СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Методы формирования финансовой грамотности во внеурочной деятельности у обучающихся начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о видах и методах работы на занятиях Финансовая грамотность

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Методы формирования финансовой грамотности во внеурочной деятельности у обучающихся начальных классов"»

 Методы формирования финансовой грамотности во внеурочной деятельности у обучающихся начальных классов МБОУ «СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» г.о. Ступино Московской области

Методы формирования финансовой грамотности во внеурочной деятельности у обучающихся начальных классов МБОУ «СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» г.о. Ступино Московской области

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»

Начальная    школа   –   это первый   этап   образования детей.     В процессе обучения ребёнок учится: читать, писать, считать. Но к большому сожалению школа не готовит его в полном объёме к реальной жизни, а также к трудностям встречающимся на пути взросления и становления личности учащегося, в особенности это касается вопросов финансового образования.

Начальная    школа   –   это первый   этап   образования детей.     В процессе обучения ребёнок учится: читать, писать, считать. Но к большому сожалению школа не готовит его в полном объёме к реальной жизни, а также к трудностям встречающимся на пути взросления и становления личности учащегося, в особенности это касается вопросов финансового образования.

В современном мире без финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще мы можем встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек». Дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они рано понимают, что деньги позволяют получить   желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Дети с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них   определенного уровня финансовой грамотности. Грамотное отношение к собственным деньгам    открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Поэтому возникла необходимость внедрения   занятий   по финансовой грамотности в школе.

В современном мире без финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще мы можем встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек». Дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они рано понимают, что деньги позволяют получить   желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Дети с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них   определенного уровня финансовой грамотности. Грамотное отношение к собственным деньгам    открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Поэтому возникла необходимость внедрения   занятий   по финансовой грамотности в школе.

В современном мире без финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще мы можем встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек». Дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они рано понимают, что деньги позволяют получить   желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Дети с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них   определенного уровня финансовой грамотности. Грамотное отношение к собственным деньгам    открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Поэтому возникла необходимость внедрения   занятий   по финансовой грамотности в школе.

В современном мире без финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще мы можем встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек». Дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они рано понимают, что деньги позволяют получить   желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Дети с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них   определенного уровня финансовой грамотности. Грамотное отношение к собственным деньгам    открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Поэтому возникла необходимость внедрения   занятий   по финансовой грамотности в школе.

Внеурочная деятельность является первым   этапом ознакомления детей с финансовой грамотностью в школе. На занятиях   учащиеся проводят опыты и эксперименты, наблюдают, исследуют, работают над проектами, учатся выполнять различные социальные роли. А также, осознают, какое место они занимают в социуме, учатся разрешать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в жизненных ситуациях.

Деятельность, направленная на развитие основ финансовой грамотности школьников, может быть проведена   в разных формах образовательного процесса.    Полученные знания сформируют у учащихся общие представления о процессах, связанных с экономикой, бизнесом,    ресурсами и их разумным потреблением, а так же поспособствуют становлению успешной личности каждого ученика.    Поэтому чем раньше дети узнают о роли денег в жизни,    тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Ребенок научится планировать свой бюджет, будет самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, узнает о способах увеличения своего дохода. Также занятия по финансовой грамотности помогут ученику в выборе дальнейшей профессии.

Задания по финансовой грамотности очень нравятся ученикам, так как имеют ряд особенностей: основаны на ситуациях, с которыми часто сталкиваются ребята в повседневной жизни; героями каждой задачи являются обычные люди, а зачастую, сверстники учащихся, а также персонажи их любимых мультфильмов и сказок ; задания сформулированы простым языком; к каждой ситуации предусмотрены несколько заданий разного уровня сложности; многие задачи предполагают несколько возможных вариантов ответа, предлагая ученикам поразмыслить; все предложенные ситуации близки и понятны школьникам.

Задания по финансовой грамотности очень нравятся ученикам, так как имеют ряд особенностей:

  • основаны на ситуациях, с которыми часто сталкиваются ребята в повседневной жизни;
  • героями каждой задачи являются обычные люди, а зачастую, сверстники учащихся, а также персонажи их любимых мультфильмов и сказок ;
  • задания сформулированы простым языком;
  • к каждой ситуации предусмотрены несколько заданий разного уровня сложности;
  • многие задачи предполагают несколько возможных вариантов ответа, предлагая ученикам поразмыслить;
  • все предложенные ситуации близки и понятны школьникам.
«Мозаика» Мозаика – это метод групповой работы. При использовании этого метода дети учатся ответственности и работе в коллективе. Цель метода – изучение и получение необходимой информации за короткий промежуток времени. Данный прием применяют при ответах на вопросы, решении задач.

«Мозаика»

Мозаика – это метод групповой работы. При использовании этого метода дети учатся ответственности и работе в коллективе.

Цель метода – изучение и получение необходимой информации за короткий промежуток времени. Данный прием применяют при ответах на вопросы, решении задач.

Класс делится на три группы по 4 человека. Количество учеников в группе соответствует количеству заданий. В каждой группе на столе лежат четыре карточки с номерами. За каждым учеником группы закрепляется свой номер. Ученики с одинаковыми номерами пересаживаются за один стол. Обсуждают задание, которое они получили под своим номером. Они стали «консультантами». После этого все ученики возвращаются в свои группы и каждый «консультант» представляет свое задание остальным участникам группы. Учитель вызывает к доске ученика из группы для выполнения задания, в котором он не был «консультантом».

Класс делится на три группы по 4 человека. Количество учеников в группе соответствует количеству заданий. В каждой группе на столе лежат четыре карточки с номерами. За каждым учеником группы закрепляется свой номер. Ученики с одинаковыми номерами пересаживаются за один стол. Обсуждают задание, которое они получили под своим номером. Они стали «консультантами». После этого все ученики возвращаются в свои группы и каждый «консультант» представляет свое задание остальным участникам группы. Учитель вызывает к доске ученика из группы для выполнения задания, в котором он не был «консультантом».

Карточка №1 – серия «Райский остров». Задание: Почему, благодаря находчивости Ёжика, друзья не умирают от жажды под палящим солнцем? Что он сделал для этого? Что такое инвестирование?

Карточка №1 – серия «Райский остров».

Задание: Почему, благодаря находчивости Ёжика, друзья не

умирают от жажды под палящим солнцем? Что он сделал для этого? Что такое инвестирование?

Карточка №2 – серия «Благородное дело». Задание: Почему дело Копатыча стало приносить доход, а дело нетерпеливого Кроша не стало успешным?

Карточка №2 – серия «Благородное дело».

Задание: Почему дело Копатыча стало приносить доход, а дело нетерпеливого Кроша не стало успешным?

Карточка №3 –серия «Золушка». Задание: Какие ошибки допустила Нюша при покупке очень дорогого платья? Что она сделала, чтобы вернуть долг банку? Что такое кредит?

Карточка №3 –серия «Золушка».

Задание: Какие ошибки допустила Нюша при покупке очень дорогого платья? Что она сделала, чтобы вернуть долг банку? Что такое кредит?

      Карточка №4 – серия «Золотое яблоко». Задание: почему Нюша купила очень дорогое яблоко? Что такое реклама? Какие выводы сделали Нюша и Бараш?

 

 

 

Карточка №4 – серия «Золотое яблоко».

Задание: почему Нюша купила очень дорогое яблоко? Что такое реклама? Какие выводы сделали Нюша и Бараш?

Понятия, которые вводятся на занятии: инвестирование прибыль кредит проценты договор реклама

Понятия, которые вводятся на занятии:

инвестирование

прибыль

кредит

проценты

договор

реклама

Внеурочное занятие «Аукцион» интересно и эффективно тем, что на нём можно достигнуть несколько целей одновременно: контроль, рабочую атмосферу, игру, которая повышает мотивацию учащихся, взаимосвязь учитель-ученик, ученик-ученик; в работе задействован весь класс. При этом у каждого участника развивается мышление, активность, инициативность. Аукцион лучше планировать как обобщающее занятие, тогда у учащихся будет уже накоплена база знаний по данной теме. Это урок, который проходит в форме аукциона: с лотами, повышениями ставок, продавцами, аукционистом и т.д. Единственное отличие, что в качестве лота будут предлагаться интеллектуальные задания, а оплату ученики будут получать в виде баллов, выражаемых в рублях. Чем выгодны уроки-аукционы учителю? Они помогают достичь сразу несколько целей методического, педагогического и психологического характера:

  • оценивают знания по данной теме; обеспечивают рабочую, деловую атмосферу; участники игры получают эмоции, впечатления, что повышает мотивацию к изучению предмета; тесная работа в группах обеспечивает взаимосвязь учащихся; вовлечены в работу все ученики класса, что обеспечивает реализацию дифференцированного метода обучения, ученик формирует личную ответственность за собственную деятельность и работу других; развитие навыков самоанализа; развивается самостоятельное мышление, творческая активность, инициативность.
  • оценивают знания по данной теме;
  • обеспечивают рабочую, деловую атмосферу;
  • участники игры получают эмоции, впечатления, что повышает мотивацию к изучению предмета;
  • тесная работа в группах обеспечивает взаимосвязь учащихся;
  • вовлечены в работу все ученики класса, что обеспечивает реализацию дифференцированного метода обучения,
  • ученик формирует личную ответственность за собственную деятельность и работу других;
  • развитие навыков самоанализа;
  • развивается самостоятельное мышление, творческая активность, инициативность.
Игра «Аукцион» в 4 «А»

Игра «Аукцион»

в 4 «А»

ПРАВИЛА АУКЦИОНА Кто раньше всех решит задание – 50 руб.  Правильное решенное задание -- 100руб.  Штраф (за нарушение дисциплины) - 10 руб.  Выигрывает кто больше всех зарабатывает денег.    Эксперты в бланке фиксируют  количество заработанных денег.

ПРАВИЛА АУКЦИОНА

Кто раньше всех решит задание – 50 руб. Правильное решенное задание -- 100руб. Штраф (за нарушение дисциплины) - 10 руб. Выигрывает кто больше всех зарабатывает денег. Эксперты в бланке фиксируют количество заработанных денег.

Лот 1 Семья пятиклассницы Виктории Рубцовой состоит из семи человек. Мама работает в школе учителем и получает зарплату 25 000 р., а папа — инженер — зарабатывает 26 000 р. в месяц. Старший брат Николай учится в институте, получает стипендию 1500 р. и подрабатывает в такси по выходным, за что ему платят 8000 р., а младший брат Андрей учится во 3 классе. Дедушка Сергей получает пенсию 11500 р., а бабушка Света — 12 000 р.  Какой доход получается у этой семьи в месяц? Какую сумму составляет доход на каждого члена семьи? Как думаете, этого много?

Лот 1

Семья пятиклассницы Виктории Рубцовой состоит из семи человек. Мама работает в школе учителем и получает зарплату

25 000 р., а папа — инженер — зарабатывает 26 000 р. в месяц. Старший брат Николай учится в институте, получает стипендию 1500 р. и подрабатывает в такси по выходным, за что ему платят 8000 р., а младший брат Андрей учится во 3 классе. Дедушка Сергей получает пенсию 11500 р., а бабушка Света — 12 000 р.

Какой доход получается у этой семьи в месяц? Какую сумму составляет доход на каждого члена семьи? Как думаете, этого много?

Лот 2 В квитанции за электроэнергию в феврале было 9923 кВт/ч, а в прошлом месяце были 9823 кВт/ч. Сколько израсходовано энергии в этом месяце? Сколько рублей составит плата за электроэнергию, если 1 кВт/ч = 2руб.80коп.?

Лот 2

В квитанции за электроэнергию в феврале было 9923 кВт/ч, а в прошлом месяце были 9823 кВт/ч.

Сколько израсходовано энергии в этом месяце? Сколько рублей составит плата за электроэнергию, если 1 кВт/ч = 2руб.80коп.?

Лот 3 Показания водосчетчика (прибора учета расхода горячей воды) в семье Петровых 1 ноября составляли 555 кубометров воды, а 1 декабря – 560 кубометров . Сколько рублей нужно заплатить за горячую воду за ноябрь, если стоимость 1 кубометра горячей воды составляет 131  руб .?

Лот 3

Показания водосчетчика (прибора учета расхода горячей воды) в семье Петровых

1 ноября составляли 555 кубометров воды, а 1 декабря – 560 кубометров .

Сколько рублей нужно заплатить за горячую воду за ноябрь, если стоимость

1 кубометра горячей воды составляет 131 руб .?

Лот 4 В месяц семья Зайцевых платит за телефон 600 руб . Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон: за 2 мес.; за квартал (3мес); за полгода; за 1 год.

Лот 4

В месяц семья Зайцевых платит за телефон

600 руб .

Рассчитайте, сколько денег уходит на абонентскую плату за телефон:

за 2 мес.;

за квартал (3мес);

за полгода;

за 1 год.

Лот 5 Перед Новым годом у семьи Ивановых сломался телевизор. На праздник без него оставаться никто не хотел. Решили купить новый. Антон предложил заказать его в интернет-магазине т.к посчитав, оказалась, что цена выбранной модели – 31 730 рублей + доставка 1 350 р. + подключение 460 р. А Кира Петровна хочет приобрести его в магазине бытовой техники за 34 359 рубля , который расположен рядом с домом, где не нужно платить за доставку и подключение. Чьё решение позволит сэкономить семейные средства? Почему?

Лот 5

Перед Новым годом у семьи Ивановых сломался телевизор. На праздник без него оставаться никто не хотел. Решили купить новый. Антон предложил заказать его в интернет-магазине т.к посчитав, оказалась, что цена выбранной модели – 31 730 рублей + доставка 1 350 р. + подключение 460 р.

А Кира Петровна хочет приобрести его в магазине бытовой техники за 34 359 рубля , который расположен рядом с домом, где не нужно платить за доставку и подключение.

Чьё решение позволит сэкономить семейные средства? Почему?

Лот 6 Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 56 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50кг) стоит 2600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Сколько составит экономия?

Лот 6

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 56 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50кг) стоит 2600 руб.

Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)?

Сколько составит экономия?

Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных  действий,  объединенных  единым  мотивом.  Это  один  из  самых  эффективных методов в начальной школе. Игра развивает творческие способности у учащихся.  Игровое  обучение  -  это  форма  учебного  процесса  в  условных  ситуациях,  направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его  проявлениях:  знаниях,  навыках,  умениях,  эмоционально-оценочной  деятельности.  Каждое  игровое  занятие  имеет  как  игровую,  так  и  образовательную  цель  и  проходит  по  определённым  правилам,  которые  сообщаются участникам. Правила определяют действия каждого участника  игры  и их  взаимодействие.

Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единым мотивом. Это один из самых эффективных методов в начальной школе. Игра развивает творческие способности у учащихся. Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Каждое игровое занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие.

Игра «Кто как работает?»

1 класс

Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал: Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, Старуха из сказки Пушкина, Кот в сапогах, Маугли, Емеля, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф - Наф, Лисичка-сестричка и другие.

Ход игры:

Учитель показывает черный ящик, солнышко и облако. Просит помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите

каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением

сказочного героя.

Правила игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на

верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре

приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их

нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность

своего выбора.

Учитель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки

подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После

окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым

героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

СВОЯ ИГРА Товар 100 20 80 40 60 Банк 60 20 40 80 100 40 60 Деньги 20 80 100 20 Сказки  про деньги 40 60 80 100 80 60 40 20 Финансовые задачи 100 100 80 Экономические ребусы 60 40 20

СВОЯ ИГРА

Товар

100

20

80

40

60

Банк

60

20

40

80

100

40

60

Деньги

20

80

100

20

Сказки

про деньги

40

60

80

100

80

60

40

20

Финансовые

задачи

100

100

80

Экономические

ребусы

60

40

20

Игра «Своя игра» в 3 «А» классе

Игра «Своя игра» в 3 «А» классе

ЛОТО ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ЛОТО ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ДОХОДЫ- РАСХОДЫ"

       Прием «Домино».   Каждый учащийся получает карточку – лист бумаги форматом А4, разделенный на две равные части. На одной из этих частей написан пример или вопрос, а на другой – ответ или языковая характеристика, но уже к другой карточке. Один из учащихся, чья карточка имеет слева незаполненную половину, начинает игру: читает вопрос (задание) по своей карточке и крепит ее с помощью магнитов на доску. Далее читает ответ тот ученик, у которого он расположен слева на карточке, затем читает свой вопрос справа, крепит карточку на доску и т.д. Если ошибка все-таки возникает, ученики вынуждены заново возвращаться к тем же вопросам. Это приводит к более полному усвоению материала. Интерактивный прием «Домино» является не только эффективным способом повышения мотивации учащихся на уроках, но и средством повышения качества знаний учащихся по предмету.

Прием «Домино».  

Каждый учащийся получает карточку – лист бумаги форматом А4, разделенный на две равные части. На одной из этих частей написан пример или вопрос, а на другой – ответ или языковая характеристика, но уже к другой карточке. Один из учащихся, чья карточка имеет слева незаполненную половину, начинает игру: читает вопрос (задание) по своей карточке и крепит ее с помощью магнитов на доску. Далее читает ответ тот ученик, у которого он расположен слева на карточке, затем читает свой вопрос справа, крепит карточку на доску и т.д. Если ошибка все-таки возникает, ученики вынуждены заново возвращаться к тем же вопросам. Это приводит к более полному усвоению материала.

Интерактивный прием «Домино» является не только эффективным способом повышения мотивации учащихся на уроках, но и средством повышения качества знаний учащихся по предмету.

Кроссворды

Кроссворды

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!