СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Художник и ученый" (МХК, 9 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Задачи урока: продолжение знакомства с идеей интеграции искусства и науки; понимание сюжета, содержания произве­дений авангардной живописи; создание учащимися творческих композиций.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Художник и ученый" (МХК, 9 класс)»

Художник и ученый

Художник и ученый

Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция  А. Эйнштейн

Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция

А. Эйнштейн

Известно, что способностью к творчеству должен обладать как художник, так и учёный. Учёные утверждают, что именно образное мышление активизирует умственные процессы. Поэтому неудивительно, что неожиданные идеи, рождающиеся в искусстве, потчас становятся прообразами новых научных открытий, причём задолго до их осуществления.
  • Известно, что способностью к творчеству должен обладать как художник, так и учёный.
  • Учёные утверждают, что именно образное мышление активизирует умственные процессы.
  • Поэтому неудивительно, что неожиданные идеи, рождающиеся в искусстве, потчас становятся прообразами новых научных открытий, причём задолго до их осуществления.
Это подтверждает важность художественно-образного мышления для культурного развития человечества. Если внимательно вглядеться в историю культуры, можно найти различные факты, подтверждающие это.
  • Это подтверждает важность художественно-образного мышления для культурного развития человечества.
  • Если внимательно вглядеться в историю культуры, можно найти различные факты, подтверждающие это.
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
  • Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
В эпоху Возрождения  искусство шло впереди науки, так как наука только возрождалась из забытья, скинув оковы средневекового догматизма. Всеобщий подъём науки и искусства порой способствовал их полному слиянию. Это был век гармонии чувства и разума.

В эпоху Возрождения

  • искусство шло впереди науки, так как наука только возрождалась из забытья, скинув оковы средневекового догматизма.
  • Всеобщий подъём науки и искусства порой способствовал их полному слиянию.
  • Это был век гармонии чувства и разума.
Многогранная личность Леонардо да Винчи — учёного и художника, исследователя и инженера, изобретателя и анатома — до сих пор удивляет человечество. Его открытия в области искусства и науки невероятны и опережают своё время на многие века. Разгадку его гения ищут вот уже пять столетий.
  • Многогранная личность Леонардо да Винчи — учёного и художника, исследователя и инженера, изобретателя и анатома — до сих пор удивляет человечество. Его открытия в области искусства и науки невероятны и опережают своё время на многие века. Разгадку его гения ищут вот уже пять столетий.
В эпоху барокко на первом месте были чувства, а значит, в извечном споре между наукой и искусством (физиками и лириками) приоритет был за искусствами.

В эпоху барокко

  • на первом месте были чувства, а значит, в извечном споре между наукой и искусством (физиками и лириками) приоритет был за искусствами.
В эпоху Просвещения — в век разума — наука вырвалась вперёд, взяла верх над чувствами, являющимися прерогативой искусства.

В эпоху Просвещения

  • — в век разума — наука вырвалась вперёд, взяла верх над чувствами, являющимися прерогативой искусства.
Шведский писатель Юхан Август Стринберг (1849—1912) в романе «Капитан Коль» впервые высказал мысль о возможности получения азота из воздуха. Этот химический элемент назван так из-за того, что он не способствует поддержанию жизни («а» — в греч. языке отрицательная приставка, «зот» — жизнь), не поддерживает дыхания и горения и действительно является основным компонентом воз­духа — 78,09 % объёма.

Шведский писатель Юхан Август Стринберг (1849—1912)

  • в романе «Капитан Коль» впервые высказал мысль о возможности получения азота из воздуха. Этот химический элемент назван так из-за того, что он не способствует поддержанию жизни («а» — в греч. языке отрицательная приставка, «зот» — жизнь), не поддерживает дыхания и горения и действительно является основным компонентом воз­духа — 78,09 % объёма.
Найти/вспомнить    литературные примеры с антисимметричными, оппозиционными названиями

Найти/вспомнить литературные примеры с антисимметричными, оппозиционными названиями

(например, романы «Принц и нищий» М. Твена , «Красное и чёрное» Стендаля, рассказ «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, басня «Волк и Ягнёнок» И. А. Крылова и др.).

(например,

  • романы «Принц и нищий» М. Твена , «Красное и чёрное» Стендаля,
  • рассказ «Толстый и тонкий» А. П. Чехова,
  • басня «Волк и Ягнёнок» И. А. Крылова
  • и др.).
В середине ХХ века появилось понятие  Антисимметрия, т.е. противоположно симметрии .

В середине ХХ века появилось понятие Антисимметрия, т.е. противоположно симметрии .

Определение: антисимметрия - это симметрия с полярными и контрастными свойствами .

Определение:

  • антисимметрия - это симметрия с полярными и контрастными свойствами .
Антисимметрия понятие противопоставления.   В жизни и в искусстве – это извечные противоположности: добро и зло, жизнь-смерть, лево-право, верх-низ и т.п.

Антисимметрия понятие противопоставления.

  • В жизни и в искусстве – это извечные противоположности: добро и зло, жизнь-смерть, лево-право, верх-низ и т.п.
Симметрия с полярными и контрастными свойствами Антисимметрия

Симметрия с полярными и контрастными свойствами

Антисимметрия

Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук  (синергетика, фрактальная геометрия),  формирует новый художественный язык искусства.
  • Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук

(синергетика, фрактальная геометрия),

формирует новый художественный язык искусства.

Послушайте одну из фуг Баха и поделитесь своими впечатлениями о музыке и вызванными ею ассоциациями, а после этого сравнить особенности музыкальной композиции с декоративными работами голландского художника и геометра Маурица Эшера, построенными по принципу антисимметрии, задуматься о единстве законов графики и музыкального построения фуги. Эшер был математиком в графике, так же как Бах в музыке.  
  • Послушайте одну из фуг Баха и поделитесь своими впечатлениями о музыке и вызванными ею ассоциациями, а после этого сравнить особенности музыкальной композиции с декоративными работами голландского художника и геометра Маурица Эшера, построенными по принципу антисимметрии, задуматься о единстве законов графики и музыкального построения фуги. Эшер был математиком в графике, так же как Бах в музыке.
  •  
Художник и геометр Ма́уриц Корне́лис Э́шер  ( 1898- 1972 )  - нидерландский художник-график

Художник и геометр

Ма́уриц Корне́лис Э́шер

( 1898- 1972 )

- нидерландский художник-график

Метаморфозы Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях.

Метаморфозы

Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях.

День и ночь

День и ночь

День и ночь Правая и левая часть композиции не только зеркально симметричны, но и как бы служат своеобразными негативами одна другой. По мере того как наш взгляд перемещается снизу вверх квадраты полей превращаются в белых птиц летящих в ночь, и в черных птиц, летающих на фоне светлого дневного неба. Свет и тьма, порядок и хаос оказываются неразрывно связаны. Попробуем определить границу, на которой кончается день и начинается ночь, где черные лебеди превращаются в белых. Эта граница оказывается в разных местах в зависимости от того, рассматриваем мы картину слева направо или справа налево. Психологи называют этот эффект бистабильностью восприятия.
  • День и ночь
  • Правая и левая часть композиции не только зеркально симметричны, но и как бы служат своеобразными негативами одна другой. По мере того как наш взгляд перемещается снизу вверх квадраты полей превращаются в белых птиц летящих в ночь, и в черных птиц, летающих на фоне светлого дневного неба.
  • Свет и тьма, порядок и хаос оказываются неразрывно связаны.
  • Попробуем определить границу, на которой кончается день и начинается ночь, где черные лебеди превращаются в белых. Эта граница оказывается в разных местах в зависимости от того, рассматриваем мы картину слева направо или справа налево.
  • Психологи называют этот эффект бистабильностью восприятия.
Рекурсия

Рекурсия

Фракталы Художник брал идеи из математических статей  о  мозаичном разбиении плоскости

Фракталы

Художник брал идеи из математических статей

о мозаичном разбиении плоскости

Неевклидова геометрия Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века

Неевклидова геометрия

Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века

Нереальные конструкции     Жос де Мей  Родился в 1928 году в Бельгии  С 1968 года, оставив преподавание, он полностью сконцентрировался на рисовании.

Нереальные конструкции

Жос де Мей

Родился в 1928 году в Бельгии С 1968 года, оставив преподавание, он полностью сконцентрировался на рисовании.

Первые его работы были основаны на использовании различных математических законов и последовательностей, таких как ряд Фибоначчи и золотое сечение

Первые его работы были основаны на использовании различных математических законов и последовательностей, таких как ряд Фибоначчи и золотое сечение

На многих картинах художника изображены  люди, которые изначально были персонажами картин известных голландских художников

На многих картинах художника изображены люди, которые изначально были персонажами картин известных голландских художников

 Художник с особой выразительностью стал использовать  обман зрения ,  наряду с точным воспроизведением материалов и  эффекта света и тени

Художник с особой выразительностью стал использовать обман зрения , наряду с точным воспроизведением материалов и эффекта света и тени

 Невозможные конструкции являются главной частью в каждой картине художника

Невозможные конструкции являются главной частью в каждой картине художника

Задание:   Послушайте композицию А. Скрябина “Прометей. Поэма огня” и нарисуйте цветовую палитру этого фрагмента. Время работы - 10 мин.  Прометей

Задание:

  • Послушайте композицию А. Скрябина “Прометей. Поэма огня”
  • и нарисуйте цветовую палитру этого фрагмента.
  • Время работы - 10 мин.
  • Прометей
Продолжение на след уроке №17

Продолжение на след уроке №17

      Величайшим завоеванием  XX в. является появление новых наук, объединивших научно-техническое знание и художественные принципы.  Это точные науки XXI в. — синергетика и фрактальная геометрия.   («синергетика» в переводе с греческого языка означает «совместное действие»)

Величайшим завоеванием XX в. является появление новых наук, объединивших научно-техническое знание и художественные принципы. Это точные науки XXI в. — синергетика и фрактальная геометрия.

(«синергетика» в переводе с греческого языка означает «совместное действие»)

Учёный, владея объективной логикой, на основе знаний, обобщений, наблюдений, анализа может делать умозаключения, которые помогают понять физический мир. Художник (писатель, композитор), обладая образным мышлением, на основе знаний, опыта, интуиции может представить такие явления, которые выходят за пределы существующей физической реальности, и передать эту информацию языком своего искусства. Если учёный обладает образным мышлением, то его умозаключения открывают новые грани мира — новые законы в различных областях науки и техники. Значит, техническим прогрессом человечества мы в равной мере обязаны логическому и образному мышлению человека.
  • Учёный, владея объективной логикой, на основе знаний, обобщений, наблюдений, анализа может делать умозаключения, которые помогают понять физический мир. Художник (писатель, композитор), обладая образным мышлением, на основе знаний, опыта, интуиции может представить такие явления, которые выходят за пределы существующей физической реальности, и передать эту информацию языком своего искусства. Если учёный обладает образным мышлением, то его умозаключения открывают новые грани мира — новые законы в различных областях науки и техники. Значит, техническим прогрессом человечества мы в равной мере обязаны логическому и образному мышлению человека.
Орфизм Робер Делоне Французский художник 1885—1941

Орфизм

Робер Делоне Французский художник 1885—1941

Этот стиль живописи , тесно связанный с музыкой, был назван  орфизмом

Этот стиль живописи , тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом

 «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923)

«Марсово поле: Красная башня» (1911—1923)

Русский авангард  Па́вел Никола́евич Фило́нов (8 января 1883, Москва  -3 декабря 1941, Ленинград) 

Русский авангард

Па́вел Никола́евич Фило́нов (8 января 1883, Москва  -3 декабря 1941, Ленинград) 

 основатель и теоретик аналитического искусства  выполнил графическую композицию «Формула Вселенной»

основатель и теоретик аналитического искусства

выполнил графическую композицию «Формула Вселенной»

Филонов развивает тезисы манифеста:  Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом , чтобы он туда въедался, как тепло в тело …был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом

Филонов развивает тезисы манифеста:

Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом , чтобы он туда въедался, как тепло в тело …был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом

Задание:   Работа в группах : выполнение художественно-творческих заданий:  1) создание герба (города, школы, семьи) с использованием разных видов симметрии; Время работы - 10 мин.

Задание:

  • Работа в группах : выполнение художественно-творческих заданий:
  • 1) создание герба (города, школы, семьи) с использованием разных видов симметрии;

Время работы - 10 мин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!