СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему «Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема презентации «Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися»

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися»»

Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися

Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися

Педагогическая запущенность Педагогически запущенный - это такой учащийся, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности , актуальных для соответствующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного учащегося обусловливают его неадекватные реакции на педагогические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств . Для данной категории учащихся характерны хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски занятий, конфликты с одногруппиками и преподавателями, приобретение вредных привычек и т.п.).

Педагогическая запущенность

  • Педагогически запущенный - это такой учащийся, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности , актуальных для соответствующего возраста.
  • Черты и качества педагогически запущенного учащегося обусловливают его неадекватные реакции на педагогические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств .
  • Для данной категории учащихся характерны хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски занятий, конфликты с одногруппиками и преподавателями, приобретение вредных привычек и т.п.).

Педагогически запущенный учащийся - психически нормальный и физически здоровый, но он не обладает знаниями и умениями , необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Состояние педагогической запущенности предполагает устойчивые отклонения от нормы в поведении и нравственном сознании учащегося, оно обусловлено отрицательным влиянием среды и просчетами в воспитании .
  • Педагогически запущенный учащийся - психически нормальный и физически здоровый, но он не обладает знаниями и умениями , необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
  • Состояние педагогической запущенности предполагает устойчивые отклонения от нормы в поведении и нравственном сознании учащегося, оно обусловлено отрицательным влиянием среды и просчетами в воспитании .

Педагогическая запущенность включает три компонента : - во - первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), связанные с тем, что эти учащиеся имеют неполноценный, искаженный, противоречивый, индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания, умения); - во - вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально - волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности . На эти отставания наслаиваются возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность и др;
  • Педагогическая запущенность включает три компонента :
  • - во - первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), связанные с тем, что эти учащиеся имеют неполноценный, искаженный, противоречивый, индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания, умения);
  • - во - вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально - волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности . На эти отставания наслаиваются возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность и др;

в - третьих, отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных учащихся к себе и своим возможностям, сверстникам, преподавателям, родителям, окружающей действительности, что значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Педагогическая запущенность возникает неодномоментно , а развивается постепенно, проходя определенные стадии, знание которых необходимо для современной организации коррекционной помощи.
  • в - третьих, отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных учащихся к себе и своим возможностям, сверстникам, преподавателям, родителям, окружающей действительности, что значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение.
  • Педагогическая запущенность возникает неодномоментно , а развивается постепенно, проходя определенные стадии, знание которых необходимо для современной организации коррекционной помощи.

В первую группу входят учащиеся, у которых педагогическая запущенность выражается незначительно . Отрицательные черты и качества таких учащихся неустойчивы. Отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с преподавателями и сверстниками. Учащихся отличает легкая внушаемость, безволие, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим ситуативным отрицательным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких учащихся в коллективе можно считать благополучным, они, как правило не оказываются в изоляции.
  • В первую группу входят учащиеся, у которых педагогическая запущенность выражается незначительно . Отрицательные черты и качества таких учащихся неустойчивы. Отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с преподавателями и сверстниками. Учащихся отличает легкая внушаемость, безволие, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим ситуативным отрицательным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких учащихся в коллективе можно считать благополучным, они, как правило не оказываются в изоляции.

Учащихся второй группы характеризуют: низкая успеваемость, конфликтные отношения с одногруппниками, преподавателями. Такие учащиеся, как правило, живут в неблагополучных семьях. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы развиты недостаточно. В основном интересы направлены на внеучебную деятельность. Учащиеся отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений приводит к зависимости от отрицательного влияния. Эмоционально -волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты с одногруппниками не носят затяжного характера, а конфликты с преподавателями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.
  • Учащихся второй группы характеризуют: низкая успеваемость, конфликтные отношения с одногруппниками, преподавателями. Такие учащиеся, как правило, живут в неблагополучных семьях. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы развиты недостаточно. В основном интересы направлены на внеучебную деятельность. Учащиеся отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений приводит к зависимости от отрицательного влияния. Эмоционально -волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты с одногруппниками не носят затяжного характера, а конфликты с преподавателями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.

Учащиеся, включенные в третью группу, показывают отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы с родителями, преподавателями и однокурсниками, плохо учатся. Изолированность в группе компенсируют в общении с себе подобными. Их отличают безволие, склонность к аффективным вспышкам. Педагогическая запущенность может быть не только следствием, но и истоком трудновоспитуемости, усиливающим ее и приводящим учащегося к социальной запущенности и правонарушениям.
  • Учащиеся, включенные в третью группу, показывают отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы с родителями, преподавателями и однокурсниками, плохо учатся. Изолированность в группе компенсируют в общении с себе подобными. Их отличают безволие, склонность к аффективным вспышкам.
  • Педагогическая запущенность может быть не только следствием, но и истоком трудновоспитуемости, усиливающим ее и приводящим учащегося к социальной запущенности и правонарушениям.

Основные правила работы с педагогически запущенными учащимися Правило первое. Студента нужно побуждать высказывать свое мнение, дать ему возможность быть выслушанным, предоставить право до конца изложить свои взгляды на жизнь. Следует не торопиться оспаривать их с высоты своего авторитета, а наоборот, постараться продемонстрировать «уязвимость его позиции», чтобы он имел возможность поначалу «переубедить преподавателя». Главное при этом - сохранить желание спорить, а значит говорить начистоту. Развенчивать ошибочные взгляды нужно постепенно, подводя к противоречиям, которые неизбежно должны привести к отрицанию плохого и неверного.

Основные правила работы с педагогически запущенными учащимися

  • Правило первое.
  • Студента нужно побуждать высказывать свое мнение, дать ему возможность быть выслушанным, предоставить право до конца изложить свои взгляды на жизнь. Следует не торопиться оспаривать их с высоты своего авторитета, а наоборот, постараться продемонстрировать «уязвимость его позиции», чтобы он имел возможность поначалу «переубедить преподавателя». Главное при этом - сохранить желание спорить, а значит говорить начистоту. Развенчивать ошибочные взгляды нужно постепенно, подводя к противоречиям, которые неизбежно должны привести к отрицанию плохого и неверного.

Правило  второе  требует от преподавателя по возможности незаметно для учащегося вторгаться в круг его неформальных отношений, особенно когда есть необходимость применить к членам группы, в которую он входит, меры наказания или изолировать их от одногруппников. Часто бывает, что педагогическая изоляция лидера группы облегчает положение педагогически запущенного учащегося, так как ему теперь не нужно постоянно подтверждать свою репутацию «хулигана», которая его не воодушевляет, но, тем не менее, если конфликту дать разыграться открыто, он без колебаний займет среди учащихся позицию против педагогического коллектива.
  • Правило  второе  требует от преподавателя по возможности незаметно для учащегося вторгаться в круг его неформальных отношений, особенно когда есть необходимость применить к членам группы, в которую он входит, меры наказания или изолировать их от одногруппников. Часто бывает, что педагогическая изоляция лидера группы облегчает положение педагогически запущенного учащегося, так как ему теперь не нужно постоянно подтверждать свою репутацию «хулигана», которая его не воодушевляет, но, тем не менее, если конфликту дать разыграться открыто, он без колебаний займет среди учащихся позицию против педагогического коллектива.

Правило  третье  заключается в том, что трудновоспитуемому учащемуся нужно обеспечить реальную возможность занять достойное место в коллективе. Нужно сделать все, чтобы выявить у учащегося задатки и способности , благодаря которым он мог бы получить хотя бы минимальное преимущество перед сверстниками. В учебе, труде, в правовом, эстетическом, физическом воспитании нужно опираться на выигрышные стороны его личности . Правило  четвертое  рекомендует установить доверительные отношения между педагогически запущенным учащимся и коллективом группы. Естественно, что это дается не сразу. Нередко для того, чтобы добиться успеха, педагогу приходится вначале нейтрализовать то отрицательное влияние, которое запущенный учащийся оказывает на остальных.
  • Правило  третье  заключается в том, что трудновоспитуемому учащемуся нужно обеспечить реальную возможность занять достойное место в коллективе. Нужно сделать все, чтобы выявить у учащегося задатки и способности , благодаря которым он мог бы получить хотя бы минимальное преимущество перед сверстниками. В учебе, труде, в правовом, эстетическом, физическом воспитании нужно опираться на выигрышные стороны его личности .
  • Правило  четвертое  рекомендует установить доверительные отношения между педагогически запущенным учащимся и коллективом группы. Естественно, что это дается не сразу. Нередко для того, чтобы добиться успеха, педагогу приходится вначале нейтрализовать то отрицательное влияние, которое запущенный учащийся оказывает на остальных.

Правило  пятое  состоит в преодолении предвзятого отношения к учащемуся со стороны общественности. Демонстрация постоянного ожидания плохого поступка, готовность немедленно призвать к порядку и наказать, откровенное разочарование в человеческих достоинствах учащегося - таков психологический фон, который часто неоправданно создается вокруг педагогически запущенных учащихся. Педагогам приходится прикладывать немалые усилия для того, чтобы преодолеть агрессивную настороженность общественного окружения учащегося, ставшего на путь исправления. Правило  шестое : дать возможность педагогически запущенному учащемуся самостоятельно шефствовать над студентами младших курсов с аналогичной судьбой, когда его доверительные отношения с коллективом достаточно окрепнут. Ничто так не закрепляет навыки социального поведения, как собственные усилия по утверждению своих принципов и идеалов.
  • Правило  пятое  состоит в преодолении предвзятого отношения к учащемуся со стороны общественности. Демонстрация постоянного ожидания плохого поступка, готовность немедленно призвать к порядку и наказать, откровенное разочарование в человеческих достоинствах учащегося - таков психологический фон, который часто неоправданно создается вокруг педагогически запущенных учащихся. Педагогам приходится прикладывать немалые усилия для того, чтобы преодолеть агрессивную настороженность общественного окружения учащегося, ставшего на путь исправления.
  • Правило  шестое : дать возможность педагогически запущенному учащемуся самостоятельно шефствовать над студентами младших курсов с аналогичной судьбой, когда его доверительные отношения с коллективом достаточно окрепнут. Ничто так не закрепляет навыки социального поведения, как собственные усилия по утверждению своих принципов и идеалов.

Правило  седьмое : знать состояние здоровья учащегося , замечать признаки повышенной утомляемости, эмоциональной несдержанности, истощаемости внимания, свидетельствующие о наличии заболеваний. Знать, какие болезненные проявления, физические и психические недостатки учащегося заставляют его опасаться насмешек и издевательств со стороны сверстников. И, наконец, в ответ на проступок учащегося педагог вынужден отреагировать и мерой наказания. Это проявление общественной справедливости и должно применяться соответственно тяжести содеянного. Искусство наказания состоит в том, чтобы разумно взвесить его компоненты: раскаяние и боязнь возмездия; стыд и угрызения совести; стремление к реабилитации.
  • Правило  седьмое : знать состояние здоровья учащегося , замечать признаки повышенной утомляемости, эмоциональной несдержанности, истощаемости внимания, свидетельствующие о наличии заболеваний. Знать, какие болезненные проявления, физические и психические недостатки учащегося заставляют его опасаться насмешек и издевательств со стороны сверстников.
  • И, наконец, в ответ на проступок учащегося педагог вынужден отреагировать и мерой наказания. Это проявление общественной справедливости и должно применяться соответственно тяжести содеянного. Искусство наказания состоит в том, чтобы разумно взвесить его компоненты: раскаяние и боязнь возмездия; стыд и угрызения совести; стремление к реабилитации.

Особенно нужно помнить, что наказание должно завершать конфликт , а не создавать его и, что его разрушительные последствия не должны превышать разрушительные последствия самого» проступка. При этих условиях наказание будет принято учащимся как мера справедливости.
  • Особенно нужно помнить, что наказание должно завершать конфликт , а не создавать его и, что его разрушительные последствия не должны превышать разрушительные последствия самого» проступка. При этих условиях наказание будет принято учащимся как мера справедливости.

Виды помощи педагогически запущенным учащимся Оказывать практическую помощь учащемуся для ликвидации пробелов в знаниях. Создавать условия успеха для каждого учащемуся.  Избегать оценок и характеристик, углубляющих неверие учащемуся в себя, в свои силы. Временно не спрашивать материал, где он ещё не ликвидировал пробелы. Тактично вовлекать в общую работу. Учитывать тип нервной системы. Настрой родителей и одногруппников на доброжелательное, чуткое отношение.

Виды помощи педагогически запущенным учащимся

  • Оказывать практическую помощь учащемуся для ликвидации пробелов в знаниях.
  • Создавать условия успеха для каждого учащемуся.
  • Избегать оценок и характеристик, углубляющих неверие учащемуся в себя, в свои силы.
  • Временно не спрашивать материал, где он ещё не ликвидировал пробелы.
  • Тактично вовлекать в общую работу.
  • Учитывать тип нервной системы.
  • Настрой родителей и одногруппников на доброжелательное, чуткое отношение.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.   Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.

Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
  • Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Управление конфликтом   Управление конфликтом  - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют также такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта. Важным способом управления конфликтами является их профилактика.

Управление конфликтом  

  • Управление конфликтом  - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения конфликта.
  • Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение.
  • Выделяют также такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.
  • Важным способом управления конфликтами является их профилактика.

Способы и приемы профилактики конфликтов

Способы и приемы профилактики конфликтов

Профилактика конфликтов   Профилактика конфликтов  заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Профилактика конфликтов  

  • Профилактика конфликтов  заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
  • Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является такой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно разрешать их. Она требует меньше затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин.
  • Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является такой.
  • Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно разрешать их. Она требует меньше затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
  • Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!