СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему :"ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему :"ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ"»

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ  по литературе  2024 Материалы для подготовки

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ по литературе 2024

Материалы для подготовки

Тематические направления В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка: Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».    Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya.html        Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya.html

Тематические направления

  • В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
  • В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
  • Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
  • Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
  • Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека». Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya.html
  • Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya.html
Цивилизация и технологии Человек путешествующий В.Распутин «Прощание с Матерой» Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту» «Вельд» М.Гелприн «Свеча горела» Э.Хемингуэй «Индейский поселок» О.Громыко «Котик» Е.Пастернак «Время всегда хорошее» Н.С.Лесков «Очарованный странник», «Левша» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» А.Платонов «Возвращение» Книга (музыка, спектакль…) Кино: «Общество мертвых поэтов (1989) «Желтый платочек счастья» (2008) «Бегущий по лезвию» (1982) «Босиком по мостовой» (2005) Кому на Руси жить хорошо? Преступление и наказание М.Е. Салтыков-Щедрин

Цивилизация и технологии

Человек путешествующий

В.Распутин «Прощание с Матерой»

Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту»

«Вельд»

М.Гелприн «Свеча горела»

Э.Хемингуэй «Индейский поселок»

О.Громыко «Котик»

Е.Пастернак «Время всегда хорошее»

Н.С.Лесков «Очарованный странник», «Левша»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

А.Платонов «Возвращение»

Книга (музыка, спектакль…)

Кино:

«Общество мертвых поэтов (1989)

«Желтый платочек счастья» (2008)

«Бегущий по лезвию» (1982)

«Босиком по мостовой» (2005)

Кому на Руси жить хорошо?

Преступление и наказание

М.Е. Салтыков-Щедрин "Добродетели и пороки"

Л. Андреев "Предстояла кража"

О. Генри "Родственные души"

А. Платонов "Юшка"

А.П. Чехова "Злоумышленник«

А.П. Чехов "В аптеке"

Э.По «Убийство на улице Морг»

А.П. Чехов "Размазня"

А.П. Чехов "Темнота"

В. Шукшин "Обида"

Требования к сочинению Соответствие теме, ее раскрытие Изложение мыслей последовательно Соблюдение норм русского языка: орфографических, грамматических, пунктуационных, лексических

Требования к сочинению

  • Соответствие теме, ее раскрытие
  • Изложение мыслей последовательно
  • Соблюдение норм русского языка: орфографических, грамматических, пунктуационных, лексических
Соответствие теме, ее раскрытие «Чтобы дойти до цели , человеку нужно только одно – идти » (Оноре де Бальзак) «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники  сами начнут прощать себя» (Ф.М. Достоевский) «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа » (Мильтон)

Соответствие теме, ее раскрытие

  • «Чтобы дойти до цели , человеку нужно только одно – идти » (Оноре де Бальзак)
  • «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя» (Ф.М. Достоевский)
  • «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа » (Мильтон)
«Природа и культура в жизни человека»: русская литература   А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» (гений, творчество, искусство) Н.С. Лесков «Левша» (мастер своего дела) А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом» (поэзия) И. А. Куприн. «Тапер» (музыка, творчество) К.Г. Паустовский «Старый повар» (музыка, гений) К.Г. Паустовский «Акварельные краски» (живопись, роль родины) В. Короленко. «Слепой музыкант» (музыка) А. Михайлов. «Маяковский» (поэзия, творчество) Н. В. Гоголь. «Портрет» (художники, живопись, творчество, искусство и ремесло) А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда» (музыка, творчество, искусство) «Природа и культура в жизни человека»: зарубежная литература Р. Брэдбери «Зеленое утро» (природа, отношение к природе) Р. Брэдбери «Улыбка» (цивилизация, ценность культуры, живопись) Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей» (отношение к природе)

«Природа и культура в жизни человека»: русская литература

  • А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» (гений, творчество, искусство)
  • Н.С. Лесков «Левша» (мастер своего дела)
  • А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом» (поэзия)
  • И. А. Куприн. «Тапер» (музыка, творчество)
  • К.Г. Паустовский «Старый повар» (музыка, гений)
  • К.Г. Паустовский «Акварельные краски» (живопись, роль родины)
  • В. Короленко. «Слепой музыкант» (музыка)
  • А. Михайлов. «Маяковский» (поэзия, творчество)
  • Н. В. Гоголь. «Портрет» (художники, живопись, творчество, искусство и ремесло)
  • А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда» (музыка, творчество, искусство)
  • «Природа и культура в жизни человека»: зарубежная литература
  • Р. Брэдбери «Зеленое утро» (природа, отношение к природе)
  • Р. Брэдбери «Улыбка» (цивилизация, ценность культуры, живопись)
  • Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей» (отношение к природе)
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»: русская литература   М.Ю. Лермонтов

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»: русская литература

  • М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", "Мцыри"
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
  • А.С. Пушкин "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Дубровский"
  • Д.И. Фонвизин "Недоросль"
  • Н.В. Гоголь "Мёртвые души", "Шинель", "Ревизор"
  • Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
  • А.Н. Островский "Гроза"
  • М.А. Шолохов "Судьба человека", "Тихий Дон"
  • А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича", "Матрёнин двор"
  • И.А. Гончаров "Обломов"
  • Л.Н. Толстой "Война и мир", "Анна Каренина"
  • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце"
  • А.С. Грибоедов "Горе от ума"
  • И.С. Тургенев "Отцы и дети"
  • М.Е. Салтыков-Щедрин "Премудрый пискарь"
  • В.Г. Распутин "Уроки французского"
  • М. Горький "На дне", "Старуха Изергиль"
  • А.П. Чехов "Вишнёвый сад", "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Смерть чиновника", "Хамелеон", "Попрыгунья"
  • И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
  • А.И. Куприн "Олеся", "Гранатовый браслет"
  • Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго"
  • А.П. Платонов "Юшка", "Котлован"
  • В.Ф. Тендряков "Хлеб для собаки"
  • В.А. Каверин "Два капитана"
  • К.Г. Паустовский "Телеграмма"

«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»: русская литература

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Дума» «Мцыри», «Песня… про купца Калашникова», «Герой нашего времени»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
  • И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
  • А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  • М. Горький «На дне», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • А.П. Платонов «Юшка»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Донские рассказы»
  • А.И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича» Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka-spisok-literaturyi-dlya-itogovogo-sochineniya.html
Композиция сочинения Вопрос-ответ Определение Краткая историческая справка ВСТУПЛЕНИЕ Тезисы+аргументация (доводы,примеры из..,факты,мнения других людей,цитаты) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Вывод Подведение итогов ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Композиция сочинения

  • Вопрос-ответ
  • Определение
  • Краткая историческая справка

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Тезисы+аргументация (доводы,примеры из..,факты,мнения других людей,цитаты)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Вывод
  • Подведение итогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ  Историческое  Характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономического, политического и культурного уровня  Биографическое  Факты биографии писателя (деятеля культуры, науки, политики), характеристика его окружения, эволюция взглядов  Аналитическое  Анализ ключевого понятия темы  Лирическое Универсальное, связывает тему сочинения с личными впечатлениями пишущего

ВСТУПЛЕНИЕ

Историческое

Характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономического, политического и культурного уровня

Биографическое

Факты биографии писателя (деятеля культуры, науки, политики), характеристика его окружения, эволюция взглядов

Аналитическое

Анализ ключевого понятия темы

Лирическое

Универсальное, связывает тему сочинения с личными впечатлениями пишущего

Возможные варианты речевых клише вступления Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.   Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что... Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что … ВНИМАНИЕ! Если тема в виде цитаты, обязательно ее объяснение

Возможные варианты речевых клише вступления

  • Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  •   Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • ВНИМАНИЕ! Если тема в виде цитаты, обязательно ее объяснение
Клише для перехода к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ... Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором... Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Клише для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Клише для 1) Подводя итог, хочется сказать:… 2) Таким образом, мы понимаем, что…. 3) Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Клише для

1) Подводя итог, хочется сказать:…

2) Таким образом, мы понимаем, что….

3) Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в

жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих

тему, цель, поставленную в начале сочинения, и

резюмирующий ответ на этот вопрос)

Клише для заключения 1) Подводя итог, хочется сказать:… 2) Таким образом, мы понимаем, что…. 3) Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Клише для заключения

1) Подводя итог, хочется сказать:…

2) Таким образом, мы понимаем, что….

3) Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в

жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих

тему, цель, поставленную в начале сочинения, и

резюмирующий ответ на этот вопрос)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Тезис – основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Аргументы: Обращение к литературному (публицистическому, научному) произведению: называем автора и произведение, его жанр. Интерпретация: обращаемся к сюжету произведения или к конкретному эпизоду, характеризуем героев ( не пересказ ). Микровывод (завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части раскрываем основную мысль сочинения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тезис – основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Аргументы:

  • Обращение к литературному (публицистическому, научному) произведению: называем автора и произведение, его жанр.
  • Интерпретация: обращаемся к сюжету произведения или к конкретному эпизоду, характеризуем героев ( не пересказ ).
  • Микровывод (завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части раскрываем основную мысль сочинения.
Заключение Вывод 1. (нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов) Заключение – призыв 2. («нужно», «важно», «давайте») Заключение – выражение надежды 3. (позволяет избежать дублирование мысли, этических и логических ошибок) Цитата 4. (смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения)

Заключение

Вывод

1.

(нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов)

Заключение – призыв

2.

(«нужно», «важно», «давайте»)

Заключение – выражение надежды

3.

(позволяет избежать дублирование мысли, этических и логических ошибок)

Цитата

4.

(смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения)

Подводим итоги РАБОТАЕМ С ТЕМОЙ Тема задана вопросом. Внимательно прочитай тему и выдели ключевые слова Попытайся кратко ответить на вопрос Вырази свое мнение Вспомни литературные произведения на эту тему Переходи к написанию по плану ПЛАН 1абзац - вступление и своя позиция 2 абзац - 1 аргумент и комментарий 3 абзац - 2 аргумент и комментарий 4 абзац – вывод по теме КАК ОФОРМИТЬ ПЕРВЫЙ АБЗАЦ 1.Размышляем по теме и подводим к тезису 2.Тезис (Я считаю,что…) 3.Речевой мостик (для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта)

Подводим итоги

РАБОТАЕМ С ТЕМОЙ

Тема задана вопросом.

  • Внимательно прочитай тему и выдели ключевые слова
  • Попытайся кратко ответить на вопрос
  • Вырази свое мнение
  • Вспомни литературные произведения на эту тему
  • Переходи к написанию по плану

ПЛАН

1абзац - вступление и своя позиция

2 абзац - 1 аргумент и комментарий

3 абзац - 2 аргумент и комментарий

4 абзац – вывод по теме

КАК ОФОРМИТЬ ПЕРВЫЙ АБЗАЦ

1.Размышляем по теме и подводим к тезису

2.Тезис (Я считаю,что…)

3.Речевой мостик (для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта)

Подводим итоги КАК ПРАВИЛЬНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТ 1.Название произведения и автор 2.Пересказ ситуации (комментирование) 3.Микровывод (Этот пример показывает….) КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщение-возвращение к теме. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОЧИНЕНИЯ - обозначить свою позицию по теме и аргументировать ее. ОПОРА НА ЛИТЕРАТУРУ : 1. художественные произведения 2. дневники,мемуары,письма 3. публицистика 4. произведения УНТ Рекомендованное количество слов 300-350 Вступление-60-70 слов Основная часть -200-250 Вывод-60-70 слов

Подводим итоги

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТ

1.Название произведения и автор

2.Пересказ ситуации (комментирование)

3.Микровывод (Этот пример показывает….)

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение-возвращение к теме.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОЧИНЕНИЯ - обозначить свою позицию по теме и аргументировать ее.

ОПОРА НА ЛИТЕРАТУРУ :

1. художественные произведения

2. дневники,мемуары,письма

3. публицистика

4. произведения УНТ

Рекомендованное количество слов 300-350

Вступление-60-70 слов

Основная часть -200-250

Вывод-60-70 слов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!