СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Работа над вокальным дыханием в процессе распевания и разучивания произведения на уроках академического вокала».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Работа над вокальным дыханием в процессе распевания и разучивания произведения на уроках академического вокала».»

Презентация на тему:  Охрана голоса преподавателя-вокалиста Подготовила Перевязко Л.С.  2024г.

Презентация на тему: Охрана голоса преподавателя-вокалиста

Подготовила Перевязко Л.С.

2024г.

Певческий голос     Певческий голос  (голос профессионального оперного певца) — музыкальный инструмент,  две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот. У каждого голоса свой, только ему присущий тембр; уникальный, как отпечатки пальцев.

Певческий голос   Певческий голос  (голос профессионального оперного певца) — музыкальный инструмент,  две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот. У каждого голоса свой, только ему присущий тембр; уникальный, как отпечатки пальцев.

 Голос вокалиста нужно беречь и охранять, защищать от вредных воздействий. Большие голосовые нагрузки, которые испытывает певец в процессе профессионального использования голоса предъявляют и повышенные требования к голосовому аппарату, в связи с чем возникает необходимость в разработке профилактических мер для сохранения здорового голоса.

Голос вокалиста нужно беречь и охранять, защищать от вредных воздействий. Большие голосовые нагрузки, которые испытывает певец в процессе профессионального использования голоса предъявляют и повышенные требования к голосовому аппарату, в связи с чем возникает необходимость в разработке профилактических мер для сохранения здорового голоса.

ОХРАНА ГОЛОСА и ГИГИЕНА уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих соблюдение правил гигиены голоса, профилактику и коррекцию работы голоса с учётом конкретных целей и задач, специфики условий голосовой деятельности и индивидуальных данных. А. Е. Егоров совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. В гигиене голоса выделяют три основных компонента: гигиена дыхания, гигиена питания, психогигиена   М. А. Печенюк

ОХРАНА ГОЛОСА и ГИГИЕНА

уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих соблюдение правил гигиены голоса, профилактику и коррекцию работы голоса с учётом конкретных целей и задач, специфики условий голосовой деятельности и индивидуальных данных.

А. Е. Егоров

совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. В гигиене голоса выделяют три основных компонента: гигиена дыхания, гигиена питания, психогигиена

М. А. Печенюк

Гигиена голоса – это совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. Гигиена голоса по М. А. Печенюк В гигиене голоса выделяют три основных компонента: гигиена дыхания (здесь центральный момент – вдох через нос), гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани), психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций).

Гигиена голоса – это совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата.

Гигиена голоса по М. А. Печенюк

В гигиене голоса выделяют три основных компонента:

  • гигиена дыхания (здесь центральный момент – вдох через нос),
  • гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани),
  • психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций).
Правила гигиены голоса 1.  После долгой голосовой нагрузки необходимо избегать разговоров 2–3 часа. 2 . После голосовой нагрузки 20–30 минут оставаться в помещении, особенно в холодное время года. 3. Нельзя быстро ходить при холодной погоде, так как при этом в дыхательные пути попадает больше холодного воздуха . 4. Голосовой аппарат чувствителен к очень холодной, очень горячей, острой, сильно солёной пище, а также к алкоголю и курению. 5. Монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем выразительнее и эмоциональнее пение или речь, тем здоровее голосовые связки. 6. Во время голосовой нагрузки необходимо делать паузы, для того чтобы сглатывать слюну для орошения голосовых связок или делать несколько глотков воды.  7. Необходима ежедневная дыхательно-голосовая гимнастика от 20 до 30 минут.

Правила гигиены голоса

1. После долгой голосовой нагрузки необходимо избегать разговоров 2–3 часа.

2 . После голосовой нагрузки 20–30 минут оставаться в помещении, особенно в холодное время года.

3. Нельзя быстро ходить при холодной погоде, так как при этом в дыхательные пути попадает больше холодного воздуха .

4. Голосовой аппарат чувствителен к очень холодной, очень горячей, острой, сильно солёной пище, а также к алкоголю и курению.

5. Монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем выразительнее и эмоциональнее пение или речь, тем здоровее голосовые связки.

6. Во время голосовой нагрузки необходимо делать паузы, для того чтобы сглатывать слюну для орошения голосовых связок или делать несколько глотков воды.

7. Необходима ежедневная дыхательно-голосовая гимнастика от 20 до 30 минут.

В певческом процессе участвует весь дыхательный аппарат, следовательно, нарушение нормальной функции любой его части в той или иной степени лишает голосовой аппарат полноценной голосовой (вокальной или речевой) функции, а голос – точности звучания, тембра, диапазона, силы.  Поэтому, педагогу-музыканту необходимо обращать внимание на различные простудные и инфекционные заболевания, которые усложняют звукообразование. Эффективное функционирование голосового аппарата невозможно без общего укрепления организма. Поэтому укрепление голоса тесно связано с занятиями физкультурой, закаливанием, правильной организацией труда и отдыха.

В певческом процессе участвует весь дыхательный аппарат, следовательно, нарушение нормальной функции любой его части в той или иной степени лишает голосовой аппарат полноценной голосовой (вокальной или речевой) функции, а голос – точности звучания, тембра, диапазона, силы.

Поэтому, педагогу-музыканту необходимо обращать внимание на различные простудные и инфекционные заболевания, которые усложняют звукообразование. Эффективное функционирование голосового аппарата невозможно без общего укрепления организма. Поэтому укрепление голоса тесно связано с занятиями физкультурой, закаливанием, правильной организацией труда и отдыха.

Профессиональные нарушения голоса Это заболевания, в основе которых лежат систематическое перенапряжение голоса и грубые нарушения техники голосообразования. Нарушение голосовой функции можно рассматривать как проявление изменений анатомических элементов гортани, нервно-мышечного аппарата и различных отделов центральной нервной системы, которая прямо или косвенно с помощью различных связей принимает участие в развитии заболеваний.

Профессиональные нарушения голоса

Это заболевания, в основе которых лежат систематическое перенапряжение голоса и грубые нарушения техники голосообразования. Нарушение голосовой функции можно рассматривать как проявление изменений анатомических элементов гортани, нервно-мышечного аппарата и различных отделов центральной нервной системы, которая прямо или косвенно с помощью различных связей принимает участие в развитии заболеваний.

Классификация нарушений голоса  (по Ю.С.Василенко 2002г. Критерии Причина Функциональные Характер течения Психологические Органические Воспаление Временный, приходящий Поведенческие Аллергия Затяжной, длительный, пожизненный Эмоциональные особенности человека Заболевания Опухоли Психогенная Нарушения иннервации и др. Гипо-гипер-тонусная Смешанная Ларингит Ходит Спастическая Узелки, кисты Мутационная Гуранулемы Дистрофия/афония Полипы голосовых складок и др.

Классификация нарушений голоса (по Ю.С.Василенко 2002г.

Критерии

Причина

Функциональные

Характер течения

Психологические

Органические

Воспаление

Временный, приходящий

Поведенческие

Аллергия

Затяжной, длительный, пожизненный

Эмоциональные особенности человека

Заболевания

Опухоли

Психогенная

Нарушения иннервации и др.

Гипо-гипер-тонусная

Смешанная

Ларингит

Ходит

Спастическая

Узелки, кисты

Мутационная

Гуранулемы

Дистрофия/афония

Полипы голосовых складок и др.

Специфическая характеристика профессионального голоса педагога:

1) потенциально высокий уровень громкости (голосовой «запас прочности», позволяющий учителю в любой ситуации быть услышанным);

2) большой динамический диапазон (возможность придавать голосу множество градаций громкости, переходов от максимальной звучности к минимальной в соответствии с решаемой задачей);

3) широкий высотный диапазон (значительные повышения и  понижения частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);

4) большой тембральный диапазон, разнообразие тембров (изменения звуковой окраски голоса для придания большей выразительности);

5) благозвучность (чистота и ясность тембра);

6) полётность (хорошая слышимость при наименьших усилиях говорящего);

7) помехоустойчивость (способность голоса противостоять внешним звуковым помехам);

8) суггестивность (способность голоса воздействовать на эмоции и поведение учеников);

9) устойчивость (потенциальная стабильность высоты, громкости и тембра);

10) гибкость, подвижность (способность голоса быстро и непринужденно варьировать высоту, громкость и тембр);

11) адаптивность (способность голоса обеспечивать хорошую слышимость, разборчивость и комфортное восприятие речи в любых акустических условиях),

12) выносливость (высокая работоспособность голоса, позволяющая выдерживать длительную речевую нагрузку).

Для успешного проведения занятий музыкально исполнительского плана необходимы  благоприятные условия вокальной работы:   выработка профессиональных вокальных навыков соблюдение голосового режима (отдых голосового аппарата),  создание благоприятной обстановки при исполнении устранение внешних раздражителей налаживание звукоизоляции в учебной аудитории соблюдение гигиенических норм в помещении избегание форсирования звука соблюдение правил общей и индивидуальной гигиены соблюдение режима работы голоса

Для успешного проведения занятий музыкально исполнительского плана необходимы благоприятные условия вокальной работы:

  • выработка профессиональных вокальных навыков
  • соблюдение голосового режима (отдых голосового аппарата),
  • создание благоприятной обстановки при исполнении
  • устранение внешних раздражителей
  • налаживание звукоизоляции в учебной аудитории
  • соблюдение гигиенических норм в помещении
  • избегание форсирования звука
  • соблюдение правил общей и индивидуальной гигиены
  • соблюдение режима работы голоса
Правила охраны голосовых складок Не перегружать работу голосовых складок громким пением и криком Не петь много в высокой тесситуре Не отравлять слизистую и голосовые складки никотином и спиртными напитками Беречь певческий аппарат от перепадов температуры Избегать перегрузок со стороны дыхания Использовать дифрагматические дыхание Избегать раздражающей слизистую и пищи

Правила охраны голосовых складок

Не перегружать работу голосовых складок громким пением и криком

Не петь много в высокой тесситуре

Не отравлять слизистую и голосовые складки никотином и спиртными напитками

Беречь певческий аппарат от перепадов температуры

Избегать перегрузок со стороны дыхания

Использовать дифрагматические дыхание

Избегать раздражающей слизистую и пищи

Дыхание . Развитие навыка правильного дыхания – обязательное звено в системе упражнений охраны голоса. Добиться максимально благоприятных условий охраны голоса можно путем установки такой деятельности дыхательного аппарата, которая гарантировала бы защиту связок от перегрузки со стороны дыхания.

Дыхание .

Развитие навыка правильного дыхания – обязательное звено в системе упражнений охраны голоса.

Добиться максимально благоприятных условий охраны голоса можно путем установки такой деятельности дыхательного аппарата, которая гарантировала бы защиту связок от перегрузки со стороны дыхания.

Различные способы дыхания получили название «типов дыхания». Диафрагматическое дыхание позволяет дышать глубоко, включая диафрагму, экономно распределять выдох . По мнению В. Самарина, « типы дыхания индивидуальны и делятся на две главные группы: грудное дыхание, свойственное главным образом женщинам, и дыхание нижнерёберное, или диафрагматическое, свойственное мужчинам».

Различные способы дыхания получили название «типов дыхания».

Диафрагматическое дыхание позволяет дышать глубоко, включая диафрагму, экономно распределять выдох .

По мнению В. Самарина, « типы дыхания индивидуальны и делятся на две главные группы: грудное дыхание, свойственное главным образом женщинам, и дыхание нижнерёберное, или диафрагматическое, свойственное мужчинам».

Чтобы освоить диафрагматическое дыхание, рекомендуют упражнения, предложенные А. М. Егоровым: лечь на спину на подушки или на твёрдую поверхность  осознав и проследив движение грудной клетки при данном лежачем положении, постараться применить его стоя  длительно и систематически упражняться, чтобы освоить подобный способ дыхания и обратить его в привычный и естественный

Чтобы освоить диафрагматическое дыхание, рекомендуют упражнения, предложенные А. М. Егоровым:

  • лечь на спину на подушки или на твёрдую поверхность

  • осознав и проследив движение грудной клетки при данном лежачем положении, постараться применить его стоя

  • длительно и систематически упражняться, чтобы освоить подобный способ дыхания и обратить его в привычный и естественный
Осанка! Для правильного дыхания большое значение имеет осанка, обеспечивающая свободное прохождение воздуха и значительно снижающая голосовую нагрузку.

Осанка!

Для правильного дыхания большое значение имеет осанка, обеспечивающая свободное прохождение воздуха и значительно снижающая голосовую нагрузку.

Дикция и артикуляция в охране голоса преподавателя-вокалиста играет отнюдь не последнюю роль. Во избежание форсирования звука следует сделать свой голос максимально чётким и понятным слушателю. Главное условие для хорошей работы органов артикуляции – ненапряженное, свободное положение гортани и всей окружающей её мускулатуры . Я. А. Коменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать. К органам артикуляции, по мнению В. Ф. Русецкого, относятся: нижняя челюсть, язык, нёбная занавеска, губы, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

Дикция и артикуляция в охране голоса преподавателя-вокалиста играет отнюдь не последнюю роль. Во избежание форсирования звука следует сделать свой голос максимально чётким и понятным слушателю.

Главное условие для хорошей работы органов артикуляции – ненапряженное, свободное положение гортани и всей окружающей её мускулатуры .

Я. А. Коменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать.

К органам артикуляции, по мнению В. Ф. Русецкого, относятся:

  • нижняя челюсть,
  • язык,
  • нёбная занавеска,
  • губы,
  • гортань,
  • задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.
Чтобы выработать хорошую артикуляцию, дикцию, необходимо укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти. Для этого рекомендуют специальные упражнения:      «пятачок» – вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения; «шпага» – при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком «колоть» щеки; для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный «а» и слоги с ним; для активизации губ – упражнения с губными согласными «б», «п», «м», с гласными «о», «у», «и»; при вялости языка – слог «ля», слоги с согласными «р», «н», «ч»; полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным ритме; Контроль за работой органов речи удобнее осуществлять при помощи зеркала.

Чтобы выработать хорошую артикуляцию, дикцию, необходимо укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти. Для этого рекомендуют специальные упражнения:

  • «пятачок» – вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения;
  • «шпага» – при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком «колоть» щеки;
  • для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный «а» и слоги с ним;
  • для активизации губ – упражнения с губными согласными «б», «п», «м», с гласными «о», «у», «и»;
  • при вялости языка – слог «ля», слоги с согласными «р», «н», «ч»;
  • полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным ритме;

Контроль за работой органов речи удобнее осуществлять при помощи зеркала.

Необходимо выполнять лежа, без напряжения, в естественном ритме дыхания по 4–5 минут 2–3 раза в день: Положить руку на живот, сделать вдох носом – ощутить подъѐм живота; выдох носом – ощутить втягивание живота внутрь; Вдох – через нос; Выдох – через рот плавно, спокойно, вытянув губы вперѐд. Вдох – через нос; Выдох – через рот, открытый широко (бесшумно). Вдох – через нос; Выдох – сквозь неплотно сомкнутые губы. Вдох – через нос; Выдох – с произношением долгих звуков: С, Ш, Х. Вдох – через нос; Выдох – с произношением 2–3 звуков, например:  С----Ш----Ф----Х----С---. Вдох – через нос; Выдох через рот быстро, втянув живот. Вдох – через нос; Выдох – через рот быстро с произношением звуков: Ч-П-Ц-Т-Д! В среде вокалистов в почёте  упражнения  дыхательно-голосовой гимнастики по  А. Н. Стрельниковой:

Необходимо выполнять лежа, без напряжения, в естественном ритме дыхания по 4–5 минут 2–3 раза в день:

  • Положить руку на живот, сделать вдох носом – ощутить подъѐм живота; выдох носом – ощутить втягивание живота внутрь;
  • Вдох – через нос; Выдох – через рот плавно, спокойно, вытянув губы вперѐд.
  • Вдох – через нос; Выдох – через рот, открытый широко (бесшумно).
  • Вдох – через нос; Выдох – сквозь неплотно сомкнутые губы.
  • Вдох – через нос; Выдох – с произношением долгих звуков: С, Ш, Х.
  • Вдох – через нос; Выдох – с произношением 2–3 звуков, например:

С----Ш----Ф----Х----С---.

  • Вдох – через нос; Выдох через рот быстро, втянув живот.
  • Вдох – через нос; Выдох – через рот быстро с произношением звуков: Ч-П-Ц-Т-Д!

В среде вокалистов в почёте упражнения дыхательно-голосовой гимнастики по А. Н. Стрельниковой:

Методические положения по охране и гигиене голоса педагога:   следить за уровнем нагрузки на голосовой аппарат; иметь знания теоретических основ постановки голоса, охраны голосовых складок для нормализации функции певческого голосового аппарата; не злоупотреблять высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т. п.; не допускать излишне больших речевых нагрузок, пения во время болезни; избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, пыли и т. д.; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько «остыть»; горло и мышцы рта не должны быть напряжены во время фонации, напряжение может рассматриваться лишь для выражения сильных чувств; соблюдать правила здорового образа жизни, общей и индивидуальной гигиены всего организма и режима работы; деятельность педагога-музыканта должна быть направлена на нахождение естественности и свободы звукообразования; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обратиться к врачу фониатру.

Методические положения по охране и гигиене голоса педагога:

  • следить за уровнем нагрузки на голосовой аппарат;
  • иметь знания теоретических основ постановки голоса, охраны голосовых складок для нормализации функции певческого голосового аппарата;
  • не злоупотреблять высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т. п.;
  • не допускать излишне больших речевых нагрузок, пения во время болезни;
  • избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, пыли и т. д.; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько «остыть»;
  • горло и мышцы рта не должны быть напряжены во время фонации, напряжение может рассматриваться лишь для выражения сильных чувств;
  • соблюдать правила здорового образа жизни, общей и индивидуальной гигиены всего организма и режима работы;
  • деятельность педагога-музыканта должна быть направлена на нахождение естественности и свободы звукообразования;
  • в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обратиться к врачу фониатру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!