- Попробуем сформулировать вопросы касательно анализа содержания картины
- Интересные факты о картине
«Девочка на шаре»
Девочка. Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году.
И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.
Шар. Есть предположение, что шар, на котором балансирует акробатка, — это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.
Атлет. Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление — кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.
Цветок. В данном контексте цветок с его недолговечной красотой — символ мимолетности, краткости бытия.
Лошадь. В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков.
Семья. Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах труппа — идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире.
Куб. «Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен») –латинская поговорка.
Статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.
- Картина жива и очень динамична,
как художник добился такой динамики?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперимент
Теперь проведем эксперимент:
— с помощью графического редактора уберем людей…
… и лошадь с заднего плана.
- Что изменилось после внедрения в исходный замысел художника?
«Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь — это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру — еще одно важное движение, легкое и воздушное.
Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.
Детские мечты и неземные фантазии взрослого человека
Просмотр ролика о работах художника Чесловаса Чеснакевичуса
Музыка - Пуччини
Fantasy, скрипка - К.Федотенко, виолончель - Е. Долгова
Художник, что рисует дождь?..
И снег. И небо. Море. Землю. Луну. Слонов. Птиц...
День. Ночь.
Вдохновение. Грусть.
Восхищение. Разочарование.
Движение. Жизнь. Фантазии.
Всё - смешано и переплетено.
Как в путающихся мыслях.
И он так и выложил это - всё вместе и неотделимо
одно от другого.
О чём он?..
Никто точно не ответит. Наверное, и он сам.
О своём. Но так притягивает, завораживает...
Нравится мне?..
Точно не выразить.
Как и его картины - всё так понятно! Но остаётся
загадкой. Которую не хочется разгадывать. Пусть
так и остаётся...
Картины?.. Фото?.. Коллаж?..
1. Каким образом можно найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком современный сложный и загадочный мир ?
2. С чего начинается любое творчество ?
3 . Как рождаются человеческие творения ?
4. У какого человека есть потенциал для развития творчества ?
5. Какой фразой древнегреческий философ высказал мысль о том, что чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов ?
6. Какое место в развитии человечества,
в познании мира занимает искусство ? (________________________) Ответы запишем в творческую тетрадь
с аргументами и примерами.
1. Каким образом можно найти ответы на вопросы, которые ставит перед человеком современный сложный и загадочный мир? (в результате познания, труда и озарения)
2. С чего начинается любое творчество? (с вопроса)
3. Как рождаются человеческие творения? (сначала появляются мысли, затем они воплощаются в предметы и события)
4. У какого человека есть потенциал для развития творчества? (который не ждет, когда ему зададут вопрос, чтобы начать свой поиск; который сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы)
5. Какой фразой древнегреческий философ высказал мысль о том, что чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов? («Я знаю только то, что я ничего не знаю»)
6. Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство? (_____________________________)
Значение искусства для человека и человечества заключено в его основных функциях.
- Познавательная функция . Познавательная функция отражает способность искусства к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
- Воспитательная функция отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
3. Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.
4. Эстетическая функция формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание и умение творить по законам красоты.
Домашнее задание:
найти в справочниках, энциклопедиях значение слов «притча», «нимфа», «красота».
Записать определения в творческую тетрадь. Проанализировать план действий при подготовке исследовательского проекта «Пушкин — наше всё».